Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
рабочая программа по обж (6 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh1fgos_6_programma_6_klass.docx | 112.47 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………2
2. Учебно-тематический план……………………………………………………..3
3. Место учебного предмета в учебном плане…………………………………….3
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе ...………………………………………………………………………………………..5
5. Основное содержание учебного предмета ……………………………………. 7
6. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………………………..11
7. Планируемые результаты……………………………………………………….12
8. Требования к уровню подготовки выпускников………………………………12
10.Календарно-тематическое планирование для 6кл…………………………......15
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-х классов МБОУ СОШ № 53 составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9-е классы, издательство «Просвещение», 2012г., разработанной кандидатами педагогических наук А.Т.Смирновым, Б.О.Хренниковым, рекомендованная Минобразования РФ к применению в учебном процессе.
А также рабочая программа составлена на основании:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
2. Примерных программ основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
Таблица распределения тем и часов, а также содержание в полном объёме соответствует авторской программе Смирнова.
Программа рассчитана на 35 часов по одному часу в неделю. (1 час в неделю – теория и практические занятия)
В качестве учебников, используемых в учебном процессе выбран учебник под общей редакцией А.Т.Смирнова.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели основного общего образования:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Курс ОБЖ предназначен для:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
- формирования у учащихся антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т.Смирнова. На его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Учебно-тематический план: 6 класс ОБЖ
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | Количество часов в авторской программе А.Т.Смирнова | Количество часов в рабочей программе |
Модуль 1 | Основы безопасности личности, общества, государства. | 25 | 25 |
Раздел 1 | Основы комплексной безопасности. | 25 | 25 |
Глава 1 | 1.Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | 6 |
1.1 Природа и человек. | 1 | 1 | |
1.2 Ориентирование на местности. | 1 | 1 | |
1.3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | 1 | 1 | |
1.4 Подготовка к выходу на природу. | 1 | 1 | |
1.5 Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 | 1 | |
1.6 Определение необходимого снаряжения для похода. | 1 | 1 | |
Глава 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 | 5 |
2.1 Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | 1 | 1 | |
2.2 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | 1 | 1 | |
2.3 Подготовка и проведение лыжных походов. | 1 | 1 | |
2.4 Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 1 | 1 | |
2.5 Велосипедные походы и безопасность туристов. | 1 | 1 | |
Глава 3 | Дальний ( внутренний) и выездной туризм и меры безопасности. | 6 | 6 |
3.1 Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем( внутреннем) И выездном туризме. | 1 | 1 | |
3.2 Акклиматизация человека в различных климатических условиях. | 1 | 1 | |
3.3 Акклиматизация человека в горной местности. | 1 | 1 | |
3.4 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | 1 | 1 | |
3.5 Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. | 1 | 1 | |
3.6 Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. | 1 | 1 | |
Глава 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 | 4 |
4.1 Автономное существование человека в природе. | 1 | 1 | |
4.2 Добровольная автономия человека в природной среде. | 1 | 1 | |
4.3 Вынужденная автономия человека в природной среде. | 1 | 1 | |
4.4 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 1 | 1 | |
Глава 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 | 4 |
5.1 Опасные погодные явления. | 1 | 1 | |
5.2 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 1 | 1 | |
5.3 Укусы насекомых и защита от них. | 1 | 1 | |
5.4 Клещевой энцефалит и его профилактика | 1 | 1 | |
Модуль 2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 | 10 |
Раздел 5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 4 | 4 |
Глава 6 | Первая помощь при неотложных состояниях. | 4 | 4 |
6.1 Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. | 1 | 1 | |
6.2 Оказание первой помощи при травмах. | 1 | 1 | |
6.3 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | 1 | 1 | |
6.4 Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. | 1 | 1 | |
Раздел 4 | Основы здорового образа жизни. | 6 | 6 |
Глава 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие. | 6 | 6 |
7.1 Здоровый образ жизни и профилактика утомления. | 1 | 1 | |
7.2 Компьютер и его влияние на здоровье. | 1 | 1 | |
7.3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 1 | 1 | |
7.4 Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. | 1 | 1 | |
7.5 Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. | 1 | 1 | |
7.6 профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
| 1
| 1 | |
Итого | Уроков 35 | 35 | 35 |
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
- Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
- Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
На конец 6 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Личностные результаты обучения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебной программы
Раздел 1. Основы комплексной безопасности - 25
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе - 6
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака. Разведение костра. Определение необходимого снаряжения для похода.
