Технологическая карта урока изо в 5 классе на тему " Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Дабдина Светлана Николаевна

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС .Тема урока – «Дымковская игрушка». 5 класс.Программа «Изобразительное искусство»

 ред. Б.М. Неменский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_dabdina.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

Учитель: Дабдина С.Н.( МБОУ « Павловская СОШ»)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -изо

Класс  -5

Программа «Изобразительное искусство»

 ред. Б.М. Неменский

Тема урока – «Дымковская игрушка»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-научиться видеть и понимать красоту древней игрушки;

-умение видеть форму, цвет, декор игрушки, и передавать единство этих качеств в рисунках;

- умение выполнять орнаментальные композиции на основе дымковской игрушки

-планировать рабочее время;

-слушать собеседника и вести диалог;

-оценивать свои достижения на уроке;

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности. 

-освоение традиций и культуры;

-создание собственного образного решения на примере работ дымковских народных мастеров;

- развитие эстетического сознания через освоение художественной грамоты.

Словарь урока: гончар, мастеровые, обжиг, обеливание, узоры, ярмарка, слобода

Ресурсы урока: учителю:  ИКТ (презентация) ,  образцы дымковской игрушки, плакаты, фотографии и цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал для игры, шаблоны для творческого задания , «фон» для оформления итоговой коллективной работы, клей.

ученику: карандаш, краски гуашевые/акварельные, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.(2 мин) Организационный момент

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок:

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, вода, простой карандаш, ластик.

Самоконтроль готовности к уроку мобилизация внимания. Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

Показывают необходимые учебные принадлежности

2 этап. Мотивация (4 мин)

– Рассмотрите игрушки, представленные на выставке. Попробуйте определить, какая здесь лишняя и почему.

– Правильно, одна из выставленных здесь игрушек – пластмассовая, остальные сделаны из глины.

Ребята, а ваши игрушки из каких материалов сделаны?

Правильно. Но наряду с ними
до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные игрушки.

 В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковским промыслом. Это уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Народные мастера уже 400 лет сохраняют его. Но чтобы промысел существовал еще долгие годы, нужно, чтобы люди с детства были знакомы с такими игрушками, любили их, играли с ними.
- Давайте сформулируем тему нашего урока

-  Рассматривают игрушки, вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, анализируют и делают выводы

3 этап. 8 мин. Актуализация знаний

Сегодня, ребята, мы поговорим о дымковской игрушке. (Демонстрация презентации «Дымковская сказка»)

Ещё раз посмотрите внимательно на дымковские игрушки и ответьте на вопросы.

1). Какие цвета любят мастера Дымково?
2). Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?
3). Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
4). Как в узорах расположены точки: (образцы на доске)
5). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
6). Что общего у всех этих игрушек?
7).Нравятся ли вам эти игрушки?

 Слушают учителя, отвечают на вопросы

 вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

4 этап. 2 мин

Целеполагание

и планирование

- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
- Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?   Что  предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы учащихся)
Обсуждение совместно с учащимися содержания и последовательности действий для решения поставленных задач.

5 этап. 18 мин. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

И вот мы в мастерской по росписи дымковской игрушки.  Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами: нарисовать и расписать дымковскую игрушку.
(учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку)

Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете и распишите игрушку. Кто затрудняется, может воспользоваться готовым шаблоном игрушки.
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.)

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком

6 этап. 4 мин. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки? Где возникла дымковская игрушка?

Сколько лет этому промыслу?
С какими народными традициями связывают появление дымковской игрушки?

В чём особенность технологии лепки игрушки?

Каковы наиболее распространённые сюжеты игрушки?

7 этап. 4 мин Рефлексия и оценивание

Молодцы ребята, хорошо потрудились. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки! А теперь вы должны подумать и сами оценить свою работу.

 Работы оцениваются по следующим критериям:

1) правильность выбора цвета;

2) правильность рисования элементов;

3) композиция;

4) аккуратность выполнения.

Каждый учащийся получает шаблон «Три ступеньки успеха», на одну из которых помещает свою работу.

Рефлексия:

- сегодня я узнал…

- было трудно…

- я научился…

- мне захотелось…

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

8 этап. 3 мин. Домашнее задание

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная.(Учитель дает инструктаж)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе на тему"Дымковская игрушка"

Разработка урока "Дымковская игрушка" изучаемый  на уроках изобразительного искусства в 5 классе и входит в раздел "Народное искусство", В разработке представлены:план-конспек...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"

Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и  «Три пальмы...

Конспект урока и технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Год за годом. Погода".

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Год за годом. Погода"5 класс. Учебник Spotlight....