Формы коллективной деятельности на уроках изо.
консультация по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Трефилова Ирина Дмитриевна

Данный материал составлен в помощь учителю изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnaya_deyatelnost.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Тема:

 «Формы организации

коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»

        

Подготовила:                    

Трефилова Ирина Дмитриевна

учитель, изо и искусства

        

с. Пристень- 2018

          Приятно видеть, когда коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества. Одна из актуальных задач эстетического воспитания это развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

       В настоящее время формирование культуры общения  одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;  неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

   - гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;

 - доверие и взаимопомощь (между членами коллектива); сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.

      Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно.

  Коллективное творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. Этот метод использовался педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного искусства при выполнении общественных работ, связанных с оформлением праздников: изготовление елочных украшений, плакатов, лозунгов, стенных газет. Совместный труд, обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Именно то обстоятельство, что детям нравится работать сообща, что их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения коллективных форм в практику художественного воспитания детей.

     Таким образом, я считаю, что коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к: изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

       В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельность популярна среди учителей как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы ее организации. Многие из форм, например «эстафета», «конвейер», «коллективно-производственная», «совместно-последовательная», по сути одна и та же форма коллективной деятельности, в основе которой лежит последовательное выполнение отдельной технологической операции процесса изготовления части или элемента какого-либо изделия одним учеником. Но вот методика организации работы такого конвейера может быть разнообразна настолько, что коллективная деятельность из разряда совместной операционно-технологической перейдет в разряд художественно-творческой или занимательно-игровой.

     Если по сценарию урока учащиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль учителя в организации коллективного процесса, а также его результата велика. Если же ученики сами являются инициаторами совместной работы, то они могут выступить и организаторами процесса деятельности, и составителями коллективной композиции. В этом случае учитель является лишь консультантом или может возглавить работу группы, которая составляет коллективную композицию. Таким образом, роль учителя в процессе коллективного творчества зависит от уровня готовности детей к совместной деятельности.

      К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс, причем занятия могут проходить в любой аудитории (не нужно создания особых условий). Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.

     Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуального листа. В младших классах я использую шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты гжельской посуды, филимоновской игрушки).

     Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди учителей изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

  Действительно, совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроке изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей, а ее процесс, дающий возможность не только поработать на воображаемом конвейере, но и пережить чувство ответственности за собственный взнос и за качество конечного результата, имеет огромное воспитательное значение.

       При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретенного опыта общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению.

          Возрастные особенности младших школьников и подростков накладывают специфические черты на методику ведения совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства. Поэтому, несмотря на разработанность методики проведения коллективных занятий, остается актуальной проблема эффективного использования совместной деятельности на уроках изобразительного искусства в разных возрастных группах.

     Ведущим видом деятельности в старшем возрасте является общение. Именно общение, по мнению многих педагогов-исследователей, занимающихся проблемами художественного интереса подростков, может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству.

Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания; успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством.

       В отличие от индивидуальной деятельности коллективное изобразительное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат. Несомненное достоинство совместной деятельности продуктивное общение, что очень важно для учащихся подросткового возраста, так как, с одной стороны, для этого возраста общение является ведущим видом деятельности, а с другой реализуется направленность интереса подростков на практически значимый результат. Таким образом, коллективное творчество в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства удовлетворяет все возрастные амбиции подростка. Наиболее актуальными в подростковых классах становятся формы совместной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности, а не только в ее начале или в конце. Общение подростков и ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их четко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.

     Творческий характер коллективной изобразительной деятельности проявляется во всем, не только в совместном поиске форм и средств изображения, но и в поиске новых форм общения.

         Коллективная деятельность является нетрадиционной формой  проведения занятий и  имеет огромное значение в художественном воспитании обучающихся,  как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к  изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс занятия и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная деятельность на уроках ИЗО

Рассматривается преимущество, виды и функции коллективного творчества учащихся в целях развития интереса к урокам ИЗО...

Организация коллективной деятельности на уроках ИЗО.

Коллективная деятельность учащихся  на уроках ИЗО  рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобще­ния детей к изобразительному творчеству.   Я...

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...

Коллективная деятельность на уроке изобразительного искусства, посвященного эпохе Петра I

Статья об использовании коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классах....

Групповая работа как одна из форм коллективной деятельности на уроках математики

Статья рассказывает о групповой форме работы на уроках математики...

«Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»

В данном матермале охарактеризовано, как  совместная эстетическая деятельность способствует формиро­ванию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстни­ками, умения со...