Рабочая программа по ИЗО 7кл ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Данная рабочая программа для учебника «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (5-9 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_7_kl_fgos.docx | 54.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ;
- Примерные программы по изобразительному искусству;
- Авторской программы по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (5-9 классы).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Планирование предназначено для работы по учебнику: Изобразительное искусство: Дизайн и архитектура в жизни человека. 7кл.Учебник для общеобразовательных учреждений: под ред. Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель. Всего 35 часов. Рабочая программа составлена на 35 часов – 1 ч в неделю.
Структура программы:
- Результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
- Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
- к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
- отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
- видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
- культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- Содержание учебного предмета
I раздел – 8 часов
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
II раздел – 8 часов
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне
III раздел – 11 часов
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека .
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
IV раздел – 8 часов
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
1 | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. | 8 |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8 |
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 11 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 8 |
Всего: | 35 |
Календарно – тематическое планирование | |||||||
№ п/п | Тема урока | Дата | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||
план | факт |
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов)
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
9 | Объект и пространство. | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Подготовка сообщений по теме | ||
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Подготовка сообщений по теме | ||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
12 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. | Подготовка сообщений по теме | ||||
13 | Важнейшие архитектурные элементы Здания. | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. | выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике, | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
15 | Форма и материал. | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения. Повторить мифы. | ||
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения. Повторить мифы. |
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов)
17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно- пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Подготовка сообщений по теме | ||
18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Подготовка сообщений по теме | ||
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению | Подготовка сообщений по теме | ||
20 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в проживании городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайн- проектов. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике, | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
21 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике, | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | |||
22 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды Интерьера. | Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. | выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
23 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
24 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | |||
25 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
26 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Зарисовки, наброски, упражнения | |||||
27 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Подготовка сообщений по теме |
Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (8 часов)
28 | Мой дом — мой образ жизни. | Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно- бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Подготовка сообщений по теме. | ||
29 | Интерьер, который мы создаем. | Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
30 | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны. | Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Зарисовки, наброски, упражнения | ||
31 | Мода, культура. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления | Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Подготовка сообщений по теме | ||
32 | Встречают по одёжке. | Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение | Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Подготовка сообщений по теме | ||
33 | Автопортрет на каждый день. | Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое. | Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Подготовка сообщений по теме | ||
34- 35 | Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы). | Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие | Развивать умение применять полученные знания на практике. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Проекты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) по программе М.М.Разумовской
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием. 170 часов....
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа по русскому языку ФГОС 5 класс по программе С.И. Львовой
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы в соответствии с ФГОС ООО по учебным предметам. Включает таблицу тематического распределения количества часов, результаты изучения, содержан...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС 6 класс по программе С.И. Львовой
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы в соответствии с ФГОС ООО по учебным предметам. Содержит таблицу тематического распределения количества часов, результаты изучения, содержан...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....