Искусство Жостово
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

урок по программе Б.М.Неменского в 5 классе во 2 четверти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_zhostovo_2017-2018.doc62 КБ
PDF icon zhostovo_2017-2018.pdf2.03 МБ

Предварительный просмотр:

5 класс (2017-2018 учебный год)

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»

Под руководством Б.М.Неменского

2 четверть

Учитель ИЗО Величутина Надежда Яковлевна

Тема: «Искусство Жостова».

Цель: 

П.

  • Знать ведущие центры художественных промыслов России, их особенности;
  • Уметь выявлять в произведениях традиционного промысла единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции.
  • Приобрести элементарные навыки Жостовской росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности росписи, её цветового строя.

М. 

  • Уметь осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами.
  • Уметь на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, характеризовать общие признаки и особенности росписи.
  • Применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни.

Л.

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Тип учебного занятия: Комбинированный урок (интегрированный).

                                                                       

Оборудование учебного занятия: ПК, мультимедийный проектор, экран, образцы жостовских подносов (репродукции), детские работы, таблицы с композициями

Структура урока

Ведущая деятельность учителя

Ведущая деятельность учащихся

  1. Создание проблемной ситуации

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Слайд 1. Прочитайте на экране четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос.

- Какая связь между этими словами?

- Составьте логическую цепочку из этих слов.

- откройте стр учебника 92, тема урока …

Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития.

Ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.

Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.

Жостово, жостовские подносы.

Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми.

  1. Формирование проблемы

Слайд 2. Что такое жостово, жостовские  подносы и для чего (с какой целью) русские мастера изобрели жостово?

Предлагают варианты

  1. Актуализация знаний

Слайд 3. Самовар. Все знаете, что это за предмет? А как он устроен?

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

Работа с таблицей.

- Под какой цифрой промысел в таблице?

- Где зародился промысел? Слайд 4, 5

- Из какого материала выполняются подносы? Слайд 6, 7

Слайд. В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск.

- Какой формы, размеров, символы? Цвет? Слайд 8, 9,

Слайд. Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.

По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции: Композицию определяет форма подносов, назовите их:

Слайд "Букет собранный",

Слайд "Букет в раскидку",

Слайд "Венок",

Слайд "Ветка с угла".

- Этапы? Слайд 11, 10

Слайд. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.

Слайды: Этапы росписи жостовского подноса:

Замалёвок.

Тенёжка.

Прокладка

Бликовка.

Чертёжка

Привязка.

Уборка.

- А где же орнамент? Орнамент (уборка) Слайд 12

в последнюю очередь наносится         орнамент, расположенный на бортах (т.e. уборка)

- После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Слайд 13

- Современные подносы: Слайд 14-26

Слайд. Рядом с цветами можно увидеть подмосковные пейзажи.

Слайд. Фрукты.

Заполняем таблицу работая с учебником:

  1. Выражение решения проблемы.

Ответы на вопросы.

  • Что такое жостово, жостовские подносы и для чего (с какой целью) русские мастера изобрели жостово?
  • В чем особенности жостовской росписи?
  • Назовите основные формы подносов.
  • В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции?

Круглые

Прямоугольные

Треугольные

Овальные

Фестончатые

Восьмиугольные

Гитарные.

  1. Применение знаний

Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы (элемент росписи) в свободной кистевой манере жостовских мастеров.

Выполнение изображения подноса (элемента росписи) по мотивам жостовской росписи.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Обсуждение работ

(рассказать о своей работе, какая работа понравилась, что было сложно в работе, что удалось…)

 Варианты практической части:

  1. Но по времени нам не успеть на уроке. Поэтому вариант домашнего задания: попробывать на тонированной бумаге изобразить тот или иной цветок жостовской росписи. Можно  объединиться в группы, чтобы придумать и создать разные по форме и цвету подносы.
  2. Нарисованные сегодня цветы мы наклеим на картонные заготовки, разной формы и цвета. Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки, незабудки, тюльпана. Итак, начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре. На  уроке учащиеся объединяются в группы по 5 – 6 человек. Ребята должны затонировать картон, вырезать его по форме. Затем вырезаются нарисованные на  уроке цветы и листья. Они наклеиваются на подносы в разные композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса золотой краской.
  3. Можно разделить класс по желанию: первые делают цветовую гамму  композиции по шаблону, вторые (более сильные по мастерству) изображают цветы, для задуманного  своего замысла, третьи пробуют скопировать композицию, но к другой  форме подноса.

                                                       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс

Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Изучение данного матеириала предполагается при использовании презентации "Искусство Жостова".  Учащиеся знакомятся с историей возникновения этой росписи, ее не легкой технологией изготовления и п...

Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

ТЕМА УРОКА:  Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла. ПРЕДМЕТ:   Изобразительное искусство. ТИП УРОКА:  Урок введения нового знания. МЕТОДЫ РАБОТЫ:...

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...