Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Сенникова Лариса Владимировна

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллекта, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений, нарушений мелкой моторики в частности малоподвижна кисть, и ........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Автор: Сенникова Лариса Владимировна, воспитатель

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №81

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

 И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллекта, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений, нарушений мелкой моторики в частности малоподвижна кисть, и дети моей группы не исключение. Особенно с трудом дети учились шнуровать, застёгивать пуговицы. Они не могли бросить и поймать мяч. Не все дети владели кистью и карандашом, кто-то не понимал и не принимал разнообразие цветовой гаммы, в большинстве случаев отсутствовала потребность в рисовании. Несформированность графических навыков и умений мешала детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняла развитие познания и эстетического восприятия. Это приводило к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторялись из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывали влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Изобразительная деятельность детей нуждалась в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении были бы невозможными, если не стимулировать развитие познавательных процессов, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.

Поэтому я сделала вывод, что совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования. Ведь нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться и развиваться.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. Прежде чем приступить к работе я поставила задачи и определила формы работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей и детей с нетрадиционными техниками рисования.

2. Развивать у детей чувство независимости и свободы в творческих проявлениях, после овладения нетрадиционными техниками.

3. Развивать моторные способности через овладение разнообразными нетрадиционными техниками рисования.

4. Воспитать в детях инициативность, организованность, усидчивость.

Формы работы:

Работа с родителями.

Совместная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Свою работу я начала с формирования у детей и их родителей знаний и умений о нетрадиционных способах рисования. Она проводилась параллельно по двум направлениям.

1.Инфармационно-аналитическое.

Цель: Знакомство родителей со спецификой работы с нетрадиционной техникой рисования.

Для обогащения знаний родителей о нетрадиционных способах рисования мной были проведены родительские собрания, на которых предлагала консультации на темы: «Как увлечь ребёнка рисованием», «Помогите ребёнку, если ему трудно рисовать» и др. Всем родителям были вручены памятки по использованию нетрадиционной техники рисования «Желающие научиться рисовать должны помнить…».

Воспитание и развитие ребёнка, в том числе и творческое невозможно без участия родителей. Для того, чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, я пыталась достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать ребёнка, а поняв его, помочь ему. Убедить их, что в приобщении ребёнка к творчеству главную роль играет терпение, понимание, деликатность, доброта и вера. Воспитывать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

2.Организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.

Цель: применение родителями и детьми полученных знаний на практике.

Для начала мы совместно с родителями обогатили уголок эстетики материалами для нетрадиционного рисования (собрали пуговки, спичечные коробки, трубочки для коктейлей, пробки, свечки, песок, ватные палочки и др.).

Неравнодушных родителей я старалась познакомить с нетрадиционной техникой рисования. Предлагала презентации для просмотра дома с детьми, а также методическую литературу, давала практические советы, рекомендации. Приобщая взрослых к творчеству, я старалась увлечь их, дать помочь приобрести практические умения в рисовании, благодаря которым родители смогли бы вместе с детьми заниматься и творить в домашней обстановке. Всё это способствовало сближению детей и родителей, нахождению общей заинтересованности, оценке возможностей взрослых и способностей детей.

Для систематического проведения занятий был составлен перспективный план по годам обучения, производилась подборка материалов, продумывались формы организации занятий и виды детской деятельности. В планах указывались темы, которые могут быть проведены.

К перспективным планам были подобраны конспекты занятий по возрасту детей и их индивидуальным возможностям, выделены разные темы: природа, животные, город и др.

В обучении нетрадиционным изобразительным техникам условно я выделила три этапа:

1. Ознакомление. Самый важный этап обучения, поскольку происходит «закладка будущего здания». Дети знакомились с различными изобразительными материалами и способами работы с ними. На каждом занятии я хвалила детей за работу, и тем самым показывала им, что каждый замечен.

2. Экспериментирование. На этом этапе мы с детьми экспериментировали с материалом и техникой. Дети учились соединять в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Здесь я старалась не навязывать свою помощь, а дать возможность ребёнку действовать, так как ему нравится.

3. Творчество. Дети уже владели определёнными знаниями, умениями и навыками и имели практический опыт работы с различными материалами. Теперь мне важно было чутко и умело управлять творческим процессом детей.

Я выработала модель творческого процесса, по которой составлялись все занятия с детьми.

Каждое занятие я начинала с организационного момента, где задавался эмоциональный настрой. Здесь я использовала игрушки и игровые ситуации, художественное слово, иллюстративно-наглядный материал.

