Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся
материал по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Бакушева Наталья Александровна

Обобщение опыта работы по теме "Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Березовская СОШ

Применение  информационных технологий      на уроках изо как одна из форм                           повышения качества знаний учащихся                                               (из опыта работы)

                 Доклад подготовила:

                                      Бакушева Наталья Александровна,

                                        учитель изобразительного искусства,

                                       I квалификационная категория.

Ноябрь 2017 г

      XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

   Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в школе наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер», а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование ИКТ в образовательных дисциплинах. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике учителя разных стратегий обучения  школьников и использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. (УВП).

Информационные технологии сегодня органично вписываются в УВП, являются одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе.

Для многих учителей ИКТ – надежный помощник и эффективное средство преподавания различных предметов и проведения внеклассной и внеурочной деятельности. Использование ИКТ удовлетворяет запросы школьного образования вне зависимости от местоположения школьного учреждения.

ИТ  - совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи.

 Информационными образовательными называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей  (Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий»).

Наглядно-образное мышление школьников требует применение качественного иллюстративного материала. Исследования психологов и педагогов доказали, что зрительные анализаторы человека обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», гласит народная мудрость.

Значит, надо расширить арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия: текст – звук – видео – цвет.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Я считаю, что адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. На мой взгляд, большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

  • изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
  • ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
  • широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь, обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Особенно результативными с позиции информационных технологий получаются уроки изобразительного искусства. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного  изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Технология использования ИКТ на уроках искусства

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

  1. Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать

последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.

При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:                                                

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний
  •  При использовании презентации на уроке необходимо соблюдать ряд условий:
  • презентация  должна соответствовать возрасту учащихся;
  • презентация должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая презентация должна быть точно согласована с содержанием материала;

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Передо мной стал вопрос: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал, и как следствие повысить качество обучения.

В связи с этим я выбрала тему по самообразованию «Применение  информационных технологий на уроках изо как одна из форм  повышения качества знаний учащихся».  

 Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:

  • повышение качества знаний  учащихся;
  • совершенствование методики проведения уроков по изобразительному искусству с применением ИКТ;
  • обеспечение дифференцированного подхода    к учащимся  в образовательном  процессе;
  • обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.

Для достижения поставленных целей   решаю следующие задачи:

  • совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству. Создавать новые компьютерные программные продукты для  образовательного процесса в школе;
  • продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;
  • широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
  • совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;
  • обобщать и передавать опыт работы учителям своей школы, района.

 После обучения на  курсах ИКТ я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

В моем учительском  арсенале:

1. Ресурсы Интернета;

2. Электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео – и DVD – фильмы.

3. Мультимедийные презентации (адаптированные под программу «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского)

4. Мои авторские презентации, созданные в программе Microsoft Offis Power Point

6.Интерактивная доска.


 Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность  использования ИКТ в образовательном процессе:

  • Разработка системы уроков по ИЗО и МХК с приложениями (компьютерными презентациями).  
  • Проведение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.
  • Использование Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
  • Создание электронной базы кабинета ИЗО.

Я часто применяю видеоролики, презентации, различные тесты, задания, развивающего характера.

Использование ЦОР и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

  • в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;
  • на этапе объяснения нового материала использую изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей;
  • на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ;
  • использование тестового контроля.

   Я превращаю  презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт мне  возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

  Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Например, уроком-презентацией стал урок «Труд художника для твоего дома» (изо, 3 кл.) или  создание проектов «Художники-пейзажисты», «Знаменитые скульпторы» (изо, 6 кл.)

В курсе 5 классе есть уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Хохлома, Городецкая роспись, Гжель. С помощью слайдов у меня  есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Не секрет, что есть учащиеся, которые не достаточно хорошо умеют рисовать, но они хорошо успевают по остальным предметам. Таким детям  предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

  • в составлении кроссворда, ребуса по теме,
  • в подготовке различных творческих сообщений;
  • в изготовлении презентаций и др.
  •  Это позволяет повысить качество знаний по предмету и самооценку детей.

Используя возможности компьютера, прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству художников, тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

  • можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;
  • позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;
  • позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.
  • Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:

  • на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;
  • при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Живопись”, “Музеи России”, “Искусство Гжели”, «Стили дизайна и их отражение в интерьере» и др.

Так, например, презентацию о творчестве В.М. Васнецова я использую для фронтальной работы с классом. Эту презентацию можно использовать при  изучении разных тем, адаптируя её для того или иного класса, с учетом их мировисприятия.

Создание данных уроков требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, но итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Создание и представление учащимися творческих проектов  с использованием ИКТ

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации,  моей целью становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

Создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

Преимущества использования ИКТ:

  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
  • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин  и других важных частей материала, так как не приходится повторять текст несколько раз (он выведен на экран);
  • этот метод обучения помогает лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
  • освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

К результативности своей деятельности я отношу:

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
  • повышение уровня использования наглядности на уроке,
  • повышение производительности урока.
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций, сообщений.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использованная литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

3.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru

4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 1996г.

5.Драхлер А.Б.  К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

6.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru 

7.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,

 2000. - 224 с.

8.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

9.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

10.Селевко К.Г. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование, 1998 г -256с.

11.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 - 46с.

12.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

13.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

14.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования»,  № 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных коммуникационно- информационных технологий является одним из путей повышения качества образовательного процесса . В работе представлены теоретические материаля и преведены пр...

Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных коммуникационно- информационных технологий является одним из путей повышения качества образовательного процесса   В работе представлен теоретический материал и прев...

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства

статья о применении игровых технологий на уроках ИЗО...

"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"

В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...