программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Зинкина Марина Александровна

программа 3 класс Шпикалова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_rabochaya_programma_shpikalova.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»  г. Брянска

           Рассмотрено                           Согласовано                   Утверждаю

Руководитель МО учителей             Заместитель              Директор школы

Изо, технологии и физ.культ.    Директора по УВР     ____Н. Л. Баранова

______Пантюхова Е. А.          ____Макаридина Г.А.          Приказ №_____

Протокол №_____________        ________________

        от «      »___  2018                 «      »        2018           от «      »___  2018                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 3 «Б, В»  КЛАССОВ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебник:  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство

(перспектива). 3 класс

М.: Просвещение, 2014

Учитель: Зинкина Марина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»  г. Брянска

           Рассмотрено                           Согласовано                   Утверждаю

Руководитель МО учителей             Заместитель              Директор школы

Изо, технологии и физ.культ.    Директора по УВР     ____Н. Л. Баранова

______Пантюхова Е. А.          ____Макаридина Г.А.          Приказ №_____

Протокол №_____________        ________________

        от «      »___  2018                 «      »        2018           от «      »___  2018                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 4  КЛАССОВ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебник:  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство

(перспектива). 4 класс

М.: Просвещение, 2014

Учитель: Зинкина Марина Александровна


1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы: Изобразительное искусство. 1-4 классы. УМК «Перспектива» (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2013. Программа ориентирована на работу по учебникам Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой (М.: Просвещение, 2014).

Нормативные документы

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

- Базисный учебный план Брянской области, утвержденный приказом Департаментом образования и науки Брянской области для 1-4 на 2018-2019 учебный год.

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.

Цель и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 3–4 классах на изучение изобразительного  искусства  отводится  1 час  в  неделю,  всего  34 часа (34 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее).

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

   Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметные результаты:

 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. 

Предметные результаты:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

 в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

 в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Учебно – методический комплекс

  1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы. УМК «Перспектива» (компакт-диск) издательство «Учитель», 2014.
  2. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 3 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2014.

3.Содержание учебного предмета (3 класс)

«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч)

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.

О чем может рассказать русский расписной поднос.  Русские лаки: традиции мастерства.

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем.

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

Родные края  в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.

То ли терем, то ли царев дворец. В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма,  цвет, пропорции.

ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета.

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.  

Зима за морозы,  а мы за праздники.  Карнавальные новогодние фантазии: импровизация

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.

Жизнь костюма в театре. Сценичческий костюм героя: традиции народного костюма.

Россия державная.  В мире народного зодчества: памятники ар-хитектуры.

«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.

ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч)

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.

Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч)

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.         

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

Содержание учебного предмета (4 класс)

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)

Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.

Древо жизни - символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет.

Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи.

Птицы – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита.

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок.

Связь поколений в традиции Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика, статика.

Знатная Русская земля мастерами и талантами. Портрет: человек творческой профессии, пропорции лица.

Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.

Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и по представлению: подвижность красочных пятен, линий.

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)

Родословное древо – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

«Двенадцать братьев друг за другом бродят…». Декоративно – сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.

Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.

Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черная линия, штрихи в обобщении формы предмета

Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образу.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы – символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.

Народная расписная картинка – лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч.)

Вода –   живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката. Коллаж.

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма.

Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образ защитника Отечества.

Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальерное искусство. Образы символы.

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

Круглый год. Образ времени года в искусстве. Времена года в пейзаже, композиция и цветовая гамма пейзажа.

  1. Календарно - тематическое  планирование по учебному предмету

«Изобразительное искусство» 3 класс

34 ч. (1 ч. в неделю)

№ п/п

Раздел, тема, урок

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч.)

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Рисование с натуры осенних цветов (акварель).

1

2

В жостовском подносе все цветы России. Рисование узоров Жостова (гуашь).

1

3

О чем может рассказать русский расписной поднос. Роспись подноса (гуашь).

1

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель).

1

5

Лети,  лети, бумажный змей. Эскиз украшения – воздушного змея.

1

6

Чуден  свет – мудры люди, дивны дела их. Эскиз лоскутного коврика (акварель, гуашь, фломастеры).

1

7

Живописные просторы Родины. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь).

1

8

Родные края в росписи гжельской майолики. Украшение тарелочки (акварель).

1

9

Двор, что город, изба, что терем. Повтор узоров резьбы по дереву (карандаш, тушь, перо).

1

10

То ли терем, то ли царев дворец. Изображение терема для сказочных героев.

1

11

Каждая птица своим пером красуется. Наброски птиц.

1

Раздел 2. ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч.)

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель).

1

13

Русская зима. Зимний пейзаж (перо, тушь, белая гуашь).

