Перспективы использования графических редакторов на школьных уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Черва Анна Андреевна

Перспективы использования графических редакторов на школьных уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективы использования графических редакторов на школьных уроках изобразительного искусства.

«Плохой учитель излагает. Хороший учитель учит. Выдающийся – показывает. Великий – вдохновляет»

Винсент Ван Гог.

В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения этой проблемы выступает интеграция изобразительного искусства и информационных технологий.

Методологической основой технологий педагогической интеграции в сфере художественного образования является принцип гуманитарного синтеза и взаимодействия искусств, теория полихудожественного воспитания, концепции развивающего обучения, личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

Художественная деятельность сама по себе, в силу ее образной насыщенности и эмоциональности, эффективно воздействует на развитие личности и ее эстетических представлений. В сочетании же с техниками цифровой графики потенциал творческого воздействия изобразительного искусства значительно увеличивается. Помимо расширения возможностей в предметной сфере, применение компьютерных программ помогает ребенку стать уверенным пользователем компьютера, укрепляет межпредметные связи и способствует формированию информационно-эстетической культуры, обеспечивая становление целостного мышления на основе сочетания эмоционально-образного и рационально-логического типов мышления.

Как следует из положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования, информационно-коммуникативные навыки являются необходимым элементом и условием формирования компетентности школьника в художественно-изобразительной сфере. Они помогают познавать мир через визуальные образы цифровой графики, расширяют кругозор, развивают воображение, фантазию, эстетический вкус, ассоциативное мышление, открывая новые перспективы для самовыражения [1].

Давно художники, дизайнеры, архитекторы, мультипликаторы активно используют ИКТ для своего творчества. Применение графических редактирующих программ разрастается практически на всю художественную продукцию, к примеру, плакаты, афиши, открытки и др. Эти виды художественных работ изучаются и реализуются учениками, в соответствии с программой, уже в школе. Практика показывает, что за урок удается выполнить красиво лишь изображение, часто ребенок не может, либо не успевает нанести аккуратную и ровную надпись. А ведь эта надпись здесь имеет большое значение!

Возможности компьютерной графики неисчерпаемы и позволяют создавать собственные цифровые художественные образы всем учащимся, включая и тех, чьи способности к традиционной изобразительной деятельности невелики. Это значительно повышает самооценку учащихся и побуждает их к самостоятельному творчеству – как к компьютерному, так и к традиционному изобразительному искусству, что особенно важно при работе с подростками, у которых интерес к рисованию непостоянен.

В подростковый период, когда у детей активно развивается вербальное мышление, накапливаются опыт и знания, а восприятие произведений искусства из интуитивного становится понятийным, очень важно заинтересовать эту возрастную группу учащихся, раскрывая преимущества цифровых видов художественно-изобразительной деятельности. По этой причине, столь важно, что «компьютерное рисование, обладающее огромным потенциалом возможностей для творчества, помогает им поверить в собственные способности, вернуть уверенность в себе…» [2].

Различные графические программы, такие как  Photoshop, позволяют с учащимися, начиная с 5 класса, выполнить несложную ретушь фотографических изображений, делать фотомонтаж [3], выполнять простейшие дизайнерские пректы (рекламные листовки [1]) и т.д.

Посредством векторных программ, таких как Corel Draw, возможно создание плана местности, рисование постеров, изучение декоративных шрифтов и печатных символов и т.д. 

Выполняя таким образом работу, ученику предоставляется возможность быстро и качественно оформить работу. Безусловно, никакая компьютерная художественная работа не заметит ручной, но все же сохраняется творческий замысел, находятся оригинальные, нестандартные решения в выборе стиля или же цветовых сочетаний.

Работу также легко исправить, выполняя в графических редакторах, к примеру, поменять цвет, удалить не нужный элемент и многое другое. Графических редакторов на данное время составляет большое количество, упрощенных и углубленных. Разработаны к этим программам много компьютерных комплектующих. Большую помощь ученику окажет цифровая ручка. Т.к. ученик привык на уроках ИЗО работать карандашами, ему не составит труда освоить и этот инструмент.

Для учителя такие введения ориентированы на пользу! Учителю важно идти в ногу со временем. Педагог на занятиях изобразительного искусства уже сможет определить в школьнике потенциал компьютерного графика, направив деятельность таких учащихся в нужное русло. Это может быть и оформление школьного классного стенда, стенгазеты, поздравительных листов и т.д. А может и вовсе подвести ребенка к данной специальности в дальнейшем!

Используемая литература

1. Веселова, Л.С. Изучение графических редакторов и выразительная задача [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=21342

2. Глухова, Н.В. О подготовке будущего учителя изобразительного искусства в области компьютерной графики. Письма в Эмиссия. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) ART 1260 (Июль 2008 г.): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2008/1260.htm. 

3. Воронина В.В., Рыбакова Т.К. Компьютерная графика – интегрированный курс информационных технологий и изобразительного искусства. Доклад на августовский Интернет-педсовет 2005.// [Электронный ресурс] – URL: http://vio.uchim.info/Vio_31/cd_site/articles/art_3_3.htm