Конспект урока "Многообразие бабочек. Бабочка- капустница"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Материал для открытого урока по биологии с  8 класс  коррекционной школы  8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Многообразие бабочек.  Бабочка – капустница»

Раздел: «Насекомые».

Тема урока: «Многообразие бабочек.  Бабочка – капустница». 

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: метод демонстрации, рассказ, объяснение, метод наблюдения, частично-поисковый метод, применение технических средств обучения.

Цель урока: формирование представления у обучающихся общего признака вида на примере многообразия бабочек.

 Задачи:

Образовательные:    

познакомить  учащихся  со  строением бабочки - капустницы,  её развитием;

сформировать представление об общих признаках вида на  примере   многообразия бабочек.

Коррекционно-развивающие:  

корректировать  и развивать  мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником;  

Корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объема внимания путем выполнения различных заданий, демонстрации видеоматериалов;

корректировать  и развивать  связную  устную речь учащихся; обогащать словарный запас в ходе изучения новой темы,

корригировать умение воспроизводить раннее изученный материал и правильно строить высказывание при ответе на вопрос;

активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.                                                                                                                                                                                    

Воспитывающие:    

воспитывать  интерес к предмету биологии, используя занимательные задания;

 воспитывать умение работать в паре, команде;

 воспитывать бережное отношение  и чувство любви к природе.

Ход урока

Оргмомент. Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок. Сообщение о том, что этот  урок с приглашенными гостями.  Учитель кратко  напоминает правила поведения во время урока.

Повторение предыдущей темы.

1. Где в природе можно встретить насекомых?

 2. Какие части тела можно различить у насекомых?

3. Какие органы находятся на голове насекомых?

4. Каково значение этих органов?

5. Какие  органы находятся на груди?

6. Каково их значение?

7. Как дышат насекомые?

8. Чем питаются насекомые?

Изучение нового материала

- Ребята, мы продолжаем изучать насекомых, и отправляемся в увлекательное путешествие  в  Страну Бабочек.    

Запишите, пожалуйста,  в тетради число и тему урока с доски. (Слайд1)

На экране – слайд2  «Бабочки в природе».

Учитель - Бабочки – это насекомые, которых недаром называют «летающими цветами» — настолько они красивы.

У поэтов бабочка — символ нежной красоты, легкости, воздушности.

 А в древние времена греки олицетворяли бабочку с душой  человека, устремляющейся к небесам.

В отличие от других насекомых, которые нас жалят и кусают, бабочки не приносят нам  вреда, а только удивляют и восхищают своей трепетной красотой.

-  Какие насекомые  жалят и кусают  нас?  (Ответы детей).

- Все бабочки  имеют одинаковое строение и проходят одни и те же стадии развития. Однако, все бабочки разные.

-Слайд 3 «Многообразие бабочек»). Посмотрите на коллекцию бабочек. Что делает их такими непохожими друг на друга?  (На партах макеты бабочек)

- Конечно же, именно окраска крыльев делает бабочек такими непохожими друг на друга и  неповторимыми.  

Слайд 4 «Бабочка-капустница» - Давайте поговорим про  бабочку – капустницу.  

Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется —
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке?  

     Слайд 4  Весной и летом в солнечные дни на полях и огородах можно встретить порхающих бабочек-капустниц. Названы эти бабочки так потому, что их жизнь во многом связана с капустой и другими крестоцветными растениями (А какие растения называются крестоцветными?). Узнать капустниц легко. Их крылья мучнисто-белого цвета с темными углами по краю. С обратной стороны крылья зеленовато-желтые. Такая окраска делает бабочек, сидящих на растениях со сложенными крыльями, незаметными для птиц.

- Запишите в тетрадь: бабочки — капустницы названы  так потому, что их жизнь связана с капустой.

Слайд 5 - У бабочки-капустницы крупные глаза, пара длинных усиков  с утолщением на концах и длинный хоботок. При помощи хоботка бабочка питается сладким соком — нектаром цветков. У летающей бабочки хоботок свернут в спираль, но стоит бабочке опуститься на цветок, как он тотчас же разворачивается.

Запишите в тетрадь: бабочка – капустница питается сладким соком – нектаром цветков с помощью хоботка.

 Слайд 6 (гусеница капустницы)  Весной самки бабочек-капустниц откладывают яйца на листья крестоцветных растений. Из яиц через полторы недели появляются маленькие личинки — гусеницы. По форме тела они похожи на червей. Но у них есть округлая голова и несколько пар ног. Гусеницы питаются листьями крестоцветных растений, быстро растут. Они имеют зеленоватую окраску тела с черными точками и желтыми полосами на боках и спине. Тело их покрыто небольшими мягкими волосками.

Запишите в тетрадь: откладывают яйца на листья капусты,  редиса, репы.

 Слайд 7   Гусеницы живут открыто, но птицы их не трогают: гусеницы для них ядовиты. Когда гусеницы вырастут до 4— 5 см, они перестают питаться и переползают на заборы, стволы деревьев, на различные неподвижные предметы. Здесь каждая из них прикрепляется за неровности предмета тонкими нитями, сбрасывает с себя свою «шкурку» и превращается в куколку.

 Куколка неподвижна, ничего не ест и находится в таком состоянии около двух недель. За это время внутри куколки происходит превращение гусеницы в бабочку.

 Слайд 8 (Развитие бабочки) -Бабочка разрывает «шкурку» куколки, расправляет крылья и через некоторое время начинает летать в поисках сладкого нектара и растений, на которые можно отложить яйца.

     Слайд 9 Гусеницы бабочки-капустницы иногда полностью объедают листья у капусты, брюквы и репы, поэтому их называют вредителями полей и огородов.

   Слайд 10 «Строение бабочки-капустницы» - Давайте рассмотрим  строение бабочки на примере строения бабочки – капустницы.

- Тело бабочки  состоит из головы, грудки,  брюшка и самой красивой части, которая делает бабочек такими привлекательными для нас – крыльев.

Слайд 11-  На  голове у бабочки расположены усики, хоботок и   глаза.

Усики — это органы осязания, равновесия и обоняния. Именно при помощи усиков по запаху бабочки  узнают своих сородичей, бабочек своего семейства и находят пищу.

Ротовой аппарат бабочек — хоботок, действующий наподобие соломинки. Им бабочка высасывает пищу, в остальное время хоботок свернут. Бабочки не могут грызть и жевать, а питаются только жидкой пищей — обычно цветочным нектаром.

Хоботок у бабочек разный по величине. Есть бабочки с коротким хоботком, менее 1 сантиметра.  А есть бабочки  с длинным  хоботком -   до 15 сантиметров.

Глаза у бабочки сложные. Они состоят из множества мелких глазков.  Глаза бабочки улавливают малейшие движения и способны видеть опасность. Бабочки хорошо различают цвета и летят на цветы, чтобы собрать нектар.

  - Мы с вами рассмотрели строение тела бабочки.

Закрепление нового материала:

 Слайд 12   « Расскажите о строении бабочки на примере  бабочки-желтушки».

- А теперь посмотрите на слайд « Бабочка – желтушка» и самостоятельно покажите части тела этой бабочки.

Вопросы для закрепления темы: 

1. Назвать части тела бабочки.

2. Стадии развития бабочек -  расположить их в правильном порядке

3. По каким признакам можно узнать бабочку-капустницу в природе?

4. Чем и при помощи чего питается бабочка-капустница?

5. На какие растения бабочка-капустница откладывает яйца?

6. Чем питаются гусеницы бабочки-капустницы?

7. Что происходит с гусеницами после того, как они вырастут?

- Ребята, мы с вами сегодня путешествовали в Страну Бабочек. Давайте нарисуем их в своих тетрадях (или раскраска)

Домашнее  задание  (стр.23 – 25.  Вопросы  стр25)



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Многообразие бабочек.  Бабочка – капустница»

Раздел: «Насекомые».

Тема урока: «Многообразие бабочек.  Бабочка – капустница». 

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: метод демонстрации, рассказ, объяснение, метод наблюдения, частично-поисковый метод, применение технических средств обучения.

Цель урока: формирование представления у обучающихся общего признака вида на примере многообразия бабочек.

 Задачи:

Образовательные:    

познакомить  учащихся  со  строением бабочки - капустницы,  её развитием;

сформировать представление об общих признаках вида на  примере   многообразия бабочек.

Коррекционно-развивающие:  

корректировать  и развивать  мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником;  

Корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объема внимания путем выполнения различных заданий, демонстрации видеоматериалов;

корректировать  и развивать  связную  устную речь учащихся; обогащать словарный запас в ходе изучения новой темы,

корригировать умение воспроизводить раннее изученный материал и правильно строить высказывание при ответе на вопрос;

активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.                                                                                                                                                                                    

Воспитывающие:    

воспитывать  интерес к предмету биологии, используя занимательные задания;

 воспитывать умение работать в паре, команде;

 воспитывать бережное отношение  и чувство любви к природе.

Ход урока

Оргмомент. Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок. Сообщение о том, что этот  урок с приглашенными гостями.  Учитель кратко  напоминает правила поведения во время урока.

Повторение предыдущей темы.

1. Где в природе можно встретить насекомых?

 2. Какие части тела можно различить у насекомых?

3. Какие органы находятся на голове насекомых?

4. Каково значение этих органов?

5. Какие  органы находятся на груди?

6. Каково их значение?

7. Как дышат насекомые?

8. Чем питаются насекомые?

Изучение нового материала

- Ребята, мы продолжаем изучать насекомых, и отправляемся в увлекательное путешествие  в  Страну Бабочек.    

Запишите, пожалуйста,  в тетради число и тему урока с доски. (Слайд1)

На экране – слайд2  «Бабочки в природе».

Учитель - Бабочки – это насекомые, которых недаром называют «летающими цветами» — настолько они красивы.

У поэтов бабочка — символ нежной красоты, легкости, воздушности.

 А в древние времена греки олицетворяли бабочку с душой  человека, устремляющейся к небесам.

В отличие от других насекомых, которые нас жалят и кусают, бабочки не приносят нам  вреда, а только удивляют и восхищают своей трепетной красотой.

-  Какие насекомые  жалят и кусают  нас?  (Ответы детей).

- Все бабочки  имеют одинаковое строение и проходят одни и те же стадии развития. Однако, все бабочки разные.

-Слайд 3 «Многообразие бабочек»). Посмотрите на коллекцию бабочек. Что делает их такими непохожими друг на друга?  (На партах макеты бабочек)

- Конечно же, именно окраска крыльев делает бабочек такими непохожими друг на друга и  неповторимыми.  

Слайд 4 «Бабочка-капустница» - Давайте поговорим про  бабочку – капустницу.  

Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется —
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке?  

     Слайд 4  Весной и летом в солнечные дни на полях и огородах можно встретить порхающих бабочек-капустниц. Названы эти бабочки так потому, что их жизнь во многом связана с капустой и другими крестоцветными растениями (А какие растения называются крестоцветными?). Узнать капустниц легко. Их крылья мучнисто-белого цвета с темными углами по краю. С обратной стороны крылья зеленовато-желтые. Такая окраска делает бабочек, сидящих на растениях со сложенными крыльями, незаметными для птиц.

- Запишите в тетрадь: бабочки — капустницы названы  так потому, что их жизнь связана с капустой.

Слайд 5 - У бабочки-капустницы крупные глаза, пара длинных усиков  с утолщением на концах и длинный хоботок. При помощи хоботка бабочка питается сладким соком — нектаром цветков. У летающей бабочки хоботок свернут в спираль, но стоит бабочке опуститься на цветок, как он тотчас же разворачивается.

Запишите в тетрадь: бабочка – капустница питается сладким соком – нектаром цветков с помощью хоботка.

 Слайд 6 (гусеница капустницы)  Весной самки бабочек-капустниц откладывают яйца на листья крестоцветных растений. Из яиц через полторы недели появляются маленькие личинки — гусеницы. По форме тела они похожи на червей. Но у них есть округлая голова и несколько пар ног. Гусеницы питаются листьями крестоцветных растений, быстро растут. Они имеют зеленоватую окраску тела с черными точками и желтыми полосами на боках и спине. Тело их покрыто небольшими мягкими волосками.

Запишите в тетрадь: откладывают яйца на листья капусты,  редиса, репы.

 Слайд 7   Гусеницы живут открыто, но птицы их не трогают: гусеницы для них ядовиты. Когда гусеницы вырастут до 4— 5 см, они перестают питаться и переползают на заборы, стволы деревьев, на различные неподвижные предметы. Здесь каждая из них прикрепляется за неровности предмета тонкими нитями, сбрасывает с себя свою «шкурку» и превращается в куколку.

 Куколка неподвижна, ничего не ест и находится в таком состоянии около двух недель. За это время внутри куколки происходит превращение гусеницы в бабочку.

 Слайд 8 (Развитие бабочки) -Бабочка разрывает «шкурку» куколки, расправляет крылья и через некоторое время начинает летать в поисках сладкого нектара и растений, на которые можно отложить яйца.

     Слайд 9 Гусеницы бабочки-капустницы иногда полностью объедают листья у капусты, брюквы и репы, поэтому их называют вредителями полей и огородов.

   Слайд 10 «Строение бабочки-капустницы» - Давайте рассмотрим  строение бабочки на примере строения бабочки – капустницы.

- Тело бабочки  состоит из головы, грудки,  брюшка и самой красивой части, которая делает бабочек такими привлекательными для нас – крыльев.

Слайд 11-  На  голове у бабочки расположены усики, хоботок и   глаза.

Усики — это органы осязания, равновесия и обоняния. Именно при помощи усиков по запаху бабочки  узнают своих сородичей, бабочек своего семейства и находят пищу.

Ротовой аппарат бабочек — хоботок, действующий наподобие соломинки. Им бабочка высасывает пищу, в остальное время хоботок свернут. Бабочки не могут грызть и жевать, а питаются только жидкой пищей — обычно цветочным нектаром.

Хоботок у бабочек разный по величине. Есть бабочки с коротким хоботком, менее 1 сантиметра.  А есть бабочки  с длинным  хоботком -   до 15 сантиметров.

Глаза у бабочки сложные. Они состоят из множества мелких глазков.  Глаза бабочки улавливают малейшие движения и способны видеть опасность. Бабочки хорошо различают цвета и летят на цветы, чтобы собрать нектар.

  - Мы с вами рассмотрели строение тела бабочки.

Закрепление нового материала:

 Слайд 12   « Расскажите о строении бабочки на примере  бабочки-желтушки».

- А теперь посмотрите на слайд « Бабочка – желтушка» и самостоятельно покажите части тела этой бабочки.

Вопросы для закрепления темы: 

1. Назвать части тела бабочки.

2. Стадии развития бабочек -  расположить их в правильном порядке

3. По каким признакам можно узнать бабочку-капустницу в природе?

4. Чем и при помощи чего питается бабочка-капустница?

5. На какие растения бабочка-капустница откладывает яйца?

6. Чем питаются гусеницы бабочки-капустницы?

7. Что происходит с гусеницами после того, как они вырастут?

- Ребята, мы с вами сегодня путешествовали в Страну Бабочек. Давайте нарисуем их в своих тетрадях (или раскраска)

Домашнее  задание  (стр.23 – 25.  Вопросы  стр25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....

Урок биологии по теме: "Бабочка-капустница. Многообразие бабочек"

Урок предназначен для 8 класса по программе СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой...

Конспект занятия "Бабочка" из бисера.

В конспекте представлен материал для педагогов дополнительного образования....

Конспект занятия "Бабочка-вестница весны" (1-ый год обучения)

Конспект занятия "Бабочка-вестница весны" (1-ый год обучения)...

Конспект занятия «Бабочка из бисера»

Изготовление бабочки из бисера способом скрутки....