Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Назарова Елена Александровна

Конспект урока чтения по теме:  Анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» предназначен для учителя, работающего с учениками 5 класса коррекционной школы. Целями урока является: познакомить учащихся с новым художественным произведением; отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; корригировать и развивать воображение учащихся в процессе инсценировки; развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения; воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Урок чтения в 5 – ом классе

                коррекционной школы

                                                                        Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с новым художественным произведением;
  • отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов;

-        работать над пересказом произведения.
коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать воображение учащихся в процессе инсценировки;
  • развивать эмоциональность школьников при ответах на вопросы;
  • развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения.

воспитательные:

-        воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.

Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрация к произведению, записи на доске.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнёмся,

За работу все возьмёмся.

2. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

а)        Разбор и инсценировка ситуаций с опорой на иллюстрации.

  • Представьте себе, что вы едете в автобусе. На остановке в автобус заходит пожилая женщина. Как вы поступите? Объясните и докажите правильность своего поступка.
  • Представьте себе, что вы идёте по улице, а впереди вас идёт пожилой сосед из вашего дома с тяжёлой сумкой. Как вы поступите?
  • Представьте себе, что ваша соседка по лестничной площадке очень старенькая и очень одинокая бабушка. Раньше вы встречали её каждый день, а тут уже два дня не видели. Каковы ваши действия в такой ситуации?

(Сюжет ситуации и количество ситуаций учитель определяет на своё усмотрение. Возможна инсценировка ситуации, она может быть подготовлена как во внеурочное время, так и на уроке.)

После анализа и инсценировки ситуаций учитель подводит школьников к выводу о взаимоотношениях и поведении с пожилыми людьми. Школьники высказывают свою точку зрения, приводят примеры из своего жизненного опыта.

б)        Объявление темы урока.

  • Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям. Автор этого рассказа - О. Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.
  • Как вы думаете, что значит «слепой домик»?
  • Скажите, рассказ с таким названием будет грустным или весёлым?

-  Как развивались события в рассказе, кто его герои, грустный или
веселый это рассказ мы узнаем, когда прочитаем его.

3.        Знакомство с новым материалом.

а)        Чтение рассказа учителем.

б)        Проверка первичного восприятия произведения.

  • Какое настроение возникло у вас после чтения рассказа? Почему? Попробуйте объяснить своё состояние и чувства.
  • Назовите героев этого рассказа. Понравились ли вам герои? Если понравились, то объясните чем.

4.        Изучение нового материала.
а) Речевая разминка.

Школьникам раздаются карточки с трудночитаемыми словами из текста. Работа проводится фронтально, отрабатывается слитное и орфоэпически правильное чтение каждого слова, в словах ставиться ударение.

Карточка № 1

знаком - знакомил - знакомился - познакомился

сосед - соседские

кирпич - кирпичный

рас + кры + ва + лись = раскрывались

  • Пять+этаж  - пятиэтажный  
  • Разный + цвет - разноцветный                                                              

                                             

                                                               

б) Работа с новыми, непонятными словами и выражениями.

 — В рассказе встретилось слово «ставни». Как вы думаете, что такое «ставни»? Видел ли кто-нибудь из вас ставни?

Учитель выслушивает ответы пятиклассников, затем демонстрирует иллюстрацию с изображением дома с окнами, на которых есть ставни, и ещё раз объясняет, что ставни - это створки из досок или железа для прикрытия окон.

  • Прочитайте словосочетания, записанные на доске: ставни на окнах, оконные ставни, резные ставни.
  • Какое словосочетание вам непонятно? (Резные ставни.) Спросите о значении этого словосочетания у соседа по парте, у учителя.
  • Запомните новое слово и словосочетания с этим словом.

в) Чтение рассказа учащимися по абзацам, ответы на вопросы по содержанию каждого абзаца.

  • Как проводил всё своё свободное время Рома?
  • С чем автор сравнивает окна домов? Почему?
  • Кто жил в слепом домике?
  • Почему Рома решил войти в калитку дома?
  • Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома все время закрыты?
  • Как подействовал рассказ старика на Рому?
  • Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?

   

         Физминутка. 

  • 1. Комплекс упражнений для глаз.
  • 2. Выполнение движений на внимание.
  • Мы осанку исправляем,
  • Спинки дружно прогибаем
  • Вправо, влево мы нагнулись,
  • До носочков дотянулись,
  • Плечи вверх, назад и вниз.
  • Улыбайся и садись.

5. Закрепление изученного материала.

а) Повторное чтение рассказа учащимися. Вопросы по содержанию текста.

  • Как вы думаете, почему автор назвал домик «слепым»? А как бы вы назвали этот домик?
  • Как вы думаете, почему люди не обращали внимания на слепой домик? Можно ли их осуждать за это?
  • Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?
  • Каким стал домик с появлением Ромы?

б)        Выборочное чтение.

  • Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.
  • Как вы понимаете слово «поёжился»? Попробуйте показать это состояние.
  • Как автор показывает нам, что старик болен и немощен?
  • Какое чувство вызвало у вас описание старика?

в)        Чтение по ролям. Отработка навыка выразительного чтения диалога
Ромы с дедушкой.

  • Попробуем прочитать по ролям разговор, который произошёл между дедушкой и Ромой.
  • Каким голосом и с какой интонацией нужно читать слова Ромы?

-        Как вы будете читать слова дедушки? Почему?
Оценка чтения учеников.

г)        Пересказ текста по плану.
       План.

  1. Жизнь Ромы у тёти.
  2. Знакомство со стариком.
  3. Помощь старику.

Учащиеся совместно с педагогом составляют план для пересказа текста. План записывается на доске. Далее текст пересказывается по каждому пункту плана поочередно несколькими учащимися. Каждого отвечающего школьника учитель спрашивает о его личном отношении к людям, которые не замечали одинокого старика; к жизни дедушки; к поступку Ромы и т. п.

(Количество заданий на этапе закрепления изученного материла, может быть сокращено по усмотрению учителя.)

6. Подведение итогов урока.

а)  Вопросы учителя.

- Ребята,   является  ли   для   вас  Рома  примером   для   подражания? Обоснуйте свой ответ.

- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?

б)        Оценка работы школьников с комментарием педагога.

в)  Объяснение и запись домашнего задания (чтение текста и подготовка
пересказа по плану).

7. Комментарии результатов работы учащихся. Выставление оценок учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему «Соцветия».

Предаставлен план-конспект урова биологии проведенного с учащимися 7 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа В. В. Воронковой....

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"

Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...

Конспект урока по математики 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Все арифметические действия с числами».

Материал подобран в соответствии с Адаптированной Программой по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.             Тема: А.Прокофьев «Бер...