План - конспект урока русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока:"Вопросительные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Назарова Елена Александровна

Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.

Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием вопросительных слов, задавать друг другу вопросы по предложенной ситуации, требующей уточнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2_russ.zz_5_kl.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 – ом классе

специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: Вопросительные предложения.

Цели урока:

 Образовательная. Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.

Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием вопросительных слов, задавать друг другу вопросы по предложенной ситуации, требующей уточнения.

Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления.

Воспитательная. Воспитание культуры речевого общения.

Оборудование: карточки - иллюстрации к известным сказкам; у учащихся карточки со знаками препинания (альбом, № 10); наборы ситуационных картинок и карточки с вопросительными словами к ним (альбом, № 11), учебник Русский язык 5 класс для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г., авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. Автор: Якубовская Э.В. Москва, «Просвещение», 2008 г.

Ход урока

     1.    Организационный момент.

          Организация класса. Психологический настрой.

    2.        Проверка домашнего задания (учебник, упражнение № 23).

  1. Выразительное чтение стихотворения с показом нужных знаков препинания в конце предложений.
  2. Коллективная запись стихотворения по памяти.

Ученики по желанию выходят к доске и записывают по одной строчке или по одному предложению всё стихотворение.

  1. Сверка записи на доске с текстом в учебнике.
  2. Повторение пройденного.
  • Какие бывают предложения по интонации?
  • Какой знак ставится в конце повествовательных предложений, вопросительных предложений, восклицательных предложений?

3.        Устные упражнения в употреблении вопросительных
предложений.

1)        «Веселый урок» (по учебнику).

  • Чтение учителем стихотворения из «Веселого урока».
  • Ответы на вопросы.
  • О чем говорится в стихотворении? (О вопросах и ответах,

 о вопросительных знаках.)

  • Почему автору стихотворения нравится вопросительный знак? (Автор любит задавать вопросы. Он любит отвечать на вопросы.)

•        Подведение учителем итога.

—        Вокруг много интересного, загадочного, и люди хотят всё
знать. Поэтому они задают вопросы. А где вопрос, там и вопросительный знак. Сейчас мы будем задавать друг другу интересные вопросы и отвечать на них. Для этого отправимся в путешествие по
сказкам.

2)        Составление вопросительных предложений к известным
сказкам. (Слайды 1-3)

Учитель начинает вопросительное предложение. Один ученик повторяет за учителем и заканчивает предложение, соблюдая вопросительную интонацию. Другой ученик отвечает на вопрос.

При этом учитель не называет сказки, но может использовать иллюстрации к ним. Ученики же по началу вопросительного предложения должны догадаться, о какой сказке идет речь.

  • Что испекла...
  • Что посадил...
  • Почему Снегурочка...
  • Почему плакали...
  • Кого позвал...
  • Кто поселился... (или др.).

 Итог работы:

  • По каким сказкам мы путешествовали?

—        Какие по интонации предложения использовали в речи?

Данное упражнение можно организовать как путешествие по одному недавно прочитанному рассказу или коллективно просмотренному фильму.

4.        Коллективная работа по составлению вопросов к тексту

(учебник, упражнение № 26).

  1. Чтение текста учащимися и выяснение вопроса о том, сказка это или рассказ. (Это рассказ о том, какой сон приснился Пете. А присниться может и такое, чего не бывает в жизни.)
  2. Составление вопросов к тексту по заданному началу вопросительных предложений.
  • Прочитать начало вопроса.
  • Найти предложение или абзац в тексте, к содержанию которого задается вопрос.
  • Задать вопрос, соблюдая вопросительную интонацию.

3) Запись вопросительных предложений. (Слайды 4 -6)

Учитель обращает внимание учащихся на вопросительный знак в конце предложений.

4) Пересказ текста с опорой на вопросы.

5.        Словарно - орфографическая работа.

Запомни словарные слова – здравствуй, до свидания, благодарю, спасибо (учебник  стр. 17).

1)        Частичный звуко-буквенный анализ слов.

  • Записать вежливые слова для Пети (героя рассказа из предыдущего упражнения). Найти их в тексте и в рамке (по учебнику).
  • Сравнить, как они произносятся и как пишутся: орфоэпическое и орфографическое чтение слов. (Слова пишутся не так, как произносятся.)
  • Подчеркнуть в словах буквы, которые нужно запомнить.

    2)Краткая беседа на тему «Для чего нужны вежливые слова?»

  • С какими вежливыми словами вы дружите?
  • Какие вежливые слова чаще всего говорите?
  • Прощаете ли вы человека, если он попросил у вас прощения? Почему?
  • Мы часто нуждаемся в помощи друг друга. Какое вежливое слово поможет вам обратиться за помощью?
  • Сделаем вывод. Для чего нужны вежливые слова? (Вежливые слова помогают выразить доброжелательное, внимательное отношение друг к другу. Хочется дружить с вежливым человеком. А быть вежливым совсем не трудно.)

6.        Физминутка. 

1. Комплекс упражнений для глаз.

2. Выполнение движений на внимание.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

7. Дидактическая игра «Спрашивайте — отвечаем».  (Альбом, № 10, 11.)

Игра может быть использована на данном уроке частично, если класс работает в медленном темпе.

1)        Коллективная работа с первой картинкой.

•        Рассмотреть картинку.

  • Что изображено на картинке? (Повар готовит обед. Повар что-то варит на плите.)
  • Что осталось неизвестным? (Неизвестно, что он варит.)
  • Придумать вопрос к картинке, выбрав нужную карточку с вопросительным словом.
  • Задать вопрос одноклассникам.

—        Подумайте, с какими вежливыми словами вы обратитесь
одноклассникам. (Скажите, пожалуйста...)

•        Записать вопрос на доске и в тетрадях (без обращения).

2)        Самостоятельная работа с пособием.
Приготовиться задавать вопросы одноклассникам  по содержанию остальных картинок, разместив на них карточки с вопросительными словами.

3)        Уточнение содержания картинок.

Ученик, желающий задать вопрос по одной из картинок, поднимает карточку с вопросительным знаком. Ученик, желающий ответить на вопрос, поднимает карточку с точкой. (Записать предложения на доске и в рабочую тетрадь.)

4)        Запись в тетрадь одного-двух вопросов на выбор.

8.        Задание на дом (учебник, упражнение № 24).

  • Прочитать первое задание к упражнению.
  • Объяснить выполнение задания на примере первого предложения.
  • Придумать веселые ответы на данные в упражнении вопросы.        Подготовить к следующему уроку вопросы и ответы на них.

9.        Подведение итогов урока.

  • Когда люди задают вопросы друг другу? (Когда хотят что узнать, выяснить, уточнить.)
  • Какие по интонации предложения они используют?
  • С каких вопросительных слов могут начинаться вопросительные предложения? Перечислите.
  • Как различают вопросительные предложения в устной речи ( при письме? (В устной речи — по вопросительной интонации, при письме — по вопросительному знаку в конце предложения.)

10.  Выставление оценок учащимся.

       Комментарии результатов работы учащихся.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План – конспект урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему «Соцветия».

Предаставлен план-конспект урова биологии проведенного с учащимися 7 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа В. В. Воронковой....

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...