Главные вкладки

    Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства
    статья по изобразительному искусству (изо) по теме

    статья о применении игровых технологий на уроках ИЗО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства

     Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться. А нельзя ли совместить приятное с полезным? Оказывается, можно. Самый доступный способ — рисование. Его ребенок воспринимает как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, начинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом.

    Между тем, так оно и есть. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником-неумехой. Если его самостийное творчество ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным. Опытный педагог не только учит ребенка правильно отображать окружающую действительность, но и ненавязчиво, как бы походя расширяет ему кругозор, внушает морально-этические нормы. А уж говорить о том, что уроки изобразительного искусства облегчают ребенку постижение школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление), и совсем не стоит: это очевидно.

     Не всякий ребенок, прошедший «рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.

    По моему убеждению, нет людей бесталанных — есть те, кто не сумел проявить природный талант. Помочь ребенку обнаружить свои способности — задача учителя.

     В жизнь детей в школе включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют детям радость. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в школе и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность, результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

    Педагог, прежде всего, должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовали бы герои.

     Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах (дают положительные результаты).

    Дети живо и заинтересованно воспринимают предложение нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается игрушечный Петрушка и просит нарисовать или вырезать ему друзей. Рассматривая готовые изображения, забавный персонаж «разговаривает» с ребятами, объясняя им, каких Петрушек они изобразили: «Этот Петрушка веселый, он танцует, а этот забавный, у него такой широкий костюм, а этот Петрушка очень красивый. Петрушка в сине- желтом костюме немного грустный» и т.п.

    В младших классах можно разыграть следующую ситуацию: зверята (лисенок, зайка, бельчонок и другие) собрались в гости к куклам, а ехать не на чем. Учитель предлагает детям нарисовать для зверушек вагончики. Дети с радостью соглашаются. Для рисования уже приготовлены столы, которые поставлены в один длинный ряд. Дети под ходят к столам и стоя рисуют каждый свой вагончик (при этом используются синяя, красная, желтая, зеленая краски). Нарисованные вагончики Учитель выставляет рядами на доске за паровозом, который нарисовал сам, затем быстро «рассаживает» в вагончики (приклеивает на окошки мордочки) животных. Дети в восторге.

     Можно придумать множество игровых ситуаций подобного рода. Например, «Построить сказочный остров». Дети – дизайнеры: мальчики получают задание – нарисовать сказочных героев, море, остров, а девочки – дома, деревья, крепость.

    Или учитель предлагает: «Построим сказочный дом для новых кукол». Дети - архитекторы, строители - из отдельных блоков-квартир (которые на отдельном листе рисует каждый ребенок) вместе составляют общий дом. Затем они благоустраивают территорию около дома, рисуют улицу, транспорт.

    Можно организовать игровую ситуацию на тему «Оформим наш уголок природы». Все дети вместе с учителем обсуждают устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, что за птицы будут жить в клетках, где поместить аквариум, какой он будет формы. Большой лист бумаги - это уголок природы. Дети приступают к вырезанию нужных объектов и предметов. Одни «сажают» комнатные растения, другие делают клетку с попугайчиками (здесь участвуют несколько детей), третьи рисуют аквариум и «запускают» в него рыбок. По мере готовности изображений их размещают на большом листе. Получается красивая картина, которую на несколько дней вывешивают в классе.

     Применение игровых технологий на уроках ИЗО захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с педагогами и друг с другом. Дети вместе с учителем обсуждают композицию работы; учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общее дело, оказывать помощь; приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребенок выполняет посильное и интересное для него изображение.

    Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеит игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображать своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творчески процесс приобретает эмоционально- положительную окраску.

    На занятиях дети могут изготовить елочные игрушки в подарок малышам, при этом у них возникает желание быть внимательными к малышам, заботиться о них. Создавая игрушки для украшения елки в своем классе, дети ощущают причастность к общему делу, испытывают радость от того, что сами украсили свой «дом». Осознать это помогает и оценка учителем их вклада в общую работу.

     Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому связь детского изобразительного творчества с играми этого вида имеет особое значение для воспитания, служит средством обогащения и развития этих видов деятельности. Эта связь должна быть разносторонней: дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке.

