конкурс ИКТ 2018
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Дарашкевичус Елена Михайловна

технологическая карта урока по технологии смешанного обучения (перевернутый класс) в 5 классе по изобразительному искусству по теме "Народная праздничная одежда"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная праздничная одежда Женский костюм

Слайд 2

Русский народный костюм э то своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, она представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Слайд 3

Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша!

Слайд 4

Женский костюм Основными частями женского народного костюма были рубаха , передник или занавеска, сарафан, понёва , нагрудник.

Слайд 5

Р убаха Её шили из тонкого льняного или конопляного полотна. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица.

Слайд 6

Сарафан Поверх рубахи надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

Слайд 7

Епанечка или душегрея Сверху на сарафан надевалась епанечка или душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов .

Слайд 8

Понёва и передник Вместо сарафана носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. К понёве полагался передник ( запон , занавеска). По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду- навершник .

Слайд 9

Головной женский убор Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.

Слайд 10

Основу всех русских женских головных уборов, составляла твердая налобная часть называвшаяся кичкой или рогатой кичкой . Позднее стали носить платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом.



Предварительный просмотр:

Методическая записка

1

Направление

Использование ИКТ в образовательном учреждении

2

Номинация

Номинация 1.3. Урок в основной школе с использованием виртуальных сред, сетевых сервисов, образовательных платформ, ресурсов Интернет, интерактивного, цифрового оборудования; планшетных и мобильных устройств (интегрированный урок, интеграция урочной и внеурочной деятельности; смешанное обучение, перевернутый класс).

3

Ф.И.О. автора

Дарашкевичус Елена Михайловна, учитель ИЗО и технологии.

4

Наименование образовательного учреждения

Падунская средняя общеобразовательная школа  имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова, филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича

(Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4)

5

Название работы

 Урок изобразительного искусства 5 класс

Тема: «Народная  праздничная одежда» 1 урок

6

Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР»

Для подготовки к уроку ученикам: http://resh.edu.ru/subject/lesson/960/ или

учебник Горяева Н.А. Островской О.В.  Изобразительное искусство 5 класс учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б.М. Неменского – М. : «Просвещение», 2014

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления знаний

Форма проведения урока

Урок творчества по технологии смешанного обучения (перевернутый класс)

Целеполагание – образовательный результат:

Цель: Закрепление и систематизация полученных самостоятельно учащимися знаний о русском народном костюме, его элементах; значении символики и колорита в одежде.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся об образном строе русского женского и мужского костюмов, его структуре, символике орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Проектирование образовательных результатов

  • Предполагаемый результат:  художественно-творческий:
  • мини-проект - создание альбома «Народная праздничная одежда» (на этом уроке рисунок карандашом), создание презентации «Праздничная народная одежда» - мужская, «Праздничная народная одежда» - женская.
  • познавательные действия – умение строить художественный образ;
  • регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
  • коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
  • - личностный:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
  • умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни: «Сапожки русские», «Во кузнице».

Материалы для учащихся: альбомный лист, ластик, простой карандаш.

Материалы  и оборудование для учителя:  два ноутбука, презентации «Праздничная народная одежда» - мужская, «Праздничная народная одежда» - женская (презентации только с текстом, картинки прилагаются), слайды для интерактивной доски «Северорусский женский костюм», «Южнорусский женский костюм», «Мужской костюм», «Места жительства на Руси»; таблицы «Рисование мужского и женского костюма»; манекен и экспонаты (одежда) из музея, раздаточный материал- шаблоны мужских и женских фигур, карточки с загадками, карточка с названием места жительства (рядок, слобода, погост, починок), карточки-маркеры с названиями групп (кокошник, рубаха, картуз, сарафан), карточки «Последовательность выполнения презентации», набор карточек со словами «исподняя (нижняя) рубаха», «рубаха», «юбка-понева», «передник (запон)», «навершник», «платок», «плюшевая жакетка», «лапти». «шнурок- гашник».

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Сегодняшние дети школьного возраста хорошо знакомы с различными информационными технологиями и с широким спектром различных технических средств, что является доказательством их готовности воспринимать информацию при помощи компьютерных технологий. 
 Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. На данном уроке учащиеся в группах дополняют презентацию иллюстрациями согласно текстовому материалу и работают со слайдами на интерактивной доске.

Методические приемы, технологии

Словесные методы (подводящий диалог);

Наглядные методы;

Практические методы;

Методы проблемного обучения.

Разнообразные виды опроса (фронтальный, индивидуальный, командная работа.

Элементы музейной педагогики.

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе,   1-й урок из 2-х

Учитель ИЗО и технологии: Дарашкевичус Е.М.

Тема урока: «Народная праздничная одежда»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая, элементы музейной педагогики.

Образовательные ресурсы: Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни: «Сапожки русские», «Во кузнице».

Материалы для учащихся: альбомный лист, ластик, простой карандаш.

Материалы  и оборудование для учителя:  два ноутбука, презентации «Праздничная народная одежда» - мужская, «Праздничная народная одежда» - женская (презентации только с текстом, картинки прилагаются), слайды для интерактивной доски «Северорусский женский костюм», «Южнорусский женский костюм», «Мужской костюм», «Места жительства на Руси»;таблицы «Рисование мужского и женского костюма»; манекен и экспонаты (одежда) из музея, раздаточный материал- шаблоны мужских и женских фигур, карточки с загадками, карточка с названием места жительства (рядок, слобода, погост, починок), карточки-маркеры с названиями групп (кокошник, рубаха, картуз, сарафан), карточки «Последовательность выполнения презентации», набор карточек со словами «исподняя (нижняя) рубаха», «рубаха», «юбка-понева», «передник (запон)», «навершник», «платок», «плюшевая жакетка», «лапти». «шнурок- гашник».

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3)Закрепление учебного материала

4) Практическая работа.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия) 

6) Д.омашнее задание

Цель урока: Закрепление и систематизация полученных самостоятельно учащимися знаний о праздничной народной одежде, её элементах; значении символики и колорита в одежде.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся об образном строе русского женского и мужского костюмов, его структуре, символике орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

  •  Планируемый результат: 
  • - художественно-творческий: мини-проект - создание альбома «Народная праздничная одежда» (на этом уроке рисунок карандашом), создание презентации «Праздничная народная одежда» - мужская, «Праздничная народная одежда» - женская, музейный экспонат.

 

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся об образном строе русского женского и мужского костюмов, его структуре, символике орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.


Особенность урока: урок творчества по технологии смешанного обучения (перевернутый класс)

В процессе обучения технологии формирую следующие блоки УУД:

  • познавательные – умение строить художественный образ;
  • регулятивные  -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
  • коммуникативные  – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
  • - личностные:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
  • умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I.Организационный момент

Цель этапа:

  • настрой учащихся на предстоящую работу, выявление, полученных  дома, новых знаний
  • создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
  • Приветствие.
  • Мотивация к деятельности. Прошу встать в хоровод.

Учитель: На Руси в праздники любили водить хороводы (под русскую мелодию пройти круг).

- А знаете ли вы, как переводится слово «хоро»? А может кто-то догадается? (круг)

  • Постановка учебной задачи. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

- Ребята, с какой темой вы познакомились дома? (Праздничная народная одежда)

- Когда изучали тему, какие ставили задачи? (узнать, изучить, познакомиться с народной праздничной одеждой)

- А сегодня на уроке, какие ставите задачи? (проверить, закрепить, применить знания)

- Перечислите названия русской народной одежды?

- Чем праздничная одежда отличалась от повседневной?

-Что можно было узнать о человеке по одежде? (ответы детей).

- Объясните, почему на празднике все веселятся, а одна женщина сидит в стороне печальная и никто её не приглашает веселиться. (по одежде определили, что у неё горе)

Деление класса на группы по типу «расчет по кругу».

- А теперь рассчитаемся по кругу «сарафан», «рубаха», «картуз», «кокошник» (давайте хором повторим эти слова, добавим действие на слово «сарафан» -держим «юбочку», на слово «рубаха» - руки в бок, на слово «картуз» - одну руку ко лбу как козырек, на слово «кокошник» - пятерню к затылку). Дети садятся за столы по группам (на столах карточки с названиями в виде шалашиков).

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный положительный настрой на урок

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

-выявление готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание учителя

Формируемые способы деятельности:

-формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществление действия:

-слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

- построение понятных для собеседника высказываний

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание устно

Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

Изучение нового материала.

 Учитель:

-Возьмите листочки с названиями ваших групп, откройте и прочитайте слова.

-Кто из вас знает, что обозначают эти слова?

-Найдите на экране значение вашего слова и прочитайте?

Слобода - название различных поселений в Русском государстве 11-17вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей.

Погост — изначально на Руси означал постоялый двор (от слов погостить, гостить). В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов.

Рядо́к — небольшое торгово-промысловое поселение в Древней Руси. Появилось в конце XV века на торговых путях и в местах промыслов: железоделательных, солеварных.

Почи́нок (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта в Российской Федерации. Термином починок в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения.

-Назовите ваше поселение так, чтобы из существительного стало прилагательным. Например, существительное «Лес», прилагательное «лесной», «слива – сливовый». Запишите название вашего поселения. Проверяем как записали (с заглавной буквы и в кавычках слобода «Сарафанная», рядок «Картузный», погост «Кокошниковый», починок «Рубаховый»).

 Учитель:

-Возьмите листочки серого цвета. Ученики по группам читают и отгадывают загадки.

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.  (Овца)

Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.(Земляника)

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает.(воробей)

Сам алый, сахарный - кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

- Какие слова вызывали затруднения? Что они обозначают?

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний

- активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Практический этап

IV. Изложение  полученный знаний

Цель этапа:

  • закрепить материал

Работа в группах: слобода «Сарафанная», рядок «Картузный» - дополняют презентацию (вставить картинки согласно тексту), погост «Кокошниковый» - готовят экспонат для музея (одеть манекен и закрепить названия), починок «Рубаховый» -  работают на интерактивной доске со слайдами.

Слушаем и проверяем задания погоста «Кокошниковый» и починка «Рубаховый», а на следующем уроке смотрим презентации.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-осознание целей и задач обучения

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

-развитие умения строить рассуждения

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

VI.Физкультминутка

Профилактическая : разминка для очей.

V. Практическая работа:

 «Выполнить рисунок русского костюма простым карандашом»

  • проверить умения работать по алгоритму
  • организовать самопроверку работы
  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха

Применение освоенного в практической деятельности.

Объяснение учителя. Демонстрация приемов выполнения рисунка.

Самостоятельная работа. Рисование эскиза костюма для создания альбома «Народная праздничная одежда» (звучат песни и мелодия).

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

-восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

-применение на практике полученных знаний

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

-самоконтроль выполнения задания

Формируемые способы деятельности:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Формируемые способы деятельности:

-умения структурировать знания

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей;

Итог урока.

- Что нового и интересного узнали?

- Где нам пригодятся знания о русском костюме?

- Достигли ли мы поставленных задач?

А сейчас нам свои работы демонстрирует слобода «Сарафанная», затем  рядок «Картузный»,

погост «Кокошниковый» и  починок «Рубаховый».

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-выражение учащимися эмоций по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Домашнее задание. Принести изосредство (краски, мелки или карандаши), 1 уровень – найти загадку на тему «русский народный костюм», 2 уровень -  сочинить и написать одну загадку на тему «русский народный костюм». Например, выполняется из темной ткани, имеет козырек, носят на голове – это….или в стихах.

 

Приложение:



Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Слайд 2

Русский народный костюм это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, она представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Слайд 3

Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша!

Слайд 4

Мужской костюм Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотку). Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвёртывали онучами и поверх надевали лапти.

Слайд 5

Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвёртывали онучами и поверх надевали лапти.

Слайд 6

КАФТА́Н - старинная мужская долгополая верхняя одежда. Синонимы: армяк , зипун , однорядка , опашень , охабень , шапан

Слайд 7

Головные уборы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по легкой атлетике 8 класс для конкурса УГА -2018

Тип урока -  Образовательно-познавательный.Тема урока – Низкий старт. Стартовый разгон.Цель урока -  Освоение техники выполнения высокого старта и стартового разгона.Задачи урока &nda...

Презентация: "Организация и проведение СОГБУ ДО «Станция юннатов» экологических конкурсов в 2018 году"

Презентация: "Организация и проведение СОГБУ ДО «Станция юннатов» экологических конкурсов в 2018 году"...

• Конкурс «ДАНГИНА - 2018»

Дангина - 2018.Атрибуты: компьютер, диск бурятских песен, ёохора, нумера для оценки жюри до 5баллов, пиалы для танцев, бурятские костюмы, корона "Дангина - 2018", ленточка "Дангина - 20...

Всероссийский конкурс сочинений 2018 год

В данном материале отражена только та информация,которая необходима для выбора темы и жанра сочинения....

Участие воспитанников в конкурсах 2017-2018 учебный год

Участие воспитанников  в конкурсах 2017-2018 учебный год...