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность - 5
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода.
Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности - 6
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам транспорта (автомобильным, железнодорожным).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях - 4
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 10
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 4
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни - 6
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 6
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «НЕТ! » наркотикам.
Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Программа для общеобразовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т. М.:Просвещение, 2012.
2. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2013 г. Учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности», включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885,
3.Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г. .
4. Действие населения в ЧС. Учебно-наглядное пособие. – М.: Зеркало, 1995
5. Первая доврачебная помощь: Учебное- наглядное пособие. М: Просвещение, 2007
6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников,М.В.Маслов;под.ред.Г.С.Ковалёвой,
О.Б.Логиновой. - М.:Просвещение,2013.
7. А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников,М.В.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/под.ред.А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.:Просвещение, 2013.
8. Хромов Н.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Проектирование образовательного процесса / Н.И.Хромов - М.: Просвещение.2013
9. Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ. 5-9 классы/сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2015
Методическая литература, в том числе Интернет-ресурсы
1. Литература для учителя авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2009г. ОБЖ 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками
2. И.К.Топорова, С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2010 г. ОБЖ тесты: 6 класс
3. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Из-во: «Просвещение», 2011 Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся
4. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М: «Просвещение», 2011 Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 6 класс
5. Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов,
Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2008г.
6. Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996.
7. Помощь при травмах и несчастных случаях. Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.
8. Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.
9. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
10. Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
11. Пономарев В. Дети и терроризм: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. – № 3. – С. 13-18.
12. Правила пожарной безопасности: тесты для проверки знаний учащихся / авт.-сост. Н. И. Колесник; ред. Н. А. Горохова, Н. В. Зырянова; - Екатеринбург: ИРРО, 2003. - 19 с.
13. Репин Ю. В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: учебное пособие. - Екатеринбург, 1995. – 105 с.: ил. - (Семейная школа)
14. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
15. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
16. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009г.
17. Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2000г.
18. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. М «Астрель».2010г.
19. Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнал «Вестник образования» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября) | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | |
Личный сайт Дреминой С.В. | http://www. svd67.info |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
Средства обучения
Альбом "Детям о правилах пожарной безопасности"
Альбом содержит 10 ламинированных листов размером
Плакаты "Действия населения при стихийных бедствиях"
Плакаты рассказывают о действиях при наводнениях, оползнях, селях, землетрясениях, лесных пожарах, смерчах
Плакаты "Осторожно! Терроризм"
Комплект содержит 3 ламинированных плаката размером
Плакаты "Первая реанимационная и первая медицинская помощь"
Плакаты "Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях"
10 плакатов размером
Плакаты "Первичные средства пожаротушения"
Комплект содержит 10 ламинированных плакатов размером
Плакаты "Пожарная безопасность"
Комплект содержит 2 ламинированных плаката размером
Плакаты "Терроризм - угроза обществу"
Комплект содержит 10 ламинированных плакатов размером
Плакаты "Умей действовать при пожаре"
Плакаты "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера"
Показаны основные правила поведения людей при химических, радиационных авариях, пожарах и т.д.
Плакаты "Правила поведения в ЧС природного характера"
Показывает основные правила поведения людей при землетрясениях, лавинах, оползнях и т.п.
2. Учебно - практическое оборудование.
Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты
Компас
Карта
3. Информационно- коммуникационные средства.
Презентации к уроку 6 класс
Энциклопедия по ОБЖ
Эл. Сборник тестов 6 класс
4. Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер.
Планируемые результаты
- Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
- Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе ученик должен: знать: - основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Кемеровской области, и правила безопасного поведения в этих ситуациях; - порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде;
- знать способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды, пищи, сооружение временного укрытия.
- основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек; - приёмы и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях; - характеристику и требования дорожных знаков, дорожной разметки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом;
уметь: - соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; - выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; - доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья; - грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях; - соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - подготовки и участия в различных видах активного отдыха; - проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях.
Виды и формы контроля:
Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде контрольных работ, тестов, практических работ, рефератов и других творческих работ, а также проводится текущий контроль. Используются разноуровневые тестовые задания.
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Календарно-тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс
Дата | Тема и тип урока
| Содержание урока | Практическая часть | Планируемые результаты
| Вид, форма контроля. | Информационное обесспечение, оборудование | Домашнее задание | ||||
Предметные результаты | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личност-ные | |||||||||
План | Факт | ||||||||||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. (25ч.) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25ч.) | |||||||||||
1.Подготовка к активному отдыху на природе (6ч.) | |||||||||||
1 |
| Природа и человек. Изучение нового учебного материала | Характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе. Общие правила поведения во время экскурсий в природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях. | Формирование приемов работы с учебником, справочной литературой | Работа с иллюстрациями и текстами учебника Анализировать и оценивать опасности неправильного поведения. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. Формирование приемов работы с электронным приложением. Ориентироваться в содержании текста учебника К: Ставить вопросы | Владеть понятиями опасности на природе. | Устный опрос, работа с иллюстративным материалом, работа в рабочей тетради. | http://www.emercom.gov.ruТаблицы, электронная презентация, рабочая тетрадь. | П.1.1 | |
2 |
| Ориентирование на местности. Комбинированный | Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу; Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности | Умение находить в тексте требуемую информацию. Работать в рабочей тетради. Анализ правил поведения в лесу («Если ты заблудился») | Ориентирование на местности; измерение расстояний на местности | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением. Ориентироваться в содержании текста учебника К: Ставить вопросы | Участие в совместном диалоге. Ориентироваться на местности. | Устный опрос. Работа в рабочей тетради. Решение Ситуационных задач | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det Презентация. Картинки, карточки со словами, газетный материал, рабочая тетрадь. | П.1.2 | |
3 |
| Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Комбинированный | Ориентирование на местности по карте. Масштаб. Ориентирование по компасу | Работа в рабочей тетради, составление схем. Умение работать с учебником, выделять главное. Формирование приёмов работы по компасу | Ориентирование по компасу, по солнцу. | Р : Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением. Ориентироваться в содержании текста учебника К: Ставить вопросы. | Участие в совместном диалоге. | Устный опрос, работа в тетради. Решение Ситуационных задач | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det Презентация. Схемы, таблицы, рабочая тетрадь. | П.1.3 | |
4 |
| Подготовка к выходу на природу. Обобщение и систематизация знаний | Составление плана похода, выбор района и определение маршрута | Расчёт движения по маршруту | Уметь оформить результаты расчётов маршрута | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением. Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы | Определять исходный и конечный пункт маршрута | Устный опрос, работа в тетради. Решение Ситуационных задач | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det Информация из интернета, газет, журналов, рабочая тетрадь. | П.1.4 | |
5 |
| Определение места для бивака и организация бивачных работ.Контроля знаний | Режим дня в туристическом походе. Правила организации сна, отдыха, передвижения, питания. Первая помощь при натёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травы | Работа в рабочей тетради. Составление алгоритма действия. Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач | Знать как подбирать площадку для костра. Организация места ля костра Работа с топором | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением. Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы | Иметь представление о безопасной работе топором. Оказание первой помощи при травмах | Устный опрос, работа в тетради. Тестирование | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det Информация из интернета, газет, журналов, рабочая тетрадь. | П.1.5 | |
6 | Определение необходимого снаряжения для похода. | Общие требования к подбору и подготовке туристского снаряжения для похода; одежда туриста; аптечка первой медицинской помощи | Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач | Знать Общие требования к туристическому снаряжению | Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. Формирование приемов работы с электронным приложением. Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы. | Знать о способах предотвращения ситуации, когда. Необходимо применить аптечку | Устный опрос, работа в тетради. Тестирование | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det Информация из интернета, газет, журналов, рабочая тетрадь. | П.1.6 | ||
Активный отдых на природе и безопасность (5ч.) | |||||||||||
7 |
| Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Изучение нового учебного материала | Актуальность обеспечения активного отдыха человека в современных условиях; необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу; значение соблюдения правил личной безопасности в походе. | Работа с таблицами-заданиями. Работа с учебником плакатами, презентацией | Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы. | Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. | Устный опрос, работа в тетради. | Презентация,плакаты, рабочая тетрадь. | П.2.1 | |
8 |
| Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Совершенствование новых знаний | Обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной местности; обеспечение безопасности туриста в пешем походе в горной местности. | Работа с таблицами-заданиями. Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий | Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы | Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных туристов | Устный опрос, работа в тетради. | Презентация, плакаты, рабочая тетрадь. | П.2.2 | |
9 |
| Подготовка и проведение лыжных походов.Комбинированный | Основные элементы подготовки туриста-лыжника к походу; особенности снаряжения туриста-лыжника; обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе. | Работа с таблицами-заданиями. Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий | Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением. Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы | Правильно готовиться к лыжному походу. | Устный опрос, работа в тетради. Решение ситуационных задач | http://personal-safety.redut-7.ru Презентация, плакаты, рабочая тетрадь. | П.2.3 | |
10 |
| Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Комбинированный | Особенности водного туризма и требования к уровню подготовки туриста-водника; подготовка к водному походу; правила безопасного поведения на воде во время похода | Работа с таблицами-заданиями. Решение заданий из учебника | Уметь подготовиться к водному походу | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы | Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. | Устный опрос, работа в тетради. Решение Ситуационных задач | Презентация, плакаты, рабочая тетрадь. | П.2.4 | |
11 |
| Велосипедные походы и безопасность туристов.Комбинированный | Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам; подготовка к велосипедному походу; обеспечение личной безопасности участников велосипедного похода. | Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами | Уметь подготовиться к велосипедному походу, оказать помощь при травме. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы | Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов | Устный опрос, работа в тетради. Решение Ситуационных задач | Презентация, плакаты, рабочая тетрадь. | П.2.5 | |
Дальний ( внутренний) и выездной туризм и меры безопасности. (6 ч.) | |||||||||||
12 |
| Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем( внутреннем) и выездном туризме. Комбинированный | Возрастание популярности дальнего и выездного туризма в нашей стране; дальний и выездной туризм и личная безопасность человека; общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. | Работа с учебником, решение задач | Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании | Устный опрос, работа в группах. | рабочая тетрадь. | П.3.1 | |
13 |
| Акклиматизация человека в различных климатических условиях.Комбинированный | Особенности климатических условий в горах; влияние высоты на организм человека, горная болезнь; особенности акклиматизации в горах. | Составлять схемы алгоритмы действий в группах. Решение заданий. | Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях | Устный опрос, работа в группах. | рабочая тетрадь. | П.3.2 | |
14 | Акклиматизация человека в горной местности. Комбинированный | Особенности климатических условий в горах; влияние высоты на организм человека, горная болезнь; особенности акклиматизации в горах | Решение заданий, работа в группах | Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях и применять их на практике. | Устный опрос, работа в группах. | http://personal-safety.redut-7.ru рабочая тетрадь. | П.3.3 | ||
15 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Комбинированный | Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при их следовании к местам отдыха различными видами транспорта; обеспечение личной безопасности пассажира при перемещении к месту отдыха в автомобиле; обеспечение личной безопасности при следовании к месту отдыха на железнодорожном транспорте. | Решение заданий, работа в группах | Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Воспитывать собранность, решительность, умение без паники выполнять алгоритм действий при аварийных ситуациях на транспорте по спасению своей жизни и жизни других людей. | Устный опрос, работа в группах. | http://personal-safety.redut-7.ru рабочая тетрадь. | П.3.4 | ||