    Освоение детьми разнообразных способов изображения, новых материалов позволяет им передавать впечатления от игр. Отражение в рисунках содержания сюжетно-ролевых игр является ценным в воспитательном отношении моментом: обогащает содержание игр и изобразительной деятельности, углубляет познание жизни, закрепляет положительное отношение ребенка к ее событиям и явлениям.

    Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать иди наклеивать что-либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл. Дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее и разнообразнее, а задача учителя - помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные и легкие для передачи эпизоды. Знание наиболее распространенных в группе игр, наблюдения за играющими подопечными, обогащение содержания игр, атрибутов позволят педагогу влиять на развитие изображаемого сюжета.

    Рисунки детей по сюжету одной игры редко повторяют друг друга, ведь каждый передает свои впечатления об игре, личные переживания и собственное отношение к изображаемому.

     Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и игры-драматизации.

    Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей. Для игр-драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски. Так, на занятии по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппами  выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Кошкин дом» - III четверть 7кл. при изучении сюжетно – сказочного жанра «Волшебный мир сказки». Для этого лучше всего организовать детей в три подгруппы: первая рисует дом, вторая – сказочные персонажи, третья готовит маски, детали костюмов и атрибуты для исполнителей ролей Кошки и других героев сказки. Подготовка объединит всех детей, сделает игру-драматизацию более привлекательной для них; даст каждому возможность выразить в рисунках свои представления о сказке и ее действующих лицах.

    Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности способствует повышению активности детей, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Предложение воспитателя нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить картину о том, как они разыгрывали сказку, рассказ, вызывает у детей живой интерес; возникает личностно значимый для каждого ребенка мотив творческого изображения.

    Темы подобных занятий можно сформулировать по-разному: «Нарисуй, как мама-коза спасла семерых козлят и они радуются, пляшут» или «Вы читали сказку «Теремок», - говорит учитель. - Помните, какой красивый теремок мы сделали для этой сказки? А сегодня нарисуйте картинку к этой сказке. Пусть каждый нарисует свою картинку, по- своему украсит теремок».

    При отборе тем занятий по мотивам игр-драматизаций нужно варьировать и виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), и способы предложения темы: то его по-своему, то предлагать ребятам самостоятельно выбирать эпизод сказки и материал для работы.

    В процессе подготовки и проведения игр - драматизаций, как правило, участвует весь класс: одни - как действующие лица, другие - как: художники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи - как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.

     С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение учителя создать рисунки на тему подвижных игр. Сюжеты подвижных игр незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях и лепке. Так при изучении темы «Пропорции и строение фигуры человека» - I ч. 7кл., я предлагаю детям создать рисунок – аппликацию из квадратных лоскутов бумаги «Игра хоккей»,  вызывает у детей желание показать людей в разных позах, движениях. Или слепить игру из пластилина с помощью проволочного каркаса. Рассматривая готовые работы, ребята видят, как по-разному можно изобразить игру.

     В рисовании, лепке, аппликации дети с удовольствием создают настольно-печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы: «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, английская народная сказка «Три поросенка», «Незнайка и его друзья» Н. Носова и «Мифы Древней Греции».

    При изучении темы IV ч. 5кл. «Декоративное искусство Древней Греции» ребятам было предложено задание – нарисовать игру «Путешествие за три моря», где дети изобразили не только карту путешествия, но и богов и героев мифов Греции, их корабли.

    Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение.

    Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлении выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития   мышления и когнитивных структур.

    Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства очень полезно не только для уточнения, углубления и закрепления представлений о предметах и их свойствах, но и для формирования практических навыков и умений школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства

    С целью отслеживания результатов обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству, предлагается внедрить тематический и итоговый контроль, опирающийся на перфокарты, р...

    Игровые технологии на уроках изобразительного искусства

    Современное общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, националь...

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства

    Урок изобразительного искусства 7 класс Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» Тема I четверти. «Изображение фигуры человека и образ человека» Тема урока: «Понимание кра...

    Применение Личностно-ориентированной технологии на уроках изобразительного искусства

    В системе личностно-ориентированного обучения существенно меняетсяфункция и форма организации. Учитель как бы становится дирижером учебного процесса,а ученик получает возможность взглянуть на себя изн...

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

    Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

    Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся

    Обобщение опыта работы по теме "Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся"...