Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока чтения по теме: Анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» предназначен для учителя, работающего с учениками 5 класса коррекционной школы. Целями урока является: познакомить учащихся с новым художественным произведением; отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; корригировать и развивать воображение учащихся в процессе инсценировки; развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения; воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный урок предназначен для коррекционной школы. | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 5 – ом классе
коррекционной школы
Учитель: Назарова Е.А.
Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».
Цели урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с новым художественным произведением;
- отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов;
- работать над пересказом произведения.
коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать воображение учащихся в процессе инсценировки;
- развивать эмоциональность школьников при ответах на вопросы;
- развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения.
воспитательные:
- воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрация к произведению, записи на доске.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнёмся,
За работу все возьмёмся.
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
а) Разбор и инсценировка ситуаций с опорой на иллюстрации.
- Представьте себе, что вы едете в автобусе. На остановке в автобус заходит пожилая женщина. Как вы поступите? Объясните и докажите правильность своего поступка.
- Представьте себе, что вы идёте по улице, а впереди вас идёт пожилой сосед из вашего дома с тяжёлой сумкой. Как вы поступите?
- Представьте себе, что ваша соседка по лестничной площадке очень старенькая и очень одинокая бабушка. Раньше вы встречали её каждый день, а тут уже два дня не видели. Каковы ваши действия в такой ситуации?
(Сюжет ситуации и количество ситуаций учитель определяет на своё усмотрение. Возможна инсценировка ситуации, она может быть подготовлена как во внеурочное время, так и на уроке.)
После анализа и инсценировки ситуаций учитель подводит школьников к выводу о взаимоотношениях и поведении с пожилыми людьми. Школьники высказывают свою точку зрения, приводят примеры из своего жизненного опыта.
б) Объявление темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям. Автор этого рассказа - О. Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.
- Как вы думаете, что значит «слепой домик»?
- Скажите, рассказ с таким названием будет грустным или весёлым?
- Как развивались события в рассказе, кто его герои, грустный или
веселый это рассказ мы узнаем, когда прочитаем его.
3. Знакомство с новым материалом.
а) Чтение рассказа учителем.
б) Проверка первичного восприятия произведения.
- Какое настроение возникло у вас после чтения рассказа? Почему? Попробуйте объяснить своё состояние и чувства.
- Назовите героев этого рассказа. Понравились ли вам герои? Если понравились, то объясните чем.
4. Изучение нового материала.
а) Речевая разминка.
Школьникам раздаются карточки с трудночитаемыми словами из текста. Работа проводится фронтально, отрабатывается слитное и орфоэпически правильное чтение каждого слова, в словах ставиться ударение.
Карточка № 1 | |
знаком - знакомил - знакомился - познакомился | |
сосед - соседские | |
кирпич - кирпичный | |
рас + кры + ва + лись = раскрывались | |
| |
| |
|
б) Работа с новыми, непонятными словами и выражениями.
— В рассказе встретилось слово «ставни». Как вы думаете, что такое «ставни»? Видел ли кто-нибудь из вас ставни?
Учитель выслушивает ответы пятиклассников, затем демонстрирует иллюстрацию с изображением дома с окнами, на которых есть ставни, и ещё раз объясняет, что ставни - это створки из досок или железа для прикрытия окон.
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске: ставни на окнах, оконные ставни, резные ставни.
- Какое словосочетание вам непонятно? (Резные ставни.) Спросите о значении этого словосочетания у соседа по парте, у учителя.
- Запомните новое слово и словосочетания с этим словом.
в) Чтение рассказа учащимися по абзацам, ответы на вопросы по содержанию каждого абзаца.
- Как проводил всё своё свободное время Рома?
- С чем автор сравнивает окна домов? Почему?
- Кто жил в слепом домике?
- Почему Рома решил войти в калитку дома?
- Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома все время закрыты?
- Как подействовал рассказ старика на Рому?
- Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?
Физминутка.
- 1. Комплекс упражнений для глаз.
- 2. Выполнение движений на внимание.
- Мы осанку исправляем,
- Спинки дружно прогибаем
- Вправо, влево мы нагнулись,
- До носочков дотянулись,
- Плечи вверх, назад и вниз.
- Улыбайся и садись.
5. Закрепление изученного материала.
а) Повторное чтение рассказа учащимися. Вопросы по содержанию текста.
- Как вы думаете, почему автор назвал домик «слепым»? А как бы вы назвали этот домик?
- Как вы думаете, почему люди не обращали внимания на слепой домик? Можно ли их осуждать за это?
- Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?
- Каким стал домик с появлением Ромы?
б) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.
- Как вы понимаете слово «поёжился»? Попробуйте показать это состояние.
- Как автор показывает нам, что старик болен и немощен?
- Какое чувство вызвало у вас описание старика?
в) Чтение по ролям. Отработка навыка выразительного чтения диалога
Ромы с дедушкой.
- Попробуем прочитать по ролям разговор, который произошёл между дедушкой и Ромой.
- Каким голосом и с какой интонацией нужно читать слова Ромы?
- Как вы будете читать слова дедушки? Почему?
Оценка чтения учеников.
г) Пересказ текста по плану.
План.
- Жизнь Ромы у тёти.
- Знакомство со стариком.
- Помощь старику.
Учащиеся совместно с педагогом составляют план для пересказа текста. План записывается на доске. Далее текст пересказывается по каждому пункту плана поочередно несколькими учащимися. Каждого отвечающего школьника учитель спрашивает о его личном отношении к людям, которые не замечали одинокого старика; к жизни дедушки; к поступку Ромы и т. п.
(Количество заданий на этапе закрепления изученного материла, может быть сокращено по усмотрению учителя.)
6. Подведение итогов урока.
а) Вопросы учителя.
- Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания? Обоснуйте свой ответ.
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?
б) Оценка работы школьников с комментарием педагога.
в) Объяснение и запись домашнего задания (чтение текста и подготовка
пересказа по плану).
7. Комментарии результатов работы учащихся. Выставление оценок учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему «Соцветия».
Предаставлен план-конспект урова биологии проведенного с учащимися 7 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа В. В. Воронковой....
Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".
Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...
Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."
Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....
Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"
Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...
Конспект урока по математики 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Все арифметические действия с числами».
Материал подобран в соответствии с Адаптированной Программой по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Тема: А.Прокофьев «Бер...