Технологическая карта урока по ИЗО по ФГОС
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Лерансене Розалия Шамильевна

Предмет: изобразительное искусство

 Класс:  5

Тема урока:  Петербургская роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx45.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ИЗО по ФГОС

Предмет: изобразительное искусство

 Класс:  5

 Дата:  10.05.2018.

Учитель: Лерансене Р.Ш.

Тема урока:  Петербургская роспись

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, патриотизма уважение к народному мастеру. Знакомство с местным (региональным) народным промыслом.

Познакомить с характерными особенностями Петербургской росписи, техникой, колоритом, композицией. Придумать современное использование росписи, выполнить самостоятельную работу.

Основные термины, понятия:

петербургская роспись, фон, колорит, детализация, лессировка, полихромия, монохромия.

Планируемые результаты:

Предметные:

понимать специфику образного языка ДПИ;

 использовать кистевую технику росписи и выразительные средства орнаментальной композиции;

 углубить познания в области народного творчества, истории петербургской росписи;

изучить  растительные мотивы росписи.

2.    Метапредметные:

регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

организовать рабочее пространство;

 уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, планировать необходимые действия и операции;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

познавательные УУД

совершенствовать творческое художественное видение: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и использовать их для решения учебных задач;

стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

коммуникативные УУД

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

использовать средства информационных технологий в процессе поиска дополнительного изобразительного материала для выполнения творческого проекта.

Личностные

Уважительно относиться к культуре народного творчества;

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

4.    Тип урока:  комбинированный

Форма проведения: Ф - фронтальная, И – индивидуальная

форма деятельности: беседа, обсуждение, сравнение, самостоятельная работа, самопроверка.

Межпредметные связи: МХК, история, биология, технология, география.

Методы и методические приемы:

наглядные  - использование иллюстраций, репродукций, показ учителем приёмов и техники изображения, показ детских работ в конце занятия при их оценке. Использование образца для создания индивидуальной работы;

словесные методы - беседа, обсуждение.

Практические методы - упражнение.

 Метод сравнения.

Игровые  приёмы - игра «да-нет», викторина.

Технологии: проектные.

Этап урока

задачи

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

УУД (формируемые умения)

1.Организационный этап.

мотивировать учащихся к учебному процессу.

Настрой на работу. Организация рабочего места: клеенка, гуашь, кисти, бумага, вода.

Приветствие детей, проверка готовности рабочих мест учеников. Создание ситуации самооценки готовности учащихся к уроку.

самопроверка готовности рабочего места.

2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

постановка задачи: познакомиться с петербургской росписью и выполнить самостоятельную работу. Развивать и улучшать  кистевую технику изображения. Использовать фантазию в ходе выполнения задания.

Слушают, с помощью учителя формулируют тему и цель урока. Высказывают своё мнение о практической значимости работы.

Объявление темы урока – «Петербургская роспись».

Развивать познавательную мотивацию.

Умение слушать и слышать задание.

3. Актуализация ранее изученных знаний

Повторить информацию о видах росписи, вспомнить ранее изученные термины.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее пройденный материал.

Проводит диалог с учащимися, выясняя какие виды росписи им знакомы или они слышали в виде игры «да-нет», викторины. Вспоминают коротко их особенности и отличительные черты. Освежают знания по декоративной композиции: симметрия, ассиметрия, ритм и его виды.

Слушать объяснение учителя и отвечать на вопросы.

 Умение оформлять свою мысль в устной форме.

4. Операционно-исполнительский этап.

4.1. Выход на тему урока, «открытие детьми нового знания».

Познакомить с новым видом декоративной росписи, новыми терминами.

Запоминают термины

Слушают учителя. Обсуждают затруднения по данной теме: как выстроить композицию, какие использовать мотивы и элементы, как выполнять различные техники мазков.

Изучение новых терминов.

Беседа об истории, уникальности и редкости петербургской росписи, её особенности, сходства и отличительные черты при сравнении с другими росписями.

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Умение слушать, вступать в диалог, вести беседу.

анализировать, сравнивать, сопоставлять.

 Поиск и выделение необходимой информации.

4.2.Подготовка к реализации замысла.

Развивать фантазию, творческое мышление.

выбирают форму для композиции (круг, овал, квадрат, прямоугольник), какие  мотивы использовать и придумывают саму композицию.

Наблюдают за техникой выполнения мазков и запоминают её.

Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»). Показывает наглядные пособия, иллюстрации, репродукции изделий народных мастеров: Журкиной С.А., Коваленко О, Кулагиной Е.В. и других. Показывает приёмы и техники росписи.

Проявляют творческую активность.

Сравнивают, принимают решение для осуществления самостоятельной работы.

 Обосновать и отстаивать свое мнение.

4.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа.

Пальчиковая гимнастика

улучшать кистевую технику рисования, аккуратность, усидчивость, внимательность.

Выполняют самостоятельную работу по образцам, используя основные мотивы. Компоновка и количество элементов на усмотрение, фантазию и вкус учащихся.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Обозначает этапы самостоятельного выполнения работы.

Индивидуальная помощь при необходимости.

Умение выстроить поэтапный план выполнения самостоятельной работы. Умение выбрать для этого материалы и инструменты. Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

5. Повторение и домашнее задание

Организовать фиксацию новых знаний, запоминания новых и усвоения новых терминов, отличительных особенностей петербургской росписи.

Повторяют термины, отвечают на вопросы, доделывают самостоятельную работу. Записывают домашнее задание.

Обозначает связи с ранее изученными темами. Акцентирует внимание, что виды росписи зависят от местности, географических и исторических особенностей. Озвучивает домашнее задание.

Осознание усвоенного материала, и что еще предстоит узнать. Умение структурировать знания. Оценка процессов и результатов деятельности.

6. Оценочно-рефлексивный этап.

Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности.

организовать рефлексию и самооценку собственных работ учащимися.

Обсуждают работы. Выполняют самопроверку и самооценку: наличие композиционного и цветового акцента, соотношения крупных и мелких элементов росписи в композиции, цветовое и тоновое равновесие композиции.Обсуждение выставки.

Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. Выставление оценки с учетом самооценки. Обсуждение результатов урока.

Организация выставки.

Уважительно относиться к чужому мнению. Слушать и слышать учителя и одноклассников. Осуществлять самоконтроль.

7. уборка рабочего места

собирают материалы и инструменты, протирают парты.

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах, прощается с учащимися.

Умение быстро, качественно и организованноубирать рабочее место.

Оборудование и средства обучения:

Для учителя – наглядные пособия, иллюстрации, презентация, поэтапные схемы выполнения росписи;

 Для учеников – тонированный лист бумаги или картона, кисти круглые остроконечные №2-3 и №5-6, фальц кисти (плоские) №2-3 и №5-6, гуашь белая и золотая, клеенка, тряпочка, баночка.

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

В классах 5 параллели обучается в среднем 25-27 человек, большинство учащихся являются одноклассниками с 1-го класса.

 - межличностные отношения; коллективы детей дружные, без ярко выраженных лидеров.

 - недостатки биологического и психического развития; в каждом классе есть несколько детей с ослабленным зрением. Несколько человек отличаются повышенной возбудимостью, рассеянным вниманием и неусидчивостью.

 - недостатки подготовленности класса практически отсутствуют. Практически все дети владеют знаниями и умениями по ИЗО соответствующие возрасту.

2. Место урока в изучаемой теме:

 - характер связи урока с предыдущим и последующим уроками. Тема урока: Петербургская роспись. В предыдущих темах изучали другие виды росписи: гжельская, хохломская и законы, средства, свойства и качества декоративной композиции.  Последующим уроком будет  обобщающим для этого вида декоративно-прикладного искусства и коротко ознакомит учащихся с обширным списком существующих школ декоративных росписей России.

3.  Общей целью урока является ознакомление учащихся с петербургской росписью, её особенностями и выполнение самостоятельной работы по образцу в современной интерпретации.

Задачи урока: образовательные - научить учащихся определённым методам и техническим приёмам работы;

- расширить эстетическое познание о народном декоративно-прикладном искусстве;

 развивающие  - прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;

- развивать творческие способности и художественный вкус;

- развивать эстетическое восприятие, чувство формы и узора, ритма, цвета;

Воспитывающие - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру; любовь к Родине, уважение к её культуре и труду народных умельцев;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость и внимание.

4. Характеристика плана урока:

 - содержание учебного материала; история и отличительные особенности петербургской росписи - изучение данной темы соответствует требованием учебной программы в использовании аспекта региональной составляющей содержания образования. Полнота, достоверность и доступность изложения соответствует возможностям восприятия учащихся 5-х классов. Тема урока тесно связана с историей родного края. Оказывает нравственное, духовное и трудовое влияние на воспитание учащихся. Учит ценить, беречь, помнить и развивать творческое наследие народа.

 - методы обучения включают в себя наглядные, словесные и упражнения. Наглядные включают в себя и иллюстративные (показ репродукций, иллюстраций)  и демонстрационные (схемы поэтапного выполнения росписи, показ произведений народного творчества).

Словесные:  включают в себя рассказ-вступление, беседу, диалог, объяснение, дискуссию.

 - приёмы обучения используются игровые для актуализации ранее изученного материала. И образцы для выполнения самостоятельной работы. Наглядно-действенный приём используется при показе учителем способов изображения. Для некоторых учеников возможно использование приёма, когда учитель ведет руку учащегося для получения нужного изображения элемента.

 - формы организации познавательной деятельности использовались фронтальные и индивидуальные, что позволило изложить тему урока всему классу,  задать единый ритм выполнения самостоятельной работы  и индивидуально с каждым учащимся рассмотреть особенности его работы.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

- цель урока полностью совпала с его конечным результатом – учащиеся успешно выполнили самостоятельную работу по созданию композиции петербургской росписи. Намеченную программу удалось воплотить успешно благодаря используемым методам и приёмам, которые позволили заинтересовать учащихся. Учителю удалось дискутировать с учащимися. Широкое использование демонстраций было направленно на включение первой сигнальной системы учащихся на этапе восприятия учебного материала, что помогло преодолеть иногда возникающий разрыв между словом и представлением в сознании. На этапе выполнения творческой работы – практические методы: метод упражнений с постепенным нарастанием трудности упражнений. Творческая самостоятельная работа была направлена на развитие художественно-творческих способностей детей. Метод сравнения дал возможность смотреть на образец росписи, на отдельные элементы орнамента одного промысла через призму другого, выявляя черты неповторимого своеобразия. Продумывала выбор метода проведения каждого отдельного этапа в зависимости от его содержания и поставленных целей и задач.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

 - анализ каждого элемента урока:

1. Организационный момент. Подготовка рабочего места создает  учащимся рабочую атмосферу. Позволяет детям настроиться, проверить самостоятельно свою готовность.

 2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Настраивает учащихся на изучение новой темы, развивает познавательную мотивацию.

3. Актуализация ранее изученных знаний позволяет учащимся вспомнить уже изученные виды росписи, сравнить их между собой, найти отличия и сходства. Что повышает активность учащихся на уроке, их уверенность в себе, развивает способности к анализу, сравнению, сопоставлению, дает положительную мотивацию на изучение новой темы.

4. Операционно-исполнительский этап.

4.1. Выход на тему урока, «открытие детьми нового знания». В ходе беседы с учащимися и обсуждения новых терминов повышается познавательный интерес и активность учащихся на уроке.

4.2.Подготовка к реализации замысла. Самостоятельное или с помощью учителя  планирование поэтапного выполнения самостоятельной работы усиливает значимость выполняемого задания и способность к освоению нового материала и закреплению уже изученного. Повышает творческое мышление, пробуждает фантазию и креативность.

4.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Основное время на уроке отведено на выполнение практической самостоятельной работы, что позволяет учащемуся чувствовать себя творцом, значимым  и идентифицировать себя как личность, а не часть коллектива. Учит прислушиваться к своему внутреннему миру, проводить анализ выполнения работы, следить за соответствием заданной темы, находить и исправлять ошибки. При необходимости просить помощи у учителя или совета у одноклассников.

5. Повторение и домашнее задание. Позволяет закрепить изученные знания, новые термины.

6. Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. Очень важный элемент урока, позволяющий учащимся активно общаться между собой и учителем, обсуждать выполненные работы, оценить свои и одноклассников, искать допущенные ошибки, пути их решения. Так же формулировать свою точку зрения и отстаивать её. Учит учащихся интересоваться  мнением учителя и одноклассников, их точкой зрения.

7. уборка рабочего места. Завершающий этап урока, позволяющий учащимся научиться аккуратности, порядку.

7. Функциональный аспект:

Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть. Практическая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их успешного обучения в школе.

Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены в средней школе. Это объясняется возрастными особенностями учащихся, когда для привлечения внимания приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. Поэтому для полного достижения поставленных целей я выбрала именно этот тип урока.

Приобщаясь к истокам культуры своего народа, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познания богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные занятия предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с красками, гуашью. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к изображению петербургской росписи.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

  При формировании универсальных учебных действий на уроке больше внимания было уделено:

 1. Личностные УУД:  

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

- формирование готовности  к сотрудничеству, оказанию помощи.

2. Регулятивные УУД и виды деятельности:

- способность к организации своей деятельности (самостоятельная разработка композиции и поэтапное выполнение росписи);

-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

- умение действовать по плану;

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (правильная компоновка элементов и мотивов в композиции);

-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

- готовность к преодолению трудностей (исправление ошибок и неточностей).

3. Познавательные (общеучебные) УУД :

-поиск и выделение необходимой информации (анализ композиции, придумывание новых форм и элементов)

- умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме;

- выбор техники росписи в зависимости от конкретных условий;

 Познавательные (логические) УУД:

- анализ, синтез, классификация, сравнение, сопоставление.

 Познавательные (постановка и решение проблемы):

-формулирование проблемы (изучение новой техники росписи;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (создание собственной композиции,  разработка новых мотивов, умение декоративной стилизации объектов).

4. Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свою мысль в устной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять выбор элементов, обосновывать компоновку мотивов);

- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

- понимание возможности различных позиций (выполнение росписи разными способами),

-определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, патриотизма, уважение к народному мастеру. Знакомство с местным (региональным) народным промыслом. Результат урока: выполнение самостоятельной работы в стиле петербургской росписи с элементами современности.

Цель урока достигнута. Учащиеся узнали новый, редкий вид народного бытового творчества. У них возникло желание и дальше использовать этот вид росписи в своих творческих работах.

Вывод: Четкое следование конспекту урока, помогло провести достаточно продуктивный и интересный урок, урок соответствовал плану, следует обратить внимание на технику выполнения мазков, речь учащихся и работу со слабыми учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

технологическая карта урока по физической культуре ФГОС

один из вариантов оформленя новых стандартов...

технологическая карта урока с учетом введения ФГОС

Технологическая карта урока  по теме: "Настоящее время глагола"  с учетом введения ФГОС...

технологическая карта урока с учетом введения ФГОС

Технологическая карта урока в 6 классе по теме:"Настоящеевремя глагола"...

Технологическая карта урока трудового обучения по ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (5 класс, тема урока "Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями")

Технологическая карта составлена методически грамотно, что способствует продуктивной работе учителя и обучающихся....