« АРТ - сценарий» Классный час «Говорящая» деталь в картине художника
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Боброва Ирина Михайловна

«Для художника не существует «безгласных вещей»,

 для него все - «выразительное и говорящее бытие»

М. Бахтин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств с. Александров - Гай» Саратовской области

« АРТ - сценарий»

Классный час

«Говорящая» деталь в картине художника

Автор – сценария: Боброва Ирина Михайловна

Преподаватель I категории

отделения изобразительного искусства

«ДШИ с. Александров-Гай»

с. Александров Гай,  Саратовская область

Пояснительная записка

Целевая аудитория:  обучающихся 7-8 классов (14 -15 лет) ДШИ.

Место проведения мероприятия: художественный класс отделения изобразительного искусства ДШИ.

Цель:  Привить обучающимся любовь к искусству и научить их понимать искусство.

Задачи:  

 -Расширять кругозор обучающихся;

 -способствовать активизации познавательной деятельности;                                       - развивать наблюдательность, внимание и интуицию при просмотре картин.

Основная часть

«Для художника не существует «безгласных вещей»,

 для него все - «выразительное и говорящее бытие»

М. Бахтин

Вступительное слово преподавателя.

-    Ребята, сегодня мы с вами поговорим на тему, которая, бесспорно, беспокоит не только историков и специалистов в области изобразительного искусства, но и простых почитателей художественного творчества.

Порой  удивительные вещи выдает нам жизнь. Не менее интересные загадки мы находим, изучая картины известных художников, отображающих нашу действительность, полную тайн, загадочных знаков и символов.

     Давайте вместе попробуем дать определение словам «знак» и «символ».

Приведу небольшой пример символов, которые демонстрируют руками какие- либо  значения слов (Преподаватель задает соответствующие вопросы, обучающиеся отвечают жестами)

       1)Рука,  протянутая при  встрече обозначает…(приветствие, приятие);

2)  большой  палец, поднятый вверх – знак одобрения, в смысле «всё отлично»;

3)  большой палец, опущенный вниз – знак «не всё хорошо, неудачно».

-Какие еще вы знаете знаки (ответы детей)

      - Делаем выводы:

Знаки  —  это  обще - принятые  условные  обозначения 
предметов,  явлений,  действий
(жест, предмет или другой объект, используемый для передачи того или иного смысла).

Символ (др.-греч. σύμβολον — «(условный) знак, сигнал») —  это  предмет,  действие  и  т. п.,  раскрывающий какой-либо  образ,  понятие, идею.  Символ  воплощает  общие  для  людей  переживания, 
идеи.  Символ  —  это  синтез 
знака  и  образа.

   - Знаки… им придавали особое значение  ещё наши далёкие предки.

Пытаясь разобраться в устройстве мира и найти объяснение непонятному или загадочному, человек, как ему казалось, чтобы защитить себя от злых сил, стремился установить хорошие отношения с добрыми силами природы. И, естественно, он делал это при помощи искусства (возможно и не подозревая об этом), придумывая различные условные знаки: прямые и волнистые линии,  означающие землю и воду, круги и кресты – солнце и огонь и т. д.

И эти знаки, удивительным образом объединяясь,  вплетались в незатейливый красочный узор, владеющий  силой  оберега. Этими  узорами украшались предметы быта, одежда, фасады домов.

 Образами животных, птиц и т. п. человек наделял все природные явления, придавая им особый смысл. Всё было значимо!

      Мир менялся.…  Из поколения в поколение искусство развивалось и находило новые формы выражения. Если мы посмотрим вокруг, то станет ясно, что всё, что нас окружает,  мы можем понять только благодаря художественному творчеству. Художники нам помогают понять и…  полюбить этот мир.

- Ребята, вам уже известны шедевры мирового уровня, при изучении  которых,   историки – искусствоведы обнаружили много тайных знаков (и дело не только в неуловимой  улыбке загадочной «Джоконды » Леонардо да Винчи, но ещё и в её глазах были обнаружены  числа непонятного значения и т.д.).

Важно одно – если мы научимся правильно смотреть и «читать»  художественные произведения известных художников разных времён,  мы, невольно удивимся,  поняв,  насколько тонко чувствует художник  жизнь во всех её проявлениях, и как ненавязчиво,  но глубоко автор пытается донести до каждого зрителя главную мысль своего произведения. И, конечно же, каждая деталь в произведении несет смысловую нагрузку и не бывает случайной.

   Иногда в художественном произведении малозаметная деталь может подчеркнуть самое главное и важное.

    - Давайте, дорогие друзья, посетим небольшую виртуальную выставку картин известных художников и попробуем окунуться в тайные знаки  бытия (Презентация ««Говорящая» деталь в картине художника» («приложение 1)):

-  В.Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной» 1797 г. (слайд 5-6);

-  О. А. Кипренский  «Портрет А. С. Пушкина» 1827 г. (слайд 7-7);

-  И. Л. Левитан  «Март» 1895 г. (слайд 9-10);

-  В. Г. Перов «Тройка» 1866 г. (слайд 11-12);

-  И. Е. Репин «Бурлаки на волге» 1870-1873 гг. (слайд 13-14);

-  В. М. Васнецов «Аленушка» 1881 г. (слайд 15-16);

-  В. А. Серов «Девочка с персиками» 1887 г. (слайд 17-18);

-  К. С. Петров - Водкин «Купание красного коня» 1912 г. (слайд 19-20).

Рассматривать картины и находить все больше и больше открытий можно бесконечно. Но по невнимательному просмотру  можно пропустить самое главное и важное, а значит не понять замысла произведения искусства.

- Ребята, давайте, и мы попробуем создать картину с «говорящими» деталями.

Задание «Дополни портрет»

(для выполнения задания, обучающиеся делятся на две группы. В их распоряжении  две большие рамы  для создания живой картины (формат 120*170 см).

 Из каждой подгруппы вызываются мальчик и девочка.  Для создания портрета дети подбирают  из предложенных атрибутов (медицинские принадлежности - стетоскоп, бинт, грелка и д.р.; художественные принадлежности – палитра, кисти, краски, мольберт и т.д.)  необходимые для задания  «Портрет врача» и «Портрет художника». Затем каждая группа работает над образом, выполняя живую картину, а потом зарисовывает ее.

В итоге из выполненных набросков создается выставка юных художников.

Определяются самые удачные работы.

 Домашнее задание: сделать презентации на тему ««Говорящая» деталь в картине художника». Дополнить просмотренный материал презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Зима в картинах художников"

Данная презентация являлась частью урока-беседы в 4"В" - 5"В" классе коррекционной специальной школы VIII вида. Ребята с удовольствием смотрели репродукции, читали и даже узнавали имена некоторых худо...

"Недаром помнит вся Россия". Исторический вечер "Уж постоим мы головою за Родину свою" Сценарий составлен с использованием картин художников Ф.А. Рубо, В.В. Верещагина..

Исторический вечер"Уж постоим мы головою за Родину свою" сценарий мероприятия можно использовать на уроках истории, изо, классных часах и во внеклассной работе.Автор материалаНестерова Марина Георгиев...

05Беседа "РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ" - вернисаж по картинам художников (к проекту)

Вернисаж  "Русское чаепитие" по картинах русских художников...

презентация "Весна в картинах художников"

Представлены полотна русских и российских художников на тему  весны....

Пожар Москвы 1812 г. (отображение событий в картинах художников)

Разработка внеклассного материала по истории России с элементами монтажа и музыкальной композиции....

Картины художников. Описание картин

Картины художников. Описание картин И.Репин  «Бурлаки»,  «Иван Грозный и его сын Иван»В.Серов.  «Дети»И.И.Шишкин.В.Г.Перов «Тройка», «Птицелов»В.М.ВаснецовИ.Левитан...

Изложение с творческим заданием по теме "Церковь Покрова на Нерли" (0по отрывку из книги Е. Осетрова "Живая Древняя Русь" и картинам художников)

Сжатое изложение по отрывкуиз книги Е Осетрова "Живая древняя Русь", посвященному церкви Покрова на Нерли как подготовка к ГИА . Работа предполагает также творческое задание в форме сочинения публицис...