"Бабочки"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Строганова Светлана Николаевна

Конспект интегрированного занятия в 3-м классе "Бабочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_babochki.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Бабочки»

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас изобразительного искусства, тему которого вы постараетесь определить сами, отгадав загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, всколыхнулся,

Взвился вверх и улетел. (слайд 2)

– Что же это? (Бабочка)

– Правильно. Наш сегодняшний урок посвящен бабочкам.

2. Актуализация знаний.

Давайте посмотрим, какие бывают бабочки. (демонстрация презентации слайды 3-19).

– Ребята скажите, каких бабочек можно встретить в нашем крае? (ответы детей: капустница, шоколадница, павлиний глаз, березовая хвостатка).

– Скажите, а вам понравились бабочки? Какая из них больше всего? (ответы детей).

– Захотелось ли вам поймать какую-нибудь из них для домашней коллекции? (ответы детей).

Знаете ли вы, что поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит убить ее!..

Конечно же нам хочется сохранить в памяти такую красоту… Что же делать? Как нам сохранить красоту бабочки, не убивая ее? (предполагаемые ответы детей: с помощью фотоаппарата, в рисунке, в стихах и рассказах…)

3. Постановка учебной задачи.

– Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины. У вас на столах есть рабочие материалы. Прочитайте текст из разных энциклопедий о бабочках. (параллельно демонстрируются фотографии, картинки бабочек о которых идет речь, на карте можно показать путь, проделанный бабочками-путешественницами).

Бабочки-чемпионы.

Бабочки – одно их самых изумительных созданий природы. Нигде, пожалуй, не найти с только ярких и чистых красок, такого разнообразия оттенков в сказочно гармоничных сочетаниях, таких волшебных узоров, как на крыльях этих насекомых. Отряд чешуекрылых (а именно к нему относятся бабочки) включает около 165 тысяч разных рисунков, окрасов, форм и размеров.

Бабочка-великан.

        Тропическая бабочка агриппина – безусловный чемпион по размаху крыльев. В 1997 году в Южной Америке была поймана агриппина с размахом крыльев 31 сантиметр!

        Агриппина похожа на птицу не только размером, но и напоминающей перья окраской.

Бабочка-путешественница.

        Американский виноградный бражник с огромной скоростью пролетает от Канады до Южной Америки, а обитающий в Африке и Южной Азии бражник олеандровый долетает до Карелии и Кольского полуострова. Скорость полета приближается к 60 километрам в час. При этом крылья бабочки двигаются столь быстро, что заметны лишь их неясные очертания. И неудивительно – ведь число взмахов крыльев в минуту у некоторых бражников достигает 5100 раз!

Бабочки – мастера летнего искусства.

        Уникальным взлетным искусством владеет сиреневая пяденица – обитательницы лесов Приморского края. Эти нежные бабочки могут взлететь не только  твердой, но и с водной поверхности. Бабочек часто можно увидеть сидящими на воде. Даже затянутые быстрым течением под воду, они легко выныривают и взлетают.

– Вспомните из уроков русского языка – в каком стиле написаны эти тексты? (ответы детей).

– Какие еще бывают стили?  (Разговорный и художественный).

– Итак, давайте посмотрим на текст, который лежит перед вами, как называется этот текст («Другие берега»). Послушайте его и постарайтесь увидеть ту бабочку, о которой пойдет речь. (учитель выразительно читает отрывок из романа В. Набокова « Другие берега»).

Отрывок из «Дальние берега» Владимир Набоков

…С самого детства утренний блеск в окне говорил мне одно, и только одно: есть солнце - будут и бабочки. Началось все это, когда мне шел седьмой год, и началось с довольно банального случая. На персидской сирени у веранды флигеля я увидел первого своего махаона - до сих пор аоническое обаяние этих голых гласных наполняет меня каким-то восторженным гулом! Великолепное, бледно-желтое животное в черных и синих ступенчатых пятнах, с попугаячьим глазком над каждой из парных черно-палевых шпор, свешивалось с наклоненной малиново-лиловой грозди и, упиваясь ею, все время судорожно хлопало своими громадными крыльями. Я стонал от желанья. Один из слуг - тот самый Устин, который был швейцаром у нас в Петербурге, но почему-то оказался тем летом в Выре - ловко поймал бабочку в форменную фуражку, и эта фуражка с добычей была заперта в платяной шкал, где пленнице полагалось и ночь умереть от нафталина; но когда m другое утро Mademoiselle отперла шкап, чтобы взять что-то, бабочка, с мощным шорохом, вылетела ей в лицо, затем устремилась к растворенному окну, и вот, ныряя и рея, уже стала превращаться в золотую точку, и все продолжала лететь на восток, над тайгой и тундрой, на Вологду, Вятку и Пермь, а там-за суровый Урал, через Якутск и Верхнеколымск, а из Верхнеко-лымска - где она потеряла одну шпору - к прекрасному острову Св. Лаврентия, и через Аляску на Доусон, и на юг, вдоль Скалистых Гор, где наконец, после сорокалетней погони, я настиг ее и ударом рампетки "сбрил" с ярко-желтого одуванчика, вместе с одуванчиком, в ярко-зеленой роще, вместе с рощей, высоко над Боулдером... 

– Какое впечатление произвел на вас этот рассказ, что вы почувствовали?

– Какие картины нарисовало ваше воображение?

– Похож ли этот отрывок на тексты из энциклопедий?

– В каком стиле он написан? Почему? (Много разных выражений, эпитеты, метафоры, эмоционально-выразительные слова).

Конечно автор вложил в него не только образные выражения, но и свои эмоции.

– Скажите ребята, а та бабочка могла прожить 40 лет? (ответ детей: Нет, бабочки-долгожители живут максимум 1,5 года).

– Кто же автор этого текста? Хочется ли вам узнать? (ответы детей).

– Это очень интересный человек. Писатель и поэт, ученый энтомолог (Энтомология – это наука, которая изучает насекомых). Он написал 8 романов на русском языке и 8 на английском. Он родился в России, учился за границей и с 20 лет жил в эмиграции – в Германии, в Америке, в Швейцарии… С его с его творчеством вы подробнее познакомитесь  в старшей школе, а сегодня мне бы хотелось сказать, что кроме литературы он увлекался бабочками. И не просто увлекался, а серьезно их изучал и даже открыл несколько новых видов.

Обратимся еще раз к тексту. Какой хочет Владимир Набоков оставить бабочку в нашей памяти? Найдите и прочитайте описание еще раз. Посмотрите на доску, найдите ту самую бабочку, которую описывает автор.

Итак, мы уже сказали, что можно сохранить красоту бабочки на фотографии, на холсте и нарисовать ее словами. А как еще можно создать образ бабочки? Как бы композитор создал образ? (ответы детей).

Физ.минутка.

Закройте глаза, откиньтесь на спинки стульев и представьте себе утро, вы находитесь на лугу, вокруг вас летают бабочки, еще звенит утренняя роса.

– Какую картину вы представили в своем воображении? (свободное высказывание детей).

4. Самостоятельная работа.

Давайте на память об этом уроке нарисуем картину. Создадим луг, поляну. Все что нужно для бабочек.

5. Рефлексия.

– Итак, о чем мы сегодня говорили?

–Какой рассказ прочитали? Кто его автор?

– Как же сохранить красоту живого, не убивая его?

– Что вам понравилось на уроке?

Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами стихотворения «Бабочка» Афанасия Фета

«Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
            Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
            Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
            Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
            И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
            Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
            И улечу. 

Урок окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"

Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты  двух занятитй, образцы работ учащихся и  методические рекомендации по ...

План-конспект урока по теме: "Эти удивительнве насекомые - бабочки"

Данный урок дает возможность наглядно представить  практическое применение: элементов проблемного обучения, информационно- коммуникационных  технологий, технологии критического мышления. ...

К слову о бабочках... (подборка материалов к урокам или занятиям о бабочках)

При подготовке к урокам мы тратим большое время на поиски необходимых материалов,чтобы внести "изюминку" в ход урока,привлечь внимание наших слушателей. В цикле занятий "Природа и культура" мне пригод...

Урок биологии по теме: "Бабочка-капустница. Многообразие бабочек"

Урок предназначен для 8 класса по программе СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой...

Тема "Интерьер".Проект по технологии "Бабочки".Бабочки изготовлены из отходов,из пластиковых бутылок.

Каждый человек мечтает украсить свой интерьер.А проект "Бабочки" поможет вам в этом.Эту презентацию можно использовать на уроках технологии....

Презентация "Порхающие цветы - бабочки" к занятию "Вывязывание бабочки"

Бабочки,  пожалуй,  одни  из  самых  красивых  живых  существ  на  Земле. Они  похожи  на  ожившие  цветы,  причудливос...

Конспект урока "Многообразие бабочек. Бабочка- капустница"

Материал для открытого урока по биологии с  8 класс  коррекционной школы  8 вида...