«Советы по преодолению трудностей молодому педагогу, преподающему ИЗО, на первых порах работы в школе»
статья по изобразительному искусству (изо)

Складанная Дина Алексеевна

Новый коллектив, новые профессиональнве отношения, новые учащиеся и новые победы и неудачи. В школе трудно работать опытным учителям, а труднее всего молодым специалистам. Советы, которыми делюсь я с вами, были признаны лучшими и во Всероссийском конкурсе "Совет педагогу"  от "УГ" были отмечены Дипломом за 1 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_skladannayasovetpedagogu.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Советы по преодолению трудностей молодому педагогу, преподающему ИЗО, на первых порах работы в школе»

В школе я работаю более 30 лет учителем ИЗО и черчения, конечно, за это время приобрела соответствующий опыт, благодаря чему  могу поделиться с молодыми педагогами своими наблюдениями, размышлениями, экспериментами.

Каждый класс имеет как послушных и исполнительных детей, так и своенравных, c отклоняющимся поведением. Второй тип детей часто мешает вести уроки не только учителю, но и одноклассникам выполнять работу на уроке.

На начало урока дождитесь общей тишины и внимания в классе, только потом разрешите сесть ученикам и начинайте вести урок.

Тему урока и задание записывайте перед началом урока, чтобы внимание детей было приковано к вашему лицу.

Мои предметы требуют большой подготовки и со стороны учителя, и со стороны детей. Скорее всего, что несколько учеников не будут готовы к уроку, не возьмут альбомный лист, карандаш, ластик, кисточки, краску, а это означает, что урок вы не начнете до тех пор, пока все необходимое не появится у детей на столе.  Учтите, что перемена между уроками – это время для активной работы учителя. Вы продумываете, как и чем обеспечить нерадивых учеников всем арсеналом принадлежностей, если этого не сделать урок пропадет. Я для этих целей кабинет регулярно пополняю красками, кисточками, карандашами, картоном, цв. бумагой, альбомными листами. Хорошо, если администрация возьмет на себя эти расходы, но даже если и нет, то вы будете вознаграждены однозначно хорошей дисциплиной и продуктивным уроком. Можно прибегнуть к услугам классных руководителей и попросить их на родительских собраниях предложить родителям приобрести необходимые чертежные и художественные материалы на свой класс, а дежурный ученик будет  выделять их забывчивым  ученикам перед началом урока, но из практики скажу, что этот путь мало эффективен.                            

Зрительный ряд готовьте так, чтобы в должной последовательности и в быстрой подготовительной работе он начинал работать параллельно с вашим пояснением. Например, ряд эскизов, фотографий, репродукций находятся в папке - раскладушке. Развернули эту «гармошку» и появился у детей дополнительный интерес к устному объяснению учителя.

Иногда я использую вертикальную «гармошку», соединяю файлы скотчем с двух сторон, а в верхней ленте из двойного скотча прорезаю отверстие - подобие петельки - для крепления зрительного ряда на крючках, находящихся над доской. Теперь в файлы вы можете вставлять любой материал для просмотра. Вертикальный зрительный ряд хорошо работает на сравнительности образов, на возможности выбора, на понятиях противоположностей, на видоизменяемости.

Не перегружайте зрительный ряд, потому что внимание детей начинает рассеиваться от обилия информации, им трудно понять, что здесь главное, а что второстепенное. Учитывайте в зрительном ряду вариативность, многофункциональность, применяемость, эстетичность.

К предстоящему уроку учеников можно готовить и на перемене. Только я появляюсь в кабинете, тут же звучит один и тот же вопрос: «Что мы будем рисовать?». Пусть дети вместе с вами развешивают зрительный ряд, просматривают его, предугадывают тему. Кто уловил суть урока по записанной теме на доске и по зрительному ряду, те хотят приступить к рисунку до звонка. Я разрешаю детям приступать к работе, только в том случае, если нахожу время  кратко пояснить задание. Работающие дети, вовлекают в творческий процесс и других детей класса, особенно заставляют подсуетиться отстающим ученикам. Творческие предметы требуют большего времени для созревания идей, составления композиции, закомпонованности листа,  а дети, действительно, не успевают  все сделать за один урок. Когда дети на перемене узнают задание, которое им предстоит выполнить сейчас на уроке, начинают обдумывать заранее содержание работы, советоваться с учителем, предлагать свои варианты.