1

14

Зима не лето, в шубу одета. Эскиз  украшения из бисера (материалы по выбору).

1

15

Зима за морозы,  а мы за праздники. Карнавальное шествие .

1

16

Всякая красота фантазии да умения требует. Эскиз карнавальной маски.

1

17

В каждом посаде в своём наряде. Орнаментальная полоса (фломастеры, карандаши). 

1

18

Жизнь костюма в театре.  Эскиз театрального костюма  (пастель, мелки, фломастеры).

1

19

Россия державная.  Сюжетное рисование на заданную тему.

1

20

«Город чудный…». Старинный русский город - крепость.

1

21

Защитники земли Русской… Патриотическая тема.

1

Раздел 3. ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч.)

22

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

1

23

Широкая Масленица. Декоративная композиция.

1

24

Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки народных деревянных игрушек

1

25-26

Герои сказки глазами художника. Иллюстрация сказки.

2

Раздел 4. ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч.)

27

Водные просторы России. Изображение по памяти морского пейзажа.

1

28

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Повтор узоров (акварель, гуашь, фломастер).

1

29

Всяк на свой манер. Импровизация на тему платков (гуашь, аппликация).

1

30

В весеннем небе – салют Победы! Композиция на заданную тему.

1

31

Гербы городов Золотого кольца России. Герб родного города (гуашь, фломастеры).

1

32

Сиреневые перезвоны. Натюрморт с букетом сирени.

1

33

У всякого мастера свои затеи. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер).

1

34

Наши достижения.  Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер).

1

Календарно - тематическое  планирование по учебному предмету

«Изобразительное искусство» 4 класс

34 ч. (1 ч. в неделю)

№ п/п

Раздел, тема, урок

Кол-во часов

Дата

Раздел 1: «Восхитись вечно живым миром красоты» (11 ч.)

1

«Целый мир от красоты». Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры).

1

2

Древо жизни - символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение.

1

3

Мой край родной. Моя земля. Графический пейзаж (пастель, мелки, уголь).

1

4

Цветущее дерево - символ жизни. Изображение растительных мотивов городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья) (гуашь).

1

5

Птицы – символ света, счастья и добра. Изображение городецких птиц (гуашь).

1

6

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике городецкой росписи (гуашь).

1

7

Связь поколений в традиции Городца. Роспись панно (гуашь).

1

8

Знатная Русская земля мастерами и талантами. Портрет художника (материалы по выбору).

1

9

Вольный ветер – дыхание земли. Наброски на тему динамики (графические материалы).

1

10

Движение – жизни течение. Наброски на передачу статики и динамики при изображении людей и техники.

1

11

Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении.

1

Раздел 2: «Любуйся ритмами в жизни природы и человека» (14 ч.)

12

Родословное древо – древо жизни, историческая память, связь поколений. Семейный портрет.

1

13

«Двенадцать братьев друг за другом бродят…». Зарисовки старинной мужской одежды.

1

14

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

1

15

Новогоднее настроение. Эксперименты с материалами (акварель, восковые мелки).

1

16

Твои новогодние поздравления. Новогодняя открытка (живописные материалы, восковые
мелки).

1

17

Зимние фантазии. Зарисовки деревьев, людей, домов (цветные мелки).

1

18

Зимние картины. Городской пейзаж с фигурами людей в движении (гуашь).

1

19

Ожившие вещи. Натюрморт с натуры (графические материалы).

1

20

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь).

1

21

Русское поле. Бородино. Зарисовки воинов времён войны 1812  года.

1

22

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Иллюстрация стихотворения

М. Лермонтова «Бородино».

1

23

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Человек, мир природы в реальной жизни.

1

24

Народная расписная картинка – лубок. Графические упражнения (карандаш, перо).

1

25

Народная расписная картинка – лубок. Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням (графический рисунок с раскраской).

1

Раздел 3: «Восхитись созидательными силами

природы и человека» (9 ч.)

26

Вода – живительная стихия. Основы  дизайна. Шрифт. Плакатный шрифт.

1

27

Повернись к мирозданию! Композиция плаката в технике коллажа.

1

28

Русский мотив. Весенний пейзаж (живописная техника).

1

29

Русский мотив. Весенний пейзаж (живописная техника).

1

30

Всенародный праздник – День Победы. Эскиз памятника защитнику Отечества.

1

31

Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Изготовление медали.

1

32

Орнаментальный образ в веках. Эскиз орнамента в технике резьбы (бумага, ножницы).

1

33

Орнаментальный образ в веках. Повтор, вариации, импровизация по мотивам узбекских узоров (карандаш, акварель).

1

34

Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно.

1

        





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...