Урок ИЗО 5 кл. "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Черновалова  Елена Александровна

Урок ИЗО для 5 класса по программе Б.Неменского. Знакомство с цветом как средством образной выразительности в изобразительном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izo_5_teplye_i_holodnye_tsveta.zip1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного» (2 класс)

Цель: знакомство с цветом как средством образной выразительности в изобразительном искусстве.

Задачи.

Обучающие:

  • Расширять знания о средствах художественной выразительности.
  • Научить составлять таблицу теплых и холодных цветов.
  • Научить применять различные приемы работы кистью.
  • Развивать колористические навыки работы гуашью.
  • Научить изображать простые сюжеты колористическим контрастом.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать аккуратность.

Развивающие:

  • Развивать воображение.
  • Развивать творческие способности.
  • Развивать образное мышление.
  • Развивать умение планировать свою деятельность.

Оборудование.

Для учителя: доска, мел, учебник, план-конспект, презентация «Теплые и холодные цвета», наглядные пособия, лист бумаги, гуашь, кисти.

Для учащихся: альбом, гуашь, кисти, палитра, баночки для воды, учебники.

План урока.

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Повторение 3 мин.
  3. Объяснение новой темы 10 мин.
  4. Практическая работа 22 мин.
  5. Завершение урока 3 мин.

Ход урока.

  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2.  Как над речкой, над рекой
                     Появился вдруг цветной
                    Чудо-мостик подвесной.

            Семицветная дуга.

             Красочная …………….

 Что это такое? Правильно радуга (показ) А давайте вспомним цвета радуги. (спрашиваю)

Ребята а назовите основные цвета (синий , красный, желтый). А почему их так называют- основные? Ребята, а что будет, если мы будем смешивать цвета?  Как называются эти цвета? Ребята,  а как еще мы можем разделить цвета? (теплые и холодные) назовите теплые цвета? Назовите холодные цвета.

Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Правильно о холодных и теплых цветах. Тема нашего урока «Теплые и холодные цвета». Сегодня на уроке мы подробнее узнаем, что такое теплая и холодная цветовая гамма, научимся применять эти знания в своих работах. Научимся по-разному работать гуашью.  План нашего урока таков: сначала рассмотрим новую тему, затем вы выполните задание в альбомах, в конце урока сделаем вернисаж работ.

3.ИГРА «АСССОЦИАЦИИ». Ребята я буду называть цвет, а вы называть чувство, ощущение, которое у вас возникает. (показываю цвет называю, дети отвечают).

Когда художник пишет картину, он использует набор цветов, и этот набор называется Цветовая гамма. Цветовая гамма - это ряд гармонично сочетающехся оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную цветовые гаммы.

  • Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком.
  • Теплая цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с теплым оттенком.

Работа по учебнику.  Вы знаете, что есть теплые и холодные цвета. Но любой цвет может приобрести теплый или холодный оттенок. Сегодня мы познакомимся с девочками волшебницами Веснянкой, которая живет в Солнечной стране и Льдинкой, которая живет в Зимнем царстве. На странице учебника 125. Мы видим Веснянку. Она опускает в цвет желтый луч и цвет приобретает теплый оттенок. (Просмотр картины стр. 124)

На следующей странице Льдинка «замораживает» цвета. Она опускает льдинку в каждый цвет и он приобретает холодный оттенок (просмотр картинки стр 126).

Презентация. Для изображения разных состояний природы, настроения  использует разные цветовые гаммы. (просмотр слайда «Утро и вечер» «Времена года»). 

Ребята, как вы думаете, может ли картина содержать в себе и теплые и холодные цвета? Может и это будет смешанная цветовая гамма. Давайте посмотрим как цвета расположенные рядом влияют друг на друга.(работа по таблице).

Иногда художник для выразительности располагает рядом холодные и теплые цвета. Тогда эти цвета помогают друг другу звучать ярче.

Сейчас вы должны выполнить работу, в которой будут и теплая и холодная цветовая гамма. Работа будет называться «Костер в ночи». Послушайте отрывок стихотворения сибирского писателя Юниля Булатова.

Развевается пламя. Сосна над обрывом

Что-то ищет, склоняясь к отраженной звезде.

Золотистые искры над черным заливом

Словно пчелы роятся в ночной пустоте.

 Сразу представим себе ночь. Какие цвета вы выберете?  А для костра?  (просмотр слайда «Костер»). В данной работе мы не будем использовать черный и белый цвет.

Работать вы будете гуашью. Давайте вспомним, как мы используем гуашь. Краски будем смешивать прямо на листе. Накладывать гуашь будем мазками. (Таблица «Направление мазка»).  Для фона выберем мазок «дождик» или «пятнышко», а для изображения пламени мазок «волну» (Показ на листе)

  1. Практическая работа

Физминутка: 

Мы дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все вместе

За партами встали.

Руки поднимем,

Потом разведём.

И очень глубоко

Всей грудью вздохнём

  1. Обобщение темы

Понравилось вам сегодня работать?

Что нового вы узнали?

Что такое цветовая гамма?

Какие бывают цветовые гаммы?

Завершение урока.

Молодцы вы все сегодня хорошо поработали и за урок получаете пятерки.

Задание на дом на доске: принести альбом, гуашь, кисти.

А теперь встали спасибо всем за работу. До свидания.

Самоанализ урока

Урок проходил во 2 «А» классе. В классе 10 человек. Успеваемость в классе высокая, преобладают дети с высокой учебной мотивацией.

Тема урока «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного».  Данная тема первая в разделе «Как говорит искусство» по программе Б Неменского. Урок логически связан с предыдущими и последующими темами.

Цель урока: знакомство с цветом как средством образной выразительности в изобразительном искусстве.

Цель реализовывалась путем решения следующих задач:

Обучающие:

  • Расширять знания о средствах художественной выразительности.
  • Научить составлять таблицу теплых и холодных цветов.
  • Научить применять различные приемы работы кистью.
  • Развивать колористические навыки работы гуашью.
  • Научить изображать простые сюжеты колористическим контрастом.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать аккуратность.

Развивающие:

  • Развивать воображение.
  • Развивать творческие способности.
  • Развивать образное мышление.
  • Развивать умение планировать свою деятельность.


Было использовано следующее оборудование:

Для учителя:, учебник, презентация «Теплые и холодные цвета», наглядные пособия, лист бумаги, гуашь, кисти, доска, мел.

Для учащихся: альбом, гуашь, кисти, палитра, баночки для воды, учебники.

Считаю, что оборудование было применено целесообразно.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Урок включал в себя следующие этапы:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация ранее приобретенных знаний. (Повторение )
  3. Объяснение новой темы с применением ИКТ, наглядных пособий, а так же показом учителя..
  4. Самостоятельная практическая творческая  работа учащихся.
  5. Этап завершение урока, на котором были обобщены знания получение на уроке и учащимися сделан рефлексивный самоанализ.

Все этапы логически связаны.

На уроке применялось личностно ориентированное обучение.

Для того чтобы на уроке актуализировать субъектный опыт учащихся:

  был применен прием ассоциативных связей на втором этапе урока. Для того чтобы стимулировать творческую активность был применен метод образного погружения.  Так же создавалась ситуация успеха для учащихся.

На урок применялись следующие методы и приемы:  учебный процесс строился на основе диалога, беседы. Применялся рассказ учителя, работы с учебником, практический метод

На уроках использовались межпредметые связи и литературой.

Считаю, что подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту учащихся, усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития познавательных возможностей .

Так как этот класс второй год учится по ФГОС, большое значение уделяется формированию универсальных учебных действий.

Личностных: формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Метапредметных: овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, умением организовать свое рабочее место.

Предметных: различать основные, теплые и холодные цвета,  передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.  

Считаю, что на уроке были продуктивно реализованы обучающие, воспитательные и развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл.дем.материал…), методов и приёмов , соответствовал решению поставленных задач. Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании живописных навыков, эстетического вкуса.
Считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели. Использована максимальная плотность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теплые и холодные цвета

Презентация  о теплых и холодных цветах....

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Разработана учителем изобразительного искусства Морозовой .В. А....

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu...

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета.

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета....

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета.

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета....

Презентация " Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"

Презентация по изобразительноиу искусству для 2 класса по программе Б. М. Неменского...