«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Салиндер Любовь Юрьевна

 Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

                                                                             Салиндер Любовь Юрьевна,

                                                                          учитель изобразительного искусства,

                                                                            педагог дополнительного образования

        

2016г.

 Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

1-4-е классы – в течение занятия обучающийся может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы педагога. Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время занятия имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

 Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например, «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.

 Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

 Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:

 «Буратино потянулся,

  Раз – нагнулся, два – нагнулся,

 Руки в стороны развел,

 Видно ключик не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать»

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

 Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

 Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Деревцо все выше, выше, 

А ребята – тише, тише».

«Раз, два – выше голова, 

Три, четыре – руки шире, 

Пять, шесть – всем присесть, 

Семь, восемь – встать попросим, 

Девять, десять – тихо сесть».

На занятиях используются игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

 А потом они в тетрадке будут буковки писать.

Идет по парте человечек, переставляет ножки.

 А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.

 Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

 Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.

 Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.

Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

 Каждый хочет победить и награду получить.

А теперь одну ладошку развернем наоборот

 И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

 Развернем наоборот и похлопаем немножко.

Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.

 Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.

В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.

 Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.

«Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.

 «Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.

Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.

 Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.

 Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.

 Веселые стихи помогают обучающимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.

 Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

Звучание музыки на занятиях дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского.  

Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма “Овод” С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С. Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Известный советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказывает такую близкую мне мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)”.

Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

И свою работу мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками, написанными детьми.

Здоровая школа –

Здоровья желает!

Здоровая школа –

Друзей собирает.

Пусть льется повсюду

Друзей звонкий смех,

Учитель улыбкой

Пусть радует всех.

Здоровье не купишь,

Его не продать.

Про это давно уже нужно всем знать!

Литература:

  1. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Книга 2-я. Ташкент,1956.
  2. Адушт Оттоман. Наука о дыхании. – Лейпциг, 1909.
  3. Бурмин Ю.А., Зверев В.Л.. Подземные кладовые Подмосковья. – М.: Недра, 1982.
  4. Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
  5. Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
  6. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.
  7. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.
  8. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
  9. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.
  11. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
  12. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как элемент здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

Одним из важных здоровьесберегающих компонентов является применение игровых моментов.Игра может быть как элементом урока, а так же уроком-игрой....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства 7 класс Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» Тема I четверти. «Изображение фигуры человека и образ человека» Тема урока: «Понимание кра...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.А. Шопенгауэр говорил:“Здоровье до того перевешиваетвсе остальные блага,что здоровый нищийсчастливее больного короля”.Здоровье воспитанника в норме, если: в фи...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Проблема воспитания здорового покаления приобретает всё больше актуальность....

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

   Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС  — это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, ме...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.  Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение эт...