16 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Комбинированный | Обеспечение безопасности пассажиров на водном транспорте. Общепринятые меры безопасного поведения пассажира на корабле. Рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении. | Умение работать с учебником, выделять главное. Алгоритм действий при аварии на водном транспорте | Способы подачи сигналов бедствия. Знать способы и средства по обеспечению безопасности пассажиров на водном транспорте. Знать общие правила безопасного поведения пассажира на корабле | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Воспитывать собранность, решительность, умение без паники выполнять алгоритм действий при аварийных ситуациях на транспорте по спасению своей жизни и жизни других людей. | http://www.alleng.ru | П.3.5 | |||
17 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Комбинированный | Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте. Общие правила поведения пассажира после посадки в самолёт. Рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полёте. | Алгоритм действий при аварии на воздушном транспорте | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. Знать общие правила поведения пассажира после посадки в самолёт. | : Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Формирование приемов работы с электронным приложением Ориентироваться в содержании текста учебника. Работать со справочной литературой. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Воспитывать собранность, решительность, умение без паники выполнять алгоритм действий при аварийных ситуациях на транспорте по спасению своей жизни и жизни других людей. | http://personal-safety.redut-7.ru | П.3.6 | |||
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4ч.) | |||||||||||
18 | Автономное существование человека в природе. Изучение нового учебного материала | Общие понятия об автономном существовании человека в природной среде. Добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде. Основные умения и качества человека, необходимые для успешного автономного существования в природе. | Работа в группах, тестовый контроль, работа с учебником. Действия отставшего от группы туристическом походе. | Понятие «автономное существование человека в природной среде». Добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно. Анализировать обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной и добровольной автономии,давать оценку действия людей, попавших в экстремальные ситуации. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при автономном существовании. | Устный опрос. Работа в группах | www.spas-extreme.ru, презентация, доклад о природных ЧС, рабочая тетрадь. | П.4.1 | ||
19 | Добровольная автономия человека в природной среде. Изучение нового учебного материала |
Добровольная автономия человека в природной среде и её возможные цели. Характерные примеры добровольного существования человека в природной среде. Значение всесторонней предварительной подготовки к добровольной автономии. | Работа в группах, тестовый контроль, работа с учебником, выделять главное | Добровольная автономия Знать содержание добровольной автономии человека в природной среде, основные цели добровольной автономии | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно. Объяснять правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при добровольной автономии. | Устный опрос. Работа в группах | www.spas-extreme.ru презентация, доклад о техногенных ЧС, рабочая тетрадь. | П.4.2 | ||
20 |
| Вынужденная автономия человека в природной среде. Изучение нового учебного материала | Вынужденная автономия человека в природной среде и его безопасность. Рекомендации по правилам безопасного поведения в условиях вынужденной автономии. Примеры поведения человека в условиях вынужденной автономии. | Работа в группах. Уметь подавать сигнал бедствия | Вынужденная автономия Способы подачи сигналов бедствия. Знать влияние вынужденной автономии на состояние человека, основные задачи, которые приходится решать человеку в условиях вынужденной автономии, правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно. Анализировать обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии,давать оценку действия людей, попавших в экстремальные ситуации. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при вынужденной автономии. | Устный опрос. | http://www.uroki.ru Видеофильм, рабочая тетрадь. | П.4.3 | |
21 |
| Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Комбинированный | Сооружение временного укрытия из подручных средств. Способы добывания огня. Способы обеспечения питьевой водой и пищей.
| Сооружать временные укрытия из подручных средств, добывать огонь, воду и пищу. | Действия, которые необходимы, если кто-то заблудился в лесу | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Выполнять правила по сооружению укрытий из подручных средств, добыванию огня, воды и пищи в природных условиях. | Работа в группах, устный опрос. | http://www.uroki.ru работа в рабочей тетради, работа в группах. | П.4.4 | |
Опасные ситуации в природных условиях (4ч.) | |||||||||||
22 |
| Опасные погодные явления. Комбинированный | Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде. Безопасное поведение во время грозы. Безопасное поведение во время пурги. | Преодолевать опасные ситуации в пути. Уметь действовать во время грозы и пурги. | Опасные погодные явления Знать рекомендации специалистов по безопасному поведению в природной среде с учётом различных погодных условий. Знать признаки ухудшения погоды. | Р: Применять установленные рекомендации П: Анализировать погодные опасные явления в нашем регионе К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Интересовать погодой в месте своего проживания, следить за её изменениями. | Работа в группах, устный опрос. | http://www.uroki.ru работа в рабочей тетради, работа в группах. | П.5.1 | |
23 |
| Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Изучение нового учебного материала | Встреча с дикими животными в природных условиях и безопасность. Рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными. Встреча со змеёй и безопасность. | Безопасное поведение при встрече с дикими животными. Уметь читать следы животных | Знать об опасностях, которые могут возникнуть при неожиданной встрече с дикими животными в природной среде. Знать рекомендации специалистов по безопасному поведению в природной среде при встрече с дикими животными. Знать правила безопасного поведения при встрече со змеёй, а также с дикими животными, на первый взгляд безобидными( барсук, горностай, ласка и др.) | Р: Применять установленные рекомендации П: запомнить диких животных, обитающих в нашем регионе, какую опасность они представляют. К: Ставить вопросы одноклассникам, высказывать своё мнение, обсуждать. | Избегать встречи с дикими животными. | Работа в группах, устный опрос. | http://www.opasno.net Рабочая тетрадь, учебник. | П.5.2 | |
24 |
| Укусы насекомых и защита от них. Комбинированный | Кровососущие насекомые и средства защиты от них. Жалящие насекомые и защита от них. Клещи, опасность их укуса, места обитания. | Умение работать с учебником, выделять главное. Уметь оказывать первую помощь при укусе насекомых. | Защита от укусов насекомых. Знать часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие). Знать методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых, опасность, которую несут лесные клещи в местах их обитания. | Р: Применять установленные рекомендации П: Объяснять меры профилактики при укусах насекомых К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог. | Избегать укусов насекомых, оказывать первую помощь при укусе. | Работа в группах, устный опрос. | http://www.opasno.net Рабочая тетрадь, учебник. | П.5.3 | |
25 |
| Клещевой энцефалит и его профилактика. Комбинированный | Клещевой энцефалит – опасное вирусное заболевание. Пути заражения клещевым энцефалитом. Профилактика клещевого энцефалита. | Решение задачи, работа с учебником. Уметь оказывать первую помощь при укусе клеща. | Клещевой энцефалит. Знать опасность заражения клещевым энцефалитом. Знать переносчиков вируса клещевого энцефалита Знать меры профилактики клещевого энцефалита. | Р: Применять установленные рекомендации П: Объяснять меры профилактики клещевого энцефалита К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог. | Осматривать своё тело после посещения леса с целью обнаружения клещей. Оказывать первую помощь при укусах клещей. | Работа в группах, устный опрос. | http://personal-safety.redut-7.ru Рабочая тетрадь, учебник. | П.5.4 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10ч.) | |||||||||||
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (4ч.) | |||||||||||
Первая помощь при неотложных состояниях. | |||||||||||
26 |
| Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Комбинированный | Дать понятие «личная гигиена». Правила соблюдения личной гигиены в походе. Виды оказания медицинской помощи в походе. | Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами. Работа с учебником. Оказывать первую помощь в экстремальной ситуации | Походная аптечка, лекарственные растения. Знать правила личной гигиены в условиях походной жизни. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные правила личной гигиены, которые надо соблюдать в природных условиях К: Умение работать в группе. | Соблюдать правила личной гигиены в природных условиях. | Выполнение практического задания в определённой последовательности. | http://www.opasno.net Рабочая тетрадь, учебник. | П.6.1 | |
27 |
| Оказание первой помощи при травмах.Комбинированный | ПМП при ссадинах и потёртостях. ПМП при ушибах. ПМП при вывихах. ПМП при растяжениях и разрывах связок.
| Работа с учебником, работа в группах. Оказывать ПМП при травмах | Ушиб, вывих, растяжение. Классификация травм. Знать классификацию травм. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные травмы. К: Умение работать в группе. | Владеть правилами оказания первой медицинской помощи. | Выполнение практического задания в определённой последовательности. | http://www.uroki.ru Презентация. | П.6.2 | |
28 |
| Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Комбинированный. | ПМП при солнечном ударе. ПМП при тепловом ударе. ПМП при отморожении ПМП при ожоге. | Анализ физических качеств человека, работа в рабочей тетради, обсуждение в группах. Оказывать ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. | Солнечный удар, степени ожога. Обморожение. Признаки солнечного, теплового удара и отморожения. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать проявление солнечного удара, обморожения, степени ожогов. К: Умение работать в группе. | Владеть правилами оказания первой медицинской помощи. | Выполнение практического задания в определённой последовательности. | Презентация | П.6.3 | |
29 |
| Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Комбинированный | Характеристика укушенных травм наносимых животными; Характеристика укушенных травм наносимых насекомыми; Оказание ПМП при укусах животных, насекомых, паукообразных и змей. | Оказывать ПМП при укусе змеи. Уметь оказывать самопомощь и взаимопомощь при укусе ядовитых змей и насекомых. | Оказание ПМП при укусах змей и насекомых. Знать как защитить себя от укусов ядовитых змей и насекомых. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные травмы и виды укусов. К: Умение работать в группе. | Владеть правилами оказания первой медицинской помощи. | Выполнение практического задания в определённой последовательности. | Презентация | П.6.4 | |
Раздел 4 Основы здорового образа жизни. (6ч.) | |||||||||||
Здоровье человека и факторы, на него влияющие. (6ч.) | |||||||||||
30 |
| Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Комбинированный |
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека. Утомление, его причины и возможные последствия. Профилактика утомления. | Умение работать с учебником, выделять главное | ЗОЖ, утомление Знать понятие здоровый образ жизни как индивидуальной системе поведения человека. Знать влияние образа жизни на общее состояние человека, причины появления утомления, общие рекомендации по профилактике утомления. | Р: Применять установленные рекомендации П: объяснять, что ЗОЖ -индивидуальная система поведения человека К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Решение Ситуационных задач | Презентация | П.7.1 Подготовить стихи, рефераты о вреде алкоголя и курения. | |
31 |
| Компьютер и его влияние на здоровье. Комбинированный | Роль компьютера в жизни современного человека. Влияние работы за компьютером на здоровье человека. Безопасный режим работы школьника за компьютером.
| Умение работать с учебником, выделять главное Правила пользования компьютером | Компьютер и его влияние на здоровье. Знать рекомендации по безопасному режиму работы школьника за компьютером. | Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять неблагоприятное влияние компьютера на здоровье человека К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Решение Ситуационных задач | Презентация | П.7.2 | |
32 |
| Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Комбинированный | Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Влияние производственной деятельности человека на природную среду. Пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды. | Приводить примеры. Уметь охранять и беречь окружающую природную среду. | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Знать зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды. Знать рекомендации по повышению устойчивости организма к неблагоприятному воздействию на него внешней среды. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков К: Умение работать в группе. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Работа в группах. Решение ситуационных задач.. | аптечка первой помощи. | П.7.3 | |
33 |
| Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Комбинированный | Социальное развитие человека. Формирование социальной зрелости школьника. Факторы, оказывающие влияние на формирование социальной зрелости школьника. | Умение работать с учебником, выделять главное | Знать значение поведения каждого человека в процессе его социального развития. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: находить в сети интернет и в средствах массовой информации примеры заболевания наркоманией подростков и анализировать их К: Умение работать в группе. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Работа в группах. Решение ситуационных задач. | Бинты, салфетки, антисептики. Жгут, палочка, носовой платок. | П.7.4 | |
34 |
| Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Комбинированный | Психоактивные вещества и наркотики. Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости. Основная причина распространения наркомании. | Отвечать на вопросы, выделять главное, составлять опорный конспект. Уметь оказывать первую помощь при передозировке наркотиков. | Наркотики и психоактивные вещества Знать сущность наркомании и механизм формирования наркозависимости | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать влияние наркотиков на здоровье человека К: Умение работать в группе. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Работа в группах. Решение ситуационных задач. | Проволочная шина, деревянная шина, бинт, косынки, булавки. | П.7.5 | |
35 | Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Комбинированный | Наркомания и её распространение. Первая проба наркотика – начало развития наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!» | Правила четырех «НЕТ!» наркотикам. Уметь ответить отказом на предложение попробовать наркотик. | Стадии развитии наркомании Знать, что развитие наркомании как неизлечимого заболевания начинается с первой пробы наркотика. | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: обсуждать и анализировать способы отказа от наркотических веществ К: Умение работать в группе. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Работа в группах. Решение ситуационных задач. | Проволочная шина, деревянная шина, бинт, косынки, булавки. | П.7.6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по трудовому обучению для 4 класса класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы ,
Программа предназначена для готовки учащихся к овладению профессионально- трудовым знаниям и навыкам, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.Цель данной программы :- к...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа «Математика для 5 класса» составлена на основе программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк)
рабочая программа для 5 класс 8 вид...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...
Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для: ...