В основной части занятия дети выполняли задания, где необходимо было проанализировать внешний вид объектов, выделяли их характерные признаки. Происходило знакомство с изобразительным материалом и техникой рисования.

В практической части занятия дети выполняли задание, а я при необходимости помогала советом и проводила индивидуальную работу (найти нужное решение, подобрать нужный материал для создания выразительного образа и сюжета).

В заключительной части я подводила итог занятия, и вместе с детьми анализировали работы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества, хотя детям с нарушением интеллекта это даётся очень тяжело. Как правило, они выделяют только свою работу и не могут аргументировать этот выбор.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» я использовала следующие техники изображения, которые распределила по годам обучения:

С детьми второго года обучения:

рисование пальчиками; рисование ладошками; оттиск печатками; рисование ватными палочками; рисование поролоновым карандашом; печатание листьями.

С детьми третьего года обучения:

тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном;восковые мелки + акварель; свеча + акварель; рисование мятой бумагой; рисование манной крупой; печать по трафарету.

С детьми четвёртого года обучения:

рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; монотипия предметная; монотипия пейзажная; волшебные веревочки; пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяло детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивало воображение, давало полную свободу для самовыражения.

В работе с детьми я использовала разные средства для рисования (коктейльные трубочки; поролоновые губки и карандаши; зубные щетки; ватные палочки и др.) и способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись детям по душе. Ребята были в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисовывали недостающие детали и перед глазами представала целая картина - радости не было предела. Забавляло детей и то, когда им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказалось, что этот след похож на сказочную птицу или солнышко, цветок или дерево. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это очень воодушевляло и подбадривало детей в их фантазиях.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому на своих занятиях я использовала не образец для подражания, а приём показа нескольких способов изображения, оставляя за ребёнком право выбора. Важно, чтобы выполняя то или иное задание, ребёнок нашёл свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга. Я считаю, что одним из условий развития детского творчества на занятиях изодеятельностью является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.

Параллельно с занятиями у детей было время для самостоятельной деятельности, где дети играли, наблюдали, рисовали по замыслу, рассматривали картины, иллюстрации о природе, проводили игры-эксперименты, показывали пальчиковый театр и выполняли игровые упражнения, которые способствовали развитию мелкой моторики и обогащению знаний и представлений у детей в изодеятельности: «Подбери по цвету» (было направлено на закрепление и уточнение названий основных цветов); «Маленькие художники» (на совершенствование цветовосприятия и цветоразличения); «Золушкины игры» и др.

Для развития мелкой моторики перед практической деятельностью я использовала пальчиковые игры. Перед игрой с детьми обсуждала ее содержание, сразу отрабатывая жесты. Это позволяло подготовить детей к правильному выполнению упражнения. Упражнение выполняла совместно с детьми. Постепенно текст разучивали наизусть. Наиболее понравившиеся игры повторялись с детьми по их желанию.

Дети моей группы нуждались в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления. Дети любили выполнять такие упражнения («Тряпичная кукла и солдат», «Холодно — жарко» и др.)

С целью выявления у детей уровня овладения умениями и навыками по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ №81 компенсирующего вида» по художественно-эстетическому направлению, мною был проведён сравнительный анализ за два года и по моей просьбе был предоставлен мониторинг учителем-логопедом по развитию мелкой моторики. Результаты порадовали нас. Прослеживалась положительная динамика овладения умениями и навыками.

Таким образом, использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с нарушением интеллекта, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приёмы и способы изображения и конечно же развитию мелкой моторики. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я наблюдала, как дети раскрывали свои способности и испытывали радость, которую доставляло им творчество. Необходимо почаще хвалить юного художника, бережно относиться к плодам его творчества, ценить самобытность и индивидуальность его работ! Детям я постаралась внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Литература.

  1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3- 5 лет: Пособие для занятий с детьми. - М.: Аркти, 2008. - 32с.
  2. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки. АРКТИ. -М., 2008.-32с.
  3. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: «Издательство Гном и Д», 2008. - 64 с.
  4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. -Москва «Росмэн», 2008. -96с.
  5. Одинокова Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. - 15с.
  6. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. - 32с.
  7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 96с.
  8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. - М.: - Классике Стиль, 2004. -72с.
  9. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. Гном и Д, 2007. - 64с.
  10.  Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов-на-Дону, 1992. - 39с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей

         Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированно...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей

В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....

СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения». Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (...