Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Кондратова Наталья Владимировна

Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babochka-kapustn__yablon._plodozhorka.rar1.4 МБ

Предварительный просмотр:

БАБОЧКА-КАПУСТНИЦА

Цель: расширить  знания учащихся об особенностях внешнего вида бабочки капустницы; яблонной плодожорки и вреде наносимом ими сельскому хозяйству.

Задачи: развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса;

Оборудование: ТСО, презентация, карточки.

Ход урока

Орг. Момент.

Повторение предыдущей темы.

1. Где в природе можно встретить на секомых?

 2. Какие части тела можно различить у насекомых?

3. Какие орга ны находятся на голове насекомых?

4. Каково значение этих органов?

5. Ка кие органы находятся на груди?

6. Ка ково их значение?

7. Как дышат насеко мые?

8. Чем питаются насекомые?

Изучение нового материала

Презентация «Бабочка-капустница»

           Слайд2  Весной и летом в солнечные дни на полях и огородах можно встретить порхающих бабочек-капустниц. Названы эти бабочки так потому, что их жизнь во многом связана с капустой и другими крестоцветными растениями. Узнать капустниц легко. Их крылья мучнисто-белого цвета с тем ными углами по краю. С обратной стороны крылья зеленовато-желтые. Такая окраска делает бабочек, сидящих на растениях со сложенными крыльями, неза метными для птиц.

            Слайд4  У бабочки-капустницы крупные глаза, пара длинных усиков с утолще нием на концах и длинный хоботок. При помощи хоботка бабочка питает ся сладким соком — нектаром цветков. У летающей бабочки хоботок свернут в спираль, но стоит бабочке опустить ся на цветок, как он тотчас же разво рачивается.

            Слайд5  Весной самки бабочек-капустниц откладывают яйца на листья кресто цветных растений. Из яиц через пол торы недели появляются маленькие личинки — гусеницы. По форме тела они похожи на червей. Но у них есть округлая голова и несколь ко пар ног. Гусеницы питаются лис тьями крестоцветных растений, быст ро растут. Они имеют зеленоватую ок раску тела с черными точками и жел тыми полосами на боках и спине. Те ло их покрыто небольшими мягкими волосками.

            Слайд6Гусеницы живут открыто, но пти цы их не трогают: гусеницы для них ядовиты.Когда гусеницы вырастут до 4— 5 см, они перестают питаться и пере ползают на заборы, стволы деревьев, на различные непо движные предметы. Здесь каждая из них прикрепляется за неровности предмета тонкими нитями, сбрасывает с се бя свою «шкурку» и превращается в куколку.

              Слайд7 Куколка не подвижна, ничего не ест и находится в таком состоянии около двух недель. За это время внутри куколки происходит превращение гусеницы в бабочку.

             Слайд8 Бабочка разрывает «шкурку» куколки, расправляет крылья и через некото рое время начинает летать в поисках сладкого нектара и растений, на которые можно отложить яйца.

             Слайд9Из яиц, отложенных в середине лета, развивается вто рое поколение гусениц. Основным растением, на которое откладываются яйца в летнее время, служит капуста.

            К осени гусеницы второго поколения окукливаются. Образовавшиеся куколки зимуют. Бабочки из них появят ся только весной.

              Слайд11Гусеницы бабочки-капустницы иногда полностью объ едают листья у капусты, брюквы и репы, поэтому их на зывают вредителями полей и огородов. Сами бабочки, пи таясь нектаром, опыляют растения.

Вопросы .

1. По каким признакам можно узнать бабочку-капустницу в природе?

2. Чем и при помощи чего питается бабочка-капустница?

3. На какие растения бабоч ка-капустница откладывает яйца?

4. Чем питаются гусеницы бабочки-капустницы?

5. Что происходит с гусеницами после того, как они вырастут?

6. Когда из ку колок выходят бабочки?

Презентация «Яблонная плодожорка»

              Слайд12Летом в садах, где растут яблони и груши, можно встретить небольшую бабочку с крыльями буровато-серого цвета — яблонную плодожорку. Днем она неподвижно сидит на стволе дере ва. В таком положении заметить ее трудно, так как окраска крыльев хо рошо маскирует бабочку под цвет ко ры. С наступлением сумерек начина ется лёт бабочек.

              Слайд13Яблонная плодожорка — вреди тель плодовых садов. В начале лета из отложенных на листьях яблони или груши яиц выходят молодые гусени цы. Они прогрызают ходы внутри пло дов и поедают созревающие в них се мена. Такие поврежденные плоды, из вестные всем как червивые, раньше времени опадают, а гусеницы из них выползают и повреждают здоровые яб локи и груши. Гусеницы яблонной плодожорки очень прожорливы.

              Слайд14К осени выросшие гусеницы перебираются на стволы де ревьев, где в трещинах коры плетут паутинные коконы, в которых зимуют. Часто местом зимовки гусениц остаются поврежденные и упавшие на землю плоды.

С наступлением тепла гусеницы превращаются в куко лок, а из них через полторы-две недели выходят бабочки.

               Слайд15Для борьбы с яблонной плодожоркой в плодовом са ду осенью и весной необходимо проводить обработку де ревьев. Со стволов нужно удалить потрескавшуюся и от мершую кору, собрать с земли упавшие плоды и ветки, обмазать стволы известью.

Вопросы :

1. Какой образ жизни ведет бабочка яб лонная плодожорка?

 2. Чем по внешне му виду бабочка яблонная плодожорка отличается от бабочки-капустницы?

3. Чем вредна в садах бабочка яблон ная плодожорка?

4. Что нужно делать в садах для того, чтобы бабочек яблон ной плодожорки было меньше?

Д/з  с.23-27, отв. на вопр.

Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Разработка урока по технологии в 5 классе специальной (коррекционной) школы VII вида: «Биологические особенности домашних кур и их основные породы»

Тема урока: Биологические особенности домашних кур и их основные породы. Цель: 1. Изучение учащимися основных  особенностей домашних кур, пород кур по группам....

План - конспект урока русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока:"Вопросительные предложения".

Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием во...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».

Конспект урока чтения по теме:  Анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» предназначен для учителя, работающего с учениками 5 класса коррекционной школы. Целями урока является: поз...