Еще дети часто спрашивают перед уроком: «А что мы будем делать?» Если я имею достаточно времени до начала моего урока, то успеваю написать на правой стороне доски, используя ¼ ее часть, план урока, где описываю все этапы урока. Вот такая, например, запись при выполнении пейзажа на тему «Край ты мой, родимый край»: объяснение темы, просмотр репродукций, изучение построения рисунка, составление композиции пейзажа, опрос учащихся по знанию своей местности, изучение освещенности, линейной и воздушной перспективы, работа с красками, нахождение названия к пейзажам из поэтических строк, подведение итога урока.

Необходимо тщательно прорабатывать план урока, все этапы от объяснения до опроса, от обзорного изучения до реального исполнения.

Этапы выполнения практической работы должны быть продемонстрированы  на рисунках, подготовленных учителем или учениками. И этого еще недостаточно, чтобы ученики приступили к творческой работе. Учитель обязан оговорить важные моменты в предстоящей работе, показать «вживую» их исполнение, желательно выполнить мелом на доске примерный эскиз по компоновке, по набору понятий и передачи содержания рисунка. Очень хорошо при выполнении живописных работ учителю  на мольберте поэтапно прописывать последовательность композиции и постепенно от грубой грунтовки уходить к мелкой детализации. Дети могут проследить движение руки учителя, правильность передачи линий, соразмерность предметов. Главное – дети оценят ваш профессионализм, а еще им захочется вас повторить.

Ученики хорошо чувствуют учителей лидеров со стойким стержнем, у таких учителей на уроках они почти всегда послушны. Что делать тому преподавателю, который имеет мягкий уступчивый характер, не в его манере работать так, чтобы держать строгое лицо весь урок, использовать приказной тон в речи, подавлять своим авторитарным характером класс в целом. Допустим, вы человек легко ранимый, зависимы от мнения людей, теряетесь от непослушания детей на уроке, но вы получили соответствующее образование, хорошо знаете и любите свой предмет, значит, имеете право преподавать. Знайте, что работать с аудиторией всегда сложно, поэтому проколы бывают даже у опытных учителей, имеющих и характер, и талант, и мудрость.  

Во время ведения урока в программе не заложено время на воспитательные беседы, но воспитательные минутки можно проводить.

Будьте хорошим оратором.  Заинтригуйте учеников историей из жизни. Перенесите жизненную ситуацию на выполнение работы по заданной теме. Я часто использую  при объяснении новой темы рассказы о своем детстве, и яркие воспоминания из детства помогают юным слушателям узнавать новую жизненную грань учителя, одновременно изучая тему урока. Один из моих  рассказов звучит так. «Когда-то пятилетней девочкой в летний жаркий день, я шла с папой по пыльной проселочной дороге. Папа нес на коромысле воду в ведрах, а я шла за ним. Проходя мимо стаи домашних гусей, за мной увязался огромный гусь. Он шипел, клювом хватал за подол платья, я папу дергала за брюки и все повторяла, что боюсь гуся. Папа отвечал, что бы я не обращала внимания на приставучего гуся и шла спокойно. Гусь оказался своенравным и агресивным. Только тогда, когда гусь меня потащил за платье, я заплакала и от страха громко закричала на всю улицу, папа повернулся ко мне и отогнал гуся. Сегодня тема нашего урока «Птицы северного края». Изучим схему построения серого гуся, постараемся в рисунке передать особенности его поведения – вытягивать шею далеко вперед, хлопать крыльями, не отрываясь от земли, нырять в воде».  Дети уже захотели нарисовать не просто гуся или лебедя, но и маленькую девочку рядом – меня, полянку со стаей гусей. Такие небольшие рассказики дети любого возраста будут слушать обязательно, еще расскажут и о своих наблюдениях.

