Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pugacheva_t._a.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей

Unconventional techniques of drawing as a means of developing creative thinking in children

Пугачёва Татьяна Александровна,

медагог  дополнительного образования,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Дворец детского творчества»,

 город Курск

Pugacheva Tatiana,

pedagog additional education

municipal budget institution of additional

education "Palace of children's creativity",

the city of Kursk

ddt-kursk@yandex.ru

Ключевые слова: творчество, нетрадиционные техники, изобразительное искусство.

Key words: creativity, innovative technology, visual arts.

В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей.

The article presents the experience of implementation in the educational process of unconventional techniques of drawing as a means of developing creative thinking in children.

 «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

(В. А. Сухомлинский)

        В системе эстетического воспитания, всестороннего развития подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Творчество рассматривается современными учёными, как деятельность высшего уровня. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Стремительные изменения в различных сферах современного общества ставят перед образованием принципиально новый социальный заказ - превратить процесс обучения в мощный фактор развития творчески мыслящих учащихся, обладающих нестандартным мышлением. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития креативного мышления. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления, рождает оригинальные решения, делает процесс мышления интересным и увлекательным, помогает находить новые нестандартные решения в стандартных ситуациях. Трудно найти педагога, который не стремился бы развивать в своих учениках не только определённые знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учиться, добывая эти знания, и на их основе решать творческие задачи. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с использованием способов нетрадиционного рисования, которые применяются на занятиях в процессе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Волшебная палитра», «Декоративная роспись», «Волшебный мир творчества»во «Дворце детского творчества».

         Нетрадиционные техники применяемые на занятиях по изобразительному искусству и декоративной росписи способствуют развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Используя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми. В процессе реализации  программы «Волшебный мир творчества» в разделе Декоративная работа учащиеся осваивают техники:

Оттиск смятой бумагой, рисование по мятой бумаге  

Использовать можно для создания поздравительных открыток, декоративных панно.

Используемые материалы: баночка с водой, пластиковая коробочка, в которую вложена губка пропитанная гуашью нужного цвета, либо палитра в которой разведены с водой нужные цвета, плотная бумага, смятая бумага, кисти.

Процесс рисования: прижать  смятую бумагу к губке или использовать палитру с краской,  наносить оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется смятая бумага. Рисование по смятой бумаге, для фона лучше подходит акварель, а детали можно изображать и гуашью. 

Набрызг. Техника напыления

Использовать можно для создания поздравительных открыток, декоративных панно, а так же художественных работ.

        Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, плотный картон, бумага.

         Процесс рисования: набрать краску на кисть и ударять кистью о кусочек  картона, который держится над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

        Материалы: гуашь или акварель, зубная щетка, шаблоны из картона.

         Процесс рисования: На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска ложится на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

В процессе реализации  программы «Волшебная палитра» в разделах «Мир природы и человека», «Декоративная работа» учащиеся осваивают техники:

Рисование ватными палочками

Использовать можно при освоении африканской живописи тинга-тинга , для создания поздравительных открыток, декоративных панно, а так же при выполнении простых элементов народных промыслов.

Материалы: краски, бумага; большое количество ватных палочек; палитра.

Процесс рисования: в пластмассовую палитру выложить небольшое количество краски. Затем обмакивая ватную палочку краску заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей или воспроизвести мозаичную картинку.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Процесс рисования: выполнить  рисунок восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Техника процарапывания 

Использовать можно для создания художественных и декоративно-прикладных работ.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель или гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Процесс рисования: закрасить лист бумаги краской в один или несколько цветов. Затем натереть всё поверхность восковой свечёй. Сверху воск закрасить любым другим цветом с добавлением жидкого мыла. Далее с помощью стека или деревянной палочки процарапать рисунок, возможно, дополнить недостающие детали гуашью.

Техника сухой кисти (можно использовать губку)

Использовать можно для создания художественных и декоративно-прикладных работ.

Материалы: гуашь должна быть густой, жёсткая кисть, губка.

Процесс рисования: самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Используя губку можно добиться красивых плавных переходов от одного цвета к другому.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые.

Материалы: картон или плотная бумага; деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина; набор разноцветного пластилина; влажные салфетки для рук; набор стеков разной формы.

Процесс рисования: выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки.

Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции, радостное настроение. 

Ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Рисунки  стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, свободу владения инструментами и материалами, нет боязни чистого листа бумаги.

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях способствует развитию личностных результатов:

- любознательность, проявленный устойчивый интерес к изобразительному искусству;

- наглядно-образное и ассоциативное мышление;

- зрительная и моторная память;

- внимание и наблюдательность;

- осознанное восприятие цвета и тона;

- дружелюбие, эмоциональная отзывчивость;

     - переработка информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.        

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в эстетическом воспитания, всестороннем  развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях,  целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей учащихся с ОВЗ.

         Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих...

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Перспективный план работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"....

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ    КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...