программа по внеурочке
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Шумилова Юлия Николаевна

Программа по внеурочной деятельности по декоративноприкладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon floristicheskiy_dizayn.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 263

с углубленным изучением английского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Приложение к образовательной

 прогремме основного

общего образования

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

 «Флористический дизайн»

(общекультурного направления)

для учащихся 5-х,6-х,7-х,8-х классов

(срок реализации 2года)

3 часа в неделю всего 102ч

                                             

                                                                                     

 

 

                                                   Автор – составитель:

Учитель -Шумилова Юлия Николаевна

г. Санкт-Петербург

2018-2019 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Флористический дизайн», является приложением  к образовательной программе основного общего образования. Она построена на основе примерной программы  внеурочной деятельности в соответствии с требованиями.  

Направленность данной программы художественно – эстетическая. Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми, цветы приучают нас видеть прекрасное в обыденном – в этом состоит актуальность программы.

  Программа «Флористический дизайн» рассчитана на школьников любящих природу и увлекающихся сбором трав, цветов, листьев и созданием из них различных композиций. Этими композициями можно украсить интерьер домашней комнаты, класса, в котором они учатся, умения  полученные детьми пригодятся в дальнейшей жизни. Посещая данное объединение дети столкнуться с трудом, который требует настойчивости, готовности постоянно расширять свой кругозор, своё умение. Программа является индивидуальной, стимулирующей творческую активность, формирующий интерес к традициям.

   При составлении и реализации данной программы были использованы следующие принципы:

  • Принцип гуманизации:

- использование индивидуального подхода к каждому ребенку, в гармонии с группой в целом;

- варьирование темпов прохождения данной программы, в зависимости от уровня развития ребенка и группы в целом;

- использование различных вариантов прохождения данной программы по темам.

  • Принцип разноуровневости:

- развитие индивидуальности ребенка;

- ребенку дается право на выбор;

- в зависимости от индивидуальности ребёнка программа даётся на разном уровне сложности.

  Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни- один из основных путей активизации образного мышления.

   Сегодня флористика снова в моде, она популярна, обогащаясь новыми приёмами техники исполнения, прочно занимает своё место в ряду с другими видами декоративно-прикладного искусства. И чтобы этот пласт творчества удержать на плаву, пропустить через  душу, «заболеть» им, приобрести необходимые навыки, детям предстоит много и заинтересованно трудиться.

    В процессе реализации данной программы решается следующая цель и задачи:

ЦЕЛЬ – содействовать получению умений и навыков флористики и способности воплощать в жизнь свои задумки.

 ЗАДАЧИ:

Обучающие: - обучение детей составлять композиции, пробуждать фантазию;

Воспитывающие: - воспитание личных качеств учащихся: самодисциплины, умения сосредоточиться на одном деле, терпению, заинтересованности, аккуратности;

Развивающие; - выявление и развитие художественных способностей у воспитанников;

- развитие интереса к творческой деятельности.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки: по окончании изучения данной программы дети должны научиться правилам заготовки и хранения рабочего материала; узнать виды растительности применимой в флористическом дизайне; научиться составлять композиции, правильно и эстетически их оформлять.

   Занятия расширяют кругозор, работа с растениями учит понимать природу, развивает фантазию, умение увидеть прекрасное в обыденном.

Главным критерием оценки детей будут участие в выставках, конкурсах, ярмарках, изготовление подарков, умение воплощать свои творческие идеи в жизнь.

Данная программа предназначена для детей 11 – 14 лет.

  В объединении занимаются только дети, желающие приобщиться к данному творчеству.

   Обучение ведется в виде групповых и индивидуальных занятий, с учетом способностей и возможностей детей. Занятия проводятся в виде бесед, рассказов, походы в природу (экскурсии), практические занятия (составление композиций).

Срок реализации программы: Программа реализуется 2 года . Проводится в 5-6 классе  в объеме 34 часов в год (1 час в неделю), и  7-8 классе  в объеме 68 часов в год (2 час в неделю).  Всего 102 часов.

Формы занятий – практическая деятельность, дискуссия, обсуждение.

 Режим занятий- вторая половина дня.

Краткое содержание программы:

Правила заготовки и хранения растений.

 Составление композиций.

 Подарок своими руками.

 Домашние горшковые растения.

 Сухоцветы.

 Подготовка композиций к выставке.

Содержание изучаемого курса 1го года обучения

Введение (2 ч)

Теоретические  занятия (2 ч)

   Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, выбор старосты и ответственного за хранение материалов и инструментов.

   Знакомство с планом работы.

Правила заготовки и хранения растений.

 Составление композиций (8  ч).

Теоретические занятия (4 ч). Практические занятия (4 ч).

Знакомство с инструментами и материалами используемыми при изготовлении композиций.

   Виды сухоцветов и живых цветов    Хранение растений (полиэтиленовые плоские пакеты, папки), использование маркировки.

   Последовательность составления композиции. Знакомство со стилями флористики .

Комнатные растения. Составление композиции (8 ч)

Теоретические занятия (4 ч). Практические занятия (5 ч).

«Растения в доме» - подбор растений  для композиции.

   Составление композиций, букетов.   Изготовление вазочек для букетов.

Искусственные цветы. Подарок своими руками (14 ч).

Теоретические занятия (4 ч). Практические занятия (10 ч).

Круглая и квадратная композиция.

   Букет. Натюрморт.

   Вазы, горшки, корзинки.

Составление композиций, выполненных по законам флористики.

Подготовка композиций к выставке (2 ч)

Практические занятия (2 ч)

   Отбор и сортировка  композиций. Участие в массовых мероприятиях (в течении учебного года).

По результатам работы детей желательно раз в квартал или в полугодие делать выставки. Завершающей будет годовая выставка работ.

По окончанию первого года обучения необходимо знать:


1. Историю аранжировки, основы дизайна и композиции, цветочную и цветовую символику.

2. Различные технологические приемы, принципы и правила флористического дизайна.

3. Ассортимент используемых растений и природных материалов.

4. Название, назначение и правила пользования инструментами и материалами.

5. Правила безопасного труда и поведения при сборе