Интегрированный урок по теме в 8 классе по теме: "Дымковская игрушка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Федорова Наталья Юрьевна

Развитие интереса к декоративно - прикладному искусству в преподавании изобразительного искусства  через интеграцию учебных предметов: истории, географии и немецкого  языка на основе одгого урока  в 8 классе по теме: "Дымковская игрушка". Интегрированный урок позволяет на практике понять тесную связь учебных предметов, дополнение друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок изобразительного искусства, географии, истории и немецкого языка

в 8 классе по теме:

«Дымковская игрушка»

Учитель изо, математики

Федорова Наталья Юрьевна

Санкт –Петербург

2018год

«К народным традициям должно быть величайшее                                                                                                                                                                                         внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

                                                                                (А. Б. Салтыков)

ТЕМА УРОКА: ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (народные промыслы).

Вид занятия: декоративное рисование

Тип урока: урок получения, обобщения и систематизации знаний по теме «Дымковская игрушка»

Цели:

знать: познакомить обучающихся с историей, географией древнего русского промысла глиняной игрушки;

- создать условия для: способствования эстетического воспитания школьников средствами народного искусства;

- закрепление знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке;

- продолжать знакомить обучающихся с народными промыслом -  глиняная Дымковская игрушка;

-развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство их в рисунках;

- развивать творческую и познавательную активность в процессе интегрированного урока, показать связь учебных дисциплин на одном уроке;

Развивать коммуникативные навыки общения на уроке, развитие и применение языковых навыков;

- формировать практические навыки и умения, умение передавать единство формы и декора игрушки;

- развивать художественный вкус детей, видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках прошлого и современности;

- воспитывать бережное отношение к традициям, культуре, знаниям истории, географии и иностранных языков.

- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к старинным предметам искусства.

ОБОРУДОВАНИЕ: (урок в кабинете изо)

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

- модели глиняных дымковских игрушек (детские работы из методического фонда);

- образцы рисунков - упражнений «Геометрический орнамент на дымковской игрушке»;

- таблица на доске «Цвет и форма».

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

- раздаточный материал «Фрагменты узора дымковской игрушки»;

- игрушка, покрашенная в белый цвет.

МУЗЫКА: русские народные мелодии.

Словарь: гончар – мастер, который работает с глиной.

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одно и тоже время, в одном месте, с развлечениями.

Слобода – большое село или пригород, где живут мастеровые люди или ремесленники.

ХОД   УРОКА

  1. Организация обучающихся
  2. Постановка учебной задачи

Сегодня у нас не обычный урок рисования, а урок на котором мы вспомним материал по истории, географии и эти знания свяжем с немецким языком.

Давайте вспомним историю зарождения народных промыслов на Руси. Много веков эти промыслы создавались.

- Почему стали развиваться народные промыслы? (человек хотел украсить свой быт, предметы, которыми пользовался).

- Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее вышита рубаха, тоньше соткан сарафан; хочешь прослыть добрым женихом – руби свой дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства -  это прежде всего терпение и трудолюбие. Народ смеялся над теми, кто не любил трудиться и ленился. А ведь настоящее мастерство не всем дается.

3. ПОГРУЖЕНИЕ В УРОК

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ (на доске карта нижегородской области, вятской области и регионов Урала и Сибири. (После просмотра слайдов по конкретному д-п и обучающиеся показывают на картах город, где он находится).

А) слайды 2-3

- одним из самых древних видов декоративно –прикладного искусства. является деревянная посуда, расписанная умельцами хохломы. Упоминания о ней встречаются в документах 16 века при Иване Грозном. Деревянная посуда быстро приходила в негодность, поэтому её промасливали, покрывали олифой. На черном фоне растительный орнамент, знаменитая зеленая травка,

красные и золотые ягоды

Б) Слайды 4-5.

Матрешка – одна из любимых детских игрушек, в которой поэтично воплощена национальная черта, особенности русского искусства.

Матрешки Семёнова, Полхов-  Майдана, Сергиева Посада.

В) Слайды 6-7.

Жёстовские подносы известны своей росписью на черном фоне.

Г) Слайды 8-9.

Гжельская роспись на керамической посуде. В Гжели было сосредоточено чуть ли не половина фарфоровых предприятий России.

Д) Слайды 10 – 11.

Городецкая роспись, которую использовали при росписи деревянных предметов быта.

Е) Слайды 12- 13.

 Урало - сибирская роспись появилась в 16 -17 веках при заселении Урала и Сибири на основе умений мастеров, пришедших на новые земли и владеющих навыками росписей обжитых регионов.

Ж) Слайд 14.

Филимоновские и абашевские игрушки из глины, полосатые, с пышными рогами.

З) Слайды 15 -17.

Дымковская глиняная игрушка. Пришла к нам из очень далеких времен. Об этом свидетельствуют археологические раскопки.

