Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства
материал

     Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС  — это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом укрепления и сохранения физического и духовного здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberigayushchie_tehnologii.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Собашникова Татьяна Илларионовна

учитель ИЗО и черчения

МБОУ "Мало-Куналейская СОШ"

Бчурского района РБ

Здоровьесберегающие технологии

на уроках изобразительного искусства

 

      Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа  жизни с детства. 

     Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС  — это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом укрепления и сохранения физического и духовного здоровья учащихся.

Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей.  Здоровьесбережение становится приоритетным направлением  в  работе  учреждений, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

 

     Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.

     

Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках изобразительного искусства можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы.

  1. Санитарно-гигиенических:

а) свежий воздух,  проветренный класс, соответствующее    освещение, влажная уборка, озеленение.                                                            

б) рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы, конторки и мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока.

в) комфортный для человека уровень шума – это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм воспитанников вредного воздействия.

  1. Психологических:

— создание эмоционального положительного фона в обучении, общении;

— учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса;

— стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенка в учебе;

— использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

— соблюдение психологического  климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей);                                

— наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка),

  1. Здоровьесберегающие компоненты:

— динамические паузы, физкультминутки для глаз, рисуем глазами;

— применение игровых моментов с движениями учащихся;

— элементы релаксации (музыкотерапия – использование аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», улыбка терапия;

— поза учащихся (контроль за осанкой детей,  работать стоя, если так удобно); 

 — свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы (учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, вымыть кисточки, руки, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

  — ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности; — использование активных методов обучения: поисковый, игровой, проектный, диалогический, исследовательский и др.;                    

    — плотность урока: количество времени затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80%.

— темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь возможность задавать педагогу вопросы.

    Физкультминутки и  динамические паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.

      Игровые технологии

      Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка. Значение игры  невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

      Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная творческая нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса.                                       

       

         «Зеркальное рисование»

— Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

 

           Упражнения для снятия напряжения с глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

«Рисунок носом»  – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

       

Упражнение для тренировки мышц глаз,  для профилактики близорукости.

Это упражнение разработано доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным. Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево — вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый,  №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.

 

                 Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

 

             Упражнение «Путешествие на облаке»

— Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

               Дыхательно-голосовые игры и упражнения

       Дыхательные упражнения используются с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.   Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

«Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – сидя           за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом — и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь                      перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха по очереди. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.

       Заключение

Эффективность  использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных изменениях в состоянии здоровья учеников, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.  

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного пространства,                             при которой качественное обучение, развитие, воспитание сопровождается сохранением и укреплением здоровья обучающихся.          В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Жан-Жаком Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». 

Литература:

  • Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе «Образование и здоровье» / К. И. Алексеева //Завуч. — 2005. — N 8. — C. 121-123.
  • Большенков В.Г. О программе «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся малокомплектных школ» /Начальная школа № 8 -1998.
  • Бландинская О., Клюева Н. Уроки здоровья. /htt: //psy. 1 september.ru
  • Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
  • Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
  • Казин Э.М. «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.
  • Коба И. Биологический ритм ребенка и расписание уроков / И. Коба //Директор школы. — 2003. — N2.-С.127-128.
  • Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
  • Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. М. Глобус, 2009.
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья/ Начальная школа №6 -2002.
  • Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.
  • Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
  • Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.
  • Здоровьесберегающие технологии/ «Учитель в школе» № 3- 2007, с.104.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
  • «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как элемент здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

Одним из важных здоровьесберегающих компонентов является применение игровых моментов.Игра может быть как элементом урока, а так же уроком-игрой....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства 7 класс Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» Тема I четверти. «Изображение фигуры человека и образ человека» Тема урока: «Понимание кра...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.А. Шопенгауэр говорил:“Здоровье до того перевешиваетвсе остальные блага,что здоровый нищийсчастливее больного короля”.Здоровье воспитанника в норме, если: в фи...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени...

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Проблема воспитания здорового покаления приобретает всё больше актуальность....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.  Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение эт...