Разработка к уроку "Птицы. Пропорция как средство художественной выразительности"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Семёнова Елена Вячеславовна

Данная разработка поможет  детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.

Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

Ознакомит школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привит интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Птицы. Пропорция как средство художественной выразительности

Цели и задачи:

Развивать творческие способности учащихся, дать направление их эстетическому восприятию мира. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.

Прививать навыки и умения работы в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приёмами работы. Воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.

Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.

Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Девиз урока:

“Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

Оборудование:

Грамзапись “Голоса птиц”, “Птичий дом” - музыка Д.Кабалевского, “Скворцы” - стихотворение

Репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.

Скворечник.

Гнездо малиновки.

Иллюстрации картин перелётных птиц и их гнездовий: скворца, грача, стрижа, кукушки и др..

Выставка книг о птицах.

Выставка детских рисунков.

Маска головы скворца.

Таблица “Рисование птицы”.

Кисти, краски, цветные карандаши, листы белой бумаги,  стаканчики для

воды.

ХОД УРОКА

Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку

Учитель: кто прошёл так тихо – тихо?

 Ну, конечно, не слониха.

 И, конечно, бегемот

 Тихо так пройти не мог.

 Дождь идёт – стучит по крыше.

 Ход часов мы тоже слышим.

 У часов обычный шаг:

 Тик-так, тик-так.

 Но никто из вас не слышал,

 Как листок из почки вышел.

 И конечно, и конечно, поутру

 Порою вешней

 Вы услышать не могли,

 Как зелёные травинки,

 Сняв зелёные ботинки,

 Тихо вышли из земли.

 Кто там выглянул молчком

 Кверху белым колпачком?

 Смотрят заяц и зайчиха,

 Как подснежник вышел тихо.

 И повсюду – тишина.

 Это так, а не иначе.

 Это значит, это значит –

 Тише всех пришла Весна.

- С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы. (Читаю записанное на доске стихотворение.)

И кажется, весна сама в разведку

 Послала птицу, и, пригнувши ветку,

 Ей грач дорогу верную открыл.

- Вслед за грачами прилетают скворцы.

(Появляется “скворец”.)

Скворец

Здравствуйте, ребята!

 Вы меня узнаёте?

 А тем, кто меня не узнал,

 Разрешите представиться:

Я выступаю перед вами,

 Как молодой весны гонец.

 Я рад увидеться с друзьями!

 Ну, а зовут меня …(Дети угадывают.)

(скворец)

Верно! Вы угадали.

Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

 Из года в год, из века в век живу я там,

 Где живёт человек.

 Селюсь с колхозником рядом,

 Слежу за его полем и садом –

 Очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек и жучков.

 И поэтому,

 Я не просто скворец, а скворец-молодец!

Учитель

- Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, - вот и его гнездо.

Вслед за ними – ласточки.

- Гнёзда у птиц очень разнообразны.

У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой выкармливаются беспомощные птенцы.

- Например, птица иволга строит вот такой гамачок для детишек.

(показ картинок)

- Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивают свои гнёзда ближайшие родственники грача – вороны и галки.

- Есть птицы, которые не гнёзда вьют, а норки роют.

Как, например, ласточки-береговушки.

- К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться.

- День прилёта птиц – весенний праздник школьников

Его называют День птиц.

- К этому дню ребята вместе с взрослыми делают скворечники и развешивают их на деревьях. (Показываю скворечник.)

- Кто из вас готов встречать птиц? И делает дома скворечник? (Ответы детей.)

- Молодцы!

Только не забудьте их развесить на деревьях на высоте 3-5 метров от земли,

- Долгожданная весна!

После суровых и хмурых зимних дней тёплое солнце разбудило заспавшуюся природу.

- Много зависит от хода весны.

Про весну говорили:

Коли грачи прямо на гнёзда летят – дружная весна.

По весне делались и долгосрочные прогнозы:

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.

Грачу посвящено множество пословиц и поговорок, примет и поверий.

После прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу.

Увидал грача – весну встречай.

И советовали:

Если грачи сели на гнёзда – через три недели можно сеять хлеб.

- В городской газете “Бийский рабочий” регулярно выходит рубрика “Окно в природу”, где печатаются статьи о природе и природных явлениях.

Сегодняшняя рубрика посвящена прилёту птиц.

(Зачитываю небольшой отрывок.)

4. Знакомство с картиной А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.

Что показано на картине?

По каким признакам можно видеть, что изображено начало весны?

Нравится ли вам картина?

Что можно услышать, глядя на картину?

(Шум, крик, гвалт птиц.)

- Послушайте, как описали картину “Грачи прилетели” писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.

(Читаю рассказ.)

- Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые.

Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют.

А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу!

Спешат грачи! Пора выводить птенцов.

Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят.

(Включаю грамзапись “Голоса птиц” - крик, голоса птенцов.)

 Беседа по теме урока

Каких птиц вы видели?

Какова окраска оперенья этих птиц?

Какого они размера?

Какую пользу приносят птицы?

Зачем надо бережно относиться к ним, заботиться о них?

Обратите внимание на то, как художники-анималисты рисуют животных и выразительно передают разнообразие форм, гармоничность линий представителей мира пернатых.

(Образное рассматривание разных видов птиц.)

ВЫВОД

- Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица съедает за сутки столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, улиток и жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день до 400 червей, вредителей растений.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Кроме того, многие птицы – щеглы, овсянки, зеленушки, жаворонки и другие склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

Многие птицы – санитары.

Вороны, галки, сороки, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины.

- Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города.

- Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Нас много, ребята!

 Пусть каждый из нас

 Хоть кустик для сада

 Посадит сейчас!

6. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать на уроке? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать птицу грача.

Вам нужно будет выполнить обобщённое изображение птицы.

- Ребята, как мы выберем положение листа: вертикально или горизонтально?

(Высказывания детей.)

Вывод:

Птичка у нас вытянута, поэтому лист лучше взять горизонтально.

А сама птичка должна находиться посередине листа, чтобы было расстояние со всех сторон.

7. Объяснение задач урока.

- Чтобы вы смогли красиво и быстро выполнить рисунок птицы, вспомним последовательность рисования предметов сложной от общего к деталям:

(Показываю на доске набросок рисунка грача.)

 

 

Проведение наклонной линии, определяющей общее пространственное положение туловища птицы:

Определение длины и толщины туловища, размера головы, хвоста, положения лапок:

Уточнение характера формы птицы:

8. Обзор таблицы “Рисование птицы”.

9. Самостоятельная работа учащихся.

(под фонограмму весенних мелодий)

10. Выставка работ учащихся.

11. Обзор выставки книг о птицах.

ИТОГ УРОКА

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали?

- Чему вы научились?

- Что запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности.

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Методическая разработка «Создание плаката средствами художественной выразительности»

Цель данной работы - методическая помощь педагогам при подготовке и проведении занятий на тему «Создание плаката». Представленные материалы носят рекомендательный характер и адресованы, педагогам об...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Урок по ФГОС. Олимпийские боги. Средства художественной выразительности. Пропорции мира человека.

Урок по ФГОС Олимпийские боги Средства художественной выразительности Пропорции мира человека...

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декоративного натюрморта).

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декора...