Умение красиво говорить для вас обязательное правило. Изучайте манеру общения и методику ведения разговора у актеров, прислушайтесь, какие они выдерживают паузы, как виртуозно владеют риторикой, чем и увлекают аудиторию. Ходите на уроки к преподавателям литературы,  у многих из них правильно поставлен голос, благодаря чему умеют усилить голос, уйти в шепот. Неторопливость, плавность, сочность речи завораживают слушателя и это хороший инструмент для души ребенка.

Во время подготовки уроков вы должны учитывать непредвиденные ситуации в поведении отдельно взятых детей. Зная, что все дети вас будут слушать, кроме того или этого ученика, позаботьтесь в первую очередь о них. Что обычно говорят дети по поводу нарушения поведения на уроке в свое оправдание, что им было неинтересно слушать учителя или у них чего-то не было для выполнения работы. Стыдить их бесполезно, но занять чем-то можно.

У меня в классе был очень способный ученик, почти отличник, но когда родители развелись и стали вести свободный образ жизни, ребенок почти превратился в двоечника. Он знал, что его успехи в учебе никого не интересуют, хорошим быть не для кого, и поэтому превратился в развязного пошловатого подростка. По привычке, когда он был примерным учеником, сидел за первой партой, но так и оставался сидеть перед учителем. Я его не стала пересаживать, хотя он и провоцировал класс на нарушение дисциплины, а старалась находить занятие по уровню его развития,  и мне удобно было быстро его занять делом, потому что находился рядом со мной.

Амбиции были высокими у этого ребенка, а в способностях шла регрессия. Я приносила различные карточки и просила его помощи на начало урока, то их надо было разрезать, то  систематизировать в каком-то порядке. Занимала его на период,  пока я вела объяснение урока. В следующий раз я просила Сергея что-нибудь обрисовать, расчертить. Обеспечивая тишину на начало урока, я успевала детям объяснять новую тему. В то время, когда дети начинали выполнять рисунки по теме урока, я уделяла все внимание моему «помощнику», индивидуально объясняя условия выполнения задания, упрощая многие правила и требования. Дети в классе не обижались, потому что видели, как он «трудился» для учителя, а теперь наступал мой черед помочь ученику. Таким образом, повышался статус ученика в глазах класса, и конфликтовать со мной у него не было причины. От расслабления души и ума он не мог работать с полной отдачей на уроке, но какой-то минимум успевал выполнять. Поощряя предварительный труд,  я ему добавляла балл к только что выполненному рисунку.

В тех классах, где находится не один, а больше детей с непредсказуемым поведением, имеющих негативную программу, надо иметь разнообразные заготовки, карточки с заданиями, совпадающие с темой урока. Желательно, чтобы они были всегда под рукой. Что же это за заготовки? На альбомных листах, например, выполнены акварельные цветные пятна в сближенной цветовой гамме. Если изучаем натюрморт на уроке, я предлагаю преобразовать пятна в композицию из каких-то предметов, лежащих на столе или находящихся в вазе. Может быть - это основа к натюрморту в виде драпировки, а натюрморт появится  на этом фоне. Если тема по временным пейзажам, то советую преобразовать пятна, характерные времени года, до изображения лесного массива с тщательной проработкой переднего ряда.

На дополнительных занятиях по предмету с детьми можно нарезать квадратики 10Х10 мм для мозаичных работ. Квадратики выполняются из цветного картона и раскладываются в конвертики с одинаковым цветом. На уроках я раздаю такие конверты детям для выполнения узоров, орнаментов, мозаичных панно, предлагая в качестве зрительного ряда пользоваться распечатанными образцами.

Выкладывать любые пейзажные композиции можно из обыкновенных спичек на цветном картоне. Эти упражнения нравятся всем ученикам.  

Подготовьте карандашные наброски из ажурных полос, пусть «нарушители» резаком вырезают орнаментальные узоры, а другие серьезные дети будут в это время составлять эти орнаментальные сюжеты по теме урока. Пока одни вырезают заготовки, другие трудятся над их созданием. У вас получится и дифференцированный урок, и мотивация у всех учеников при выполнении новой темы, и дисциплина в классе, и готовые работы к концу урока.

В моей практике не было еще такого случая, что бы индивидуальный подход к каждому ребенку не помог мне достичь желаемой цели в выполнении задания. Конечно, вы потратите много времени на подготовительный этап «полуфабрикатов», но если вы хотите мира и спокойствия на уроке, то это вы сделаете, даже с потерей личного времени.

Иногда приходят дети с другого урока с подавленным настроением, где получили двойки или весь урок работали в большом эмоциональном напряжении. Они вас какое-то время не слышат, потому что перевозбуждение выплескивается в различных эмоциях, в нежелании кому-то подчиняться. Дайте им возможность пару минут адоптироваться к вашему уроку, посочувствуйте, посоветуйте, как можно исправить положение, в котором они оказались. Вы должны быть само спокойствие, умиротворение и когда возбуждение пройдет, приступайте к объяснению урока. Рисунки от души тоже не получаться, нервозность будет прослеживаться весь урок, поэтому подберите задания с коротким выполнением, с чередованием каких-то элементов. Например, с помощью трафарета выполнить два похожих рисунка и внести 5 отличий на одном из них. Составьте коллаж из журнальной продукции, применяя все тот же трафарет. Отсюда вытекает, что обязательно в классе должны быть следующие материалы: журналы рекламного характера, ножницы, клей, резачки, картон, на котором дети будут вырезать резаком картинки. Я использую упаковки из - под молока, это хорошие палитры для смешивания красок и основа для прорезания  на них всевозможных изделий из бумаги.

Много тем в программе имеется с набором сложных исходных данных и с профессиональной отдачей исполнения. Как можно спрашивать с ребенка то, что ему еще незнакомо, нет должной практики, да и достаточных знаний. Смутиться от программной темы могут и ответственные дети.

Например, тема по ИЗО в 8 классе «Дизайн и ахитектура» вызывает затруднения у детей в проектировании домов, да это и понятно, ведь они не специалисты. Я готовлю эскизы в карандаше, на которых можно ученикам дорабатывать фасады, находить цветовое решение, усовершенствовать прилегающую территорию, «реконструировать» на свой лад предложенную архитектуру домов. Дети просто наваливаются на эскизный вариант. Создавать самим ученикам что-то новое еще трудно, а вот переделывать, перекраивать из предложенного учителем варианта – это возможно.  

Много чудесных работ можно выполнить, используя новые материалы, новые технические приемы. Не ждите, что эти новинки вы используете потом, все новое используйте сегодня и сейчас, потому что завтра оно устареет. Рисуйте на ткани анилиновыми красками, рисуйте в смешанной технике, используя приемы коллажа, бумажной пластики. Украшайте работы цветными ленточками, нестандартными рамочками- паспарту. Изучая народную роспись, заготовьте шаблоны матрешек, блюд, дощечек.

Очень нравится детям работа с изучением свойств бумаги в качестве макетирования, моделирования и конструирования из нее различных предметов. Неоднородная плотность бумаги, позволяет ее сминать, скручивать, прорезать, сгибать, гофрировать и бесконечно интерпретировать, создавая любые предметы. Изготовить из бумаги можно многое - это цветы, бабочки, плоские и объемные панно, закладки, игрушки, веера, шляпы, макеты домов – все, что позволит ваша фантазия и что по силам детям.

Раздел «Графика» может варьироваться в различных формах и видах его исполнения. Я открыла секрет необычной аппликации из газетного материала. Располагая и вырезая под разным углом газетный шрифт, получаешь объем и фактуру в натюрморте, в пейзаже.

Эксперимент, а не шаблонность в работе обогащает и ваш опыт, и знания учеников.     Разработала несколько  методических  пособий: «Графическое декорирование в прикладной композиции», «Фонарные столбы», «Чум- дом и семья в нем», «Динамическая кукла» и с большим успехом внедряю задания из этих пособий на уроках.

Чаще выезжайте на конкурсы и вывозите детей по возможности для участия в них. Новые впечатления вызывают большую мотивацию в изучении вашего предмета.

Объясняйте детям, где применимы знания художника, чертежника в обычной жизни, в каких профессиях. Многих это увлекает, узнавая, что этих профессий не так уж и мало, дети активнее включаются в рабочий процесс на уроках. Рассказывайте своим воспитанникам, что многие хотели бы стать художником – фотографом, ландшафтным дизайнером, театральным оформителем, конструктором – модельером, архитектором, кондитером, художником по текстилю и много кем еще.

«Однажды во время встречи выпускников моя бывшая ученица рассказала свою жизненную трагедию, которая с ней произошла и как она вышла из сложной ситуации, благодаря умению красиво рисовать. Вышла замуж, родила ребенка, а муж оказался наркоманом. В доме наступили тяжелые времена, денег не было, покоя не было, потом и деревянный дом сгорел по вине мужа. В итоге осталась одна с маленьким ребенком на руках. Устроилась работать в кондитерский цех, где изготавливали торты. Имея хорошие художественные способности, стала украшать торты  на свой лад. Где полянку лесную со зверьками изобразит, где мультгероев, где сказочных героев. Заказов стала получать так много, что старые мастерицы стали ей завидовать, потому что те работали по шаблону, и спрос на их услуги уменьшился. У Оксаны появились свои клиенты, уважение, хороший заработок, жизнь приобрела другую окраску и значение. Сейчас она очень популярный кондитер в городе».

Чаще мы все равно используем классно-урочную систему в преподавании, но экспериментируйте и проводите другие формы  уроков: урок-экскурсия, урок- викторина, урок- конференция, урок-сказка, игровой урок в форме КВНа, уроки с применением компьютерных технологий.

Если вы не будете мудрее и изобретательнее детей, то эту нишу заполнят дети своими уловками, хитростями, непослушанием и срывами уроков.

Любите свой предмет, наполняйте уроки интересной информацией, чаще одобряйте детей, гордитесь их заслуженными достижениями, поощряйте дополнительный труд.

Экспериментируйте и применяйте  различные подходы в решении конфликтных ситуаций.

Не всегда негативное отношение ребенка к вашему предмету является дурной привычкой. В моей практике был такой случай. Один ученик, не желая выполнять работу в красках, написал карандашом на альбомном листе следующий текст «не хочу рисовать». Все буквы были прорисованы крупно и в объеме, правильно нанесены естественные тени. В конце урока он принес мне сдавать эту работу, изучая мою реакцию. Я не стала его ругать, а наоборот похвалила. Сказала следующее: «Дима, мне очень нравится такой стиль написания букв - это сложная работа. Жаль, что ты не работал по теме, но за качественную индивидуальную работу поставлю тебе четыре». Я так и сделала, а этот ученик от радости, что я ему не поставила двойку, смущенно объяснил, что он боится живописи, а вот в карандаше готов все что угодно изображать.  Потом он такие интересные рисунки выполнял простым карандашом – это и город с высоты птичьего полета, и виртуозные переплетения веток, трав в орнаментальных композициях, и модели автомобилей под определенным ракурсом с использованием линейной перспективы. Я постаралась его способности развивать в той технике, которая давала ему шанс  неординарно мыслить и моделировать. Этот мальчик работал теперь по общей теме, что и остальные ученики в классе, только я технику выполнения работы предлагала детям самую разнообразную, когда свободную, когда комбинированную, когда смешанную.

Одна отличница решила на уроках рисования не утруждать себя работой и начала требовать у меня пятерки за небрежные рисунки. Мои утверждения, что ее рисунки неаккуратные и имеют ряд ошибок, ни к чему хорошему не привели. Девочка стояла на своем, утверждая, что ее работы не хуже других пятерочных. Тогда я предложила ей следующее, что я поставлю за ее работу пять, только этот рисунок возьму на выставку, как самый лучший, ведь отличная работа должна быть примером и образцом для слабых учеников. Тема была новогодняя и как раз готовилась выставка рисунков. Она засмущалась и попросила работу не подписывать, понимая, что рисунок слабоват. «Так нельзя выставлять работу на выставку, не подписываются только работы неизвестных авторов, но это не тот случай» - ответила я ей. Работу я выставила в центре стенда,  среди аккуратных красочных рисунков. Эта ученица очень устыдилась такому повороту дела, все просила снять работу с выставки. В результате этого эксперимента капризная ученица больше никогда не требовала завышенных оценок, но и работала в дальнейшем с полной отдачей сил.

Никогда не обсуждайте поведение учителей в кругу учеников. Дети склонны к преувеличению и чаще так себя ограждают от неприятностей, чуть-чуть «приукрашая» ситуацию. Где гарантия, что сегодня они обсуждают вашего коллегу, а завтра с ним же они не будут «распинать» вас. Пресекайте такие разговоры, лучше поговорите с каждым ребенком с глазу на глаз, а еще лучше в присутствии учителя, который попал на «скамью штрафников». Дети обычно от таких разговоров уклоняются по разным причинам, тогда постарайтесь узнать от того учителя, что произошло на самом деле на его уроке в таком – то классе, не ссылаясь на обвинения учеников, чтобы не расстраивать учителя. Взгляд с одной стороны чаще не совпадает со взглядом с другой стороны. Скоропалительных выводов не делайте, заочно никого не осуждайте.  Дети часто бывают необъективными.

Никогда не следует идти на сговор с детьми, который они предлагают, например: «Давайте, сегодня мы не будем делать то-то и то-то, а  просто поговорим, побездельничаем… ». Они могут под любым видом сорвать ваш урок, придумывая различные уловки. Завтра же они вас предадут, и вся школа будет знать, что вы занимались всем чем угодно, только не преподаванием на уроке. Когда дети поймут, что вами можно манипулировать, то будут это делать часто, а то и постоянно.

Как –то дети на классном часу задали мне в обидной форме вопрос «А с какого финна ваша фотография находится на Доске Почета поселка?» Я даже растерялась вначале, а потом решила объяснить детям  за что, ведь действительно им неизвестно, чем это особенным я заслужила такой почет. Из уст других людей может до детских ушей дойти искаженная информация обо мне и о моей деятельности.

Долгое время изучала жизнь, культуру, традиции и быт коренных жителей Севера,  обобщила опыт в методическом пособии «Чум-дом и семья в нем», за которое получила первое место во всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» в 2007 году, который ежегодно проводит «Учительская газета». Пишу песни и стихи о северном крае, а некоторые из них вошли в юбилейное книжное издание «Ханымей: вчера, сегодня, завтра». Участвую в художественной самодеятельности поселка,  исполняя свои произведения: стихи и песни. Многие дети, которых я обучаю, участвуют в различных конкурсах и получают призовые места. Имеют дети и я Гранты Главы Пуровского района. Может,  за этот труд меня коллектив школы и рекомендовал на поселковую Доску Почета?» Уже с половины моего повествования ученики замахали руками и сказали: «А! Ну, да теперь нам понятно».

Поделившись с вами своим опытом, дорогие коллеги, я буду рада изучить ваш личный опыт и прислушаться к вашим советам.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей при аудировании в средней школе.

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой....

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

"Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка"

В этой статье доказывается необходимость сотрудничества учителя, ученика и родителей, как необходимого фактора при изучении английского языка. Также родители могут найти конкретные советы: как вместе ...

План работы Совета молодых педагогов МАОУ "СОШ №7" города Когалыма на 2016-2017 учебный год

План работы Совета молодых педагогов составлен на один учебный год и  содержит несколько направлений: работу с педагогическими кадрами, организационно-методическую и научно-методическую работу....

Творческий отчёт молодого специалиста учителя географии за первый год работы

Творческий отчёт  молодого специалиста учителя географии за первый год работы...

Школа молодого педагога «Создание имиджа конкурсанта – первый шаг на пути к успеху!»

Слово «имидж» прочно вошло в наш быт, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе.  Понятие «имидж» прочно вошло сегодня в наш язык, и думается, что своим прис...