На них есть древние символы: солнце, зерно, линии дождя, которые символизируют плодородие. В наши дни – она сувенир, а в древности –служила для обрядов, для зазывания весны.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

- самой большой популярностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы, которые и стали называть дымковскими. Они красивые, с пышными формами, богатство рисунка и обилие декоративных деталей.

- Почему их так называют?

- Зимой, когда топили печи, вся слобода была как в тумане, в дымке.

- Что такое слобода? (слова, выписаны на доске, дети называют).

-  Вы прослушали на прошлом уроке мой рассказ об этом виде декоративно – прикладного искусства.

К сегодняшнему занятию просила написать, составить текст об игрушке на немецком языке.

Учитель немецкого языка:

- кто может ответить сегодня на немецком языке?

- Где родина промысла?

(Wo ist Geburtsort von dymkowskaja Spielzeug?)

- Родина промысла – город Киров, ранее Хлынов и Вятка, а точнее Дымковская слобода, вошедшая в состав города.

        (Das Geburtsort von Spielzeug ist die Stadt Kirow. (früher  Hlynow und Wjatka).

       Früher war dort Dymkowskaja Sloboda, jetzt ist diese Siedlung als Teil von der Stadt.

- Чем являлась Вятка уже в 12 веке?

(Was war Wjatka schon im 12 Jahrhundert?)

Вятка – центр колонизации вятских земель. К Каме по Волге, Двине, Югу, Ветлуге направлялись славяне из разных земель, расположенных западнее. Там сражались новгородцы с рязанцами, татарами, нижегородцами и с местными племенами, населявших тогда эту землю. Уже в 12 веке проникали на эти земли славяне, боролись за власть, строили города, за владение этой территорией шли сражения

На этой земле жили местные племена: чудь и вотяки.

В 1418 году новгородцы боролись с жителями Хлынова. В то время были часты внутренние, междоусобные войны.

(Die erste Erwähnungen der Stadt waren im Chronik schon im Jahr 1174.

Im 12 Jahrhundert war Wjatka als Zentrum der Kolonisation und  Slawen sind zu den   Kama entlang der Wolga, Dwina, Jug, Wetluga  aus verschiedenen L ändern aus Westen gegangen.  Dort waren Schlächten zwieschen Nowgoroden, Tataren, Rjasanen mit lokalen Stämmen, die dort gewohnen haben.   Schon im 12 Jahrhundert waren dort Slawen. Sie haben um die Macht gekampft, die Städte gebaut, in diesem Gebiet waren größe Schlächte und Kämpfe um Dominanz und für den Besitz dieser Gebiete.

Hier haben lokalen Stämmen Tschud und Wotjaki gewohnt).

Im Jahre 1418 Novgorodianerп kämpften mit den Einwohnern von Khlynov.

In Jehner Zeit waren häufige innere, mörderische Kriege.

Учитель географии (перед картой на доске):

- Что можно сказать о расположении вятских земель?

- Эта территория находится между областями: на Севере – Республика Коми, Татарией на юге, Вологодской областью и Костромской на Западе, на востоке – Удмуртия. Территория между реками Камой и Вяткой очень богата лесами (половина территории занята лесами), водами и плодородными землями).

- Какие почвы преобладают на этой территории?

- Под слоем толщи почвы (подзолистые, дерново – подзолистые, серые лесные и болотные) большие залежи глины хорошего качества.

В Дымково, в вятской губернии в пойме реки Вятки глина хорошего качества и песок, пригодный для керамического промысла.

Учитель немецкого языка:

- Когда возник промысел и что послужило причиной?

(Wann ist eine Art von Kunst und Handwerk entstanden?)

Ученики:

(Diese Art von Kunst und Handwerk ist im extremen Altertum entstanden, wann nicht weit von dem  Fluß Wjatka in der Nachtschlacht   2 freundlichen Truppen von  Nowgoroden und Wjatitschinen gekämpft haben.   Diese Schlacht war im Jahre 1418 an den Wänden des Kremls der Stadt Hlynow (heute Kirow). In dieser Schlacht sind dann sehr viele Krieger ums Leben gegangen. Dann Leute von diesem Ort haben jeden Jahr im Frühling die Dreieinigkeit für die Toten gefeiert.  Spater haben die Leute über den Schlacht vergessen und dieser Ritual ist eine drammatische Bedeutung verloren.  Aber die Leute jeden Frühling haben Frühlingsfeiern Swistunija gefeiert.)

Предполагается, что промысел возник в глубокой древности, когда недалеко от Вятки в ночной битве, не распознав друг друга сразились 2 дружественных войска. Много тогда воинов погибло. С тех пор каждую весну справляли тризну по погибшим. А позже этот ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гуляние – свистунью.

Учитель немецкого языка:

- Почему так назывался?

  Люди должны были во время праздника свистеть в свистульки и кидаться шарами из глины. Свистульки были в форме уточек, козлов, баранов и петушков)

(Die Leute sollten während des Feierns gepfeifen und haben Bälle aus Ton weggeworfen. Die Pfeifen waren in Formen von Enten, Widdern, Ziegen, Hähnen).

Учитель немецкого языка:

- Когда спрос на свистульки возрастал?

(Wann ist die Nachfrage nach Preifen aufgestiegen?)

(Die Nachfrage nach Pfeifen ist besonders im Fruhling aufgestiegen.

Die Töpfern haben den ganzen Winter gearbeitet, um zu dem Frühling die Pfeifen zu vorbereitet.)

Спрос на свистульки возрастал к весне.

Гончары работали всю зиму, к весне свистульки подготавливали.

 Учитель истории:

- У многих народов в древности были фигурки, похожие на женский силуэт, что это значило?

- Изображение женской фигуры имело сакральный смысл (особый, священный). Они были просты по форме, так как определяющим считался их сакральный смысл. Женские фигурки могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, продолжения жизни или амулетом – оберегом.

    С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов, формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

В 15 -16 веках языческие представления славян во многом утратили своё значение

Учитель изобразительного искусства:

- какими изображали и изображают мастера свои игрушки?

Ученик:

- в промысле сложились оригинальные приёмы, свой художественный стиль.

  В фигурах барышень голова в кокошнике или с высокой прической, пышная грудь и юбки – колокол с передником.

У птиц – пышные хвосты и крылья. У коня – крутая грива. Контур игрушек плавный, в них нет мелких деталей, обобщение и условность формы.

  Дымковская игрушка простая, отличается от других белым фоном.

- Как игрушки делали белыми?

- Игрушки белили мелом с молоком.

- Какие цвета использовали для росписи? (Красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой. синий, розовый, фиолетовый)

- из каких элементов состоит узор? (круги, кольца, точки, линии, геометрические фигуры)

- цветовое сочетание в узоре? (не более 3-4 цветов).

- Какова технология изготовления дымковской игрушки?

- Лепка, сушка и обжиг, побелка, роспись.

- Какие элементы росписи используются в этом промысле?

- Геометрические фигуры и их сочетание, которые являются символами и знаками (конь – кормилец, птица - счастье, баба – плодородие, берегиня домашнего очага).

  Круг – солнце, треугольник – земля, ёлочки, ростки – символы растительности и жизни, синяя полоса – вода, перекрещенные - сруб колодца.

  Сделанные игрушки мастеров продавали на ярмарке.

- Что такое ярмарка? (ответ детей, используя словарь на доске).

- Где устраивались ярмарки? (в крупных населённых пунктах ли на пересечении дорог и торговых путей)

  Дымковскую игрушку уже в начале прошлого века коллекционировали писали о ней.

Вот как написал о ней А. Деньшин

Просто диво – безделушка

Зовут её – народная игрушка

В лесах синих зародилась

Из глины красной заводилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой наряжалась.

2 часть урока – рисунок на подготовленной к росписи дымковской игрушке.

- Сегодня вы будете мастерами дымковского промысла и украсите кистью и красками свою игрушку, сделаете её нарядной и красивой.

5.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Объяснение учителя

 - Практическая работа обучающихся.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Анализ работ обучающихся:

- какие замечательные работы получились у всех;

- давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Мы подписали все игрушки, выставили их, и ребята из других классов смогут посмотреть, полюбоваться на нашу выставку.

(Впереди перед доской стоит стол, покрытый салфеткой с вышивкой крестиком и на него обучающиеся ставят свои готовые работы -  игрушки).

Рефлексия:

- Понравился ли вам урок?

- Какое у вас настроение?

Завершение учителя изо:

Всем волшебникам вятской, родной стороны большое спасибо сказать   мы должны за то, то их руки не устают и красочных кукол для нас создают.

Спасибо ребята, вам за работу на уроке!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе на тему"Дымковская игрушка"

Разработка урока "Дымковская игрушка" изучаемый  на уроках изобразительного искусства в 5 классе и входит в раздел "Народное искусство", В разработке представлены:план-конспек...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Конспект урока в 6-м классе Тема урока: " Описание игрушки. Матрешка"

Матрешка-символ русского характера. Подготовка учащихся к сочинению- описанию матрешки.Дать представление о матрешке, как национальной игрушке, соединившей в себе базовые русские ценности...

Технологическая карта урока изо в 5 классе на тему " Дымковская игрушка"

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС .Тема урока – «Дымковская игрушка». 5 класс.Программа «Изобразительное искусство» ред. Б.М. Неменский...

Презентация с рисунками параллели 5-ых классов на тему "Дымковская игрушка. Барыня"

Рисунки были выполнены учащимися паралелли 5-ых классав на тему: "дымковская игрушка. Барыня"....

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык, ИЗО) "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории и культуре ...