ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
статья по теме

Петропавловская Дарья Дмитриевна

Статья посвящена рассмотрению обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. В статье рассматривается проблема обучения таких детей, которая обусловлена рядом факторов. Автор рассматривает такие аспекты, как специальная среда, условия, возможности получения качественного образования, от которых зависит вероятность продуктивной реализации инклюзивного образования детей. В статье приводится и рассматривается ряд документов по данному вопросу, перечисляются принципы инклюзивного образования. 

Ключевые слова: ОВЗ, инклюзивное образование, ФГОС ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Петропавловская Дарья Дмитриевна

Учитель изобразительного искусства и технологии

ГБОУ средней школы № 368

Россия, Санкт - Петербург

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. В статье рассматривается проблема обучения таких детей, которая обусловлена рядом факторов. Автор рассматривает такие аспекты, как специальная среда, условия, возможности получения качественного образования, от которых зависит вероятность продуктивной реализации инклюзивного образования детей. В статье приводится и рассматривается ряд документов по данному вопросу, перечисляются принципы инклюзивного образования.  

Ключевые слова: ОВЗ, инклюзивное образование, ФГОС ОВЗ

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан

Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня являются одними из самых актуальных в работе подразделений Министерства образования и науки РФ. Связано это с тем, что количество таких детей с в России растёт. В настоящее время насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), из них около 700 тысяч составляют дети - инвалиды[1].  Существует целый ряд проблем, связанных с образованием детей с ОВЗ.

В первую очередь, образование для данной категории предусматривает создание специальной среды, которая будет обеспечивать адекватные условия, а главное равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, лечение и оздоровление, социальную адаптацию, коррекцию нарушений развития.

28 сентября 2017 года был одобрен проект плана по созданию специальных условий для получения образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ. Т. Ю. Синюгина, заместитель министра образования и науки РФ, сообщила, что к 2020 году в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ будут обучаться все начальные классы – с 1-го по 4-й. Для 5-9-х классов будут утверждены примерные адаптированные программы общего образования. Самый большой раздел плана посвящен подготовке кадров для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ. Это вторая проблема, которую необходимо освятить. На данный момент ситуация складывается следующая: в силу потребности включения детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне с обычными детьми, необходимо организовывать повышение квалификации педагогических кадров. В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата[2].

Что касается создания архитектурных условий доступности, за 6 последних лет в 9,5 тысячах общеобразовательных школ, а это более 21 процента от их общего количества, в рамках программы «Доступная среда» созданы условия для инклюзивного образования. Для сравнения - в 2011 году таких школ было менее 2,5 процента[3]. Вопрос о подготовке педагогических кадров является актуальным. Проблема состоит в том, чтобы содержание программ и применяемые формы обучения опирались на имеющиеся ресурсы в школы, а также учитывался бы запрос образовательной организации, в которой учатся дети в ограниченными возможностями.  

Следующий вопрос образования детей с ОВЗ касается инклюзивного образования. Круглый стол состоялся 23 ноября 2017 года в Министерстве образования. Тема звучала так: «О правоприменительной практике законодательства в сфере инклюзивного образования школьников». Отмечено, что параллельно с развитием сети специальных (коррекционных) классов и школ создаются условия для инклюзивного образования.  Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их   физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Образовательная инклюзия, являясь частью интеграции социальной, становится базисом для дальнейших процессов социальной адаптации[4].

Восемь принципов инклюзивного образования основаны на комплексе гуманистических принципов:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Лев Выготский указывал на необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду с обычных детей: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми[5]». Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, закрепила право на инклюзивное образование в статье 24. В России Конвенция ООН о правах инвалидов была ратифицирована в мае 2012 года.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса[6]. Для реализации принципов требуются трансформации в образовании.

Общеобразовательное учреждение должно измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями средой. Для данного изменения требуются изменения как организационные, так и содержательные. Изменения коснутся не только форм организации обучения, но и способов учебного взаимодействия учеников. Инклюзивное образование – это не второстепенный, а центральный вопрос с точки зрения повышения качества образования для всех учеников и развития более инклюзивного общества[7].

Список литературы

  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92;
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008.  – С. 52
  3. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев. – (Социальная и образовательная интеграция). – Вар. загл.: Речь в защиту самого себя // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. - №1. – С. 3 – 15;
  4. Ярмулик М. В. Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ // Педагогика, психология, общество. М. 2017. С. 207;

Электронные источники

  1. Герасина Е. В. Инклюзивное образование: критерии, принципы и реализация. URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/fgos_i_ikh_realizacija_v_obrazovat_dejatelnosti/4_psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_processov_inkljuzii_v_obrazovanii/inkljuzivnoe_obrazovanie_kriterii_principy_i_realizacija/47-1-0-476 (дата обращения: 11.02.2018);
  2. Инклюзивное образование. URL: https://www.unicef.org/eca/ru/education_21978.html (дата обращения: 11.02.2018)
  3. Одобрен проект плана по созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. URL: https://минобрнауки.рф/новости/11114 (10.02.2018);
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz56p6zHI7O (11.02.2018);


[1] Ярмулик М. В. Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ // Педагогика, психология, общество. М. 2017. С. 207

[2] Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz56p6zHI7O (11.02.2018)

[3] Одобрен проект плана по созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. URL: https://минобрнауки.рф/новости/11114 (10.02.2018).

[4] Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев. – (Социальная и образовательная интеграция). – Вар. загл.: Речь в защиту самого себя  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. - №1. – С. 3 – 15.

[5] Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский  - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008.  – С. 52

[6] Герасина Е. В. Инклюзивное образование: критерии, принципы и реализация. URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/fgos_i_ikh_realizacija_v_obrazovat_dejatelnosti/4_psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_processov_inkljuzii_v_obrazovanii/inkljuzivnoe_obrazovanie_kriterii_principy_i_realizacija/47-1-0-476 (дата обращения: 11.02.2018 )

[7] Инклюзивное образование. URL: https://www.unicef.org/eca/ru/education_21978.html (дата обращения: 11.02.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - ...

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....

Обучение биологии детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования (на примере развивающих дидактических игр)

Аннотация. Статья посвящена обучению умственно отсталых детей на уроках биологии с помощью развивающих дидактических игр. Рассмотрены основные регламентирующие документы, на которые должен обратить вн...

Комплексный подход к обучению детей с психоневрологическими расстройствами в условиях инклюзивного образования

Обсуждаются вопросы комплексного подхода в медико-социальном и педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья; приводятся статистические данные о психоневрологической заболе...

Доклад Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования 2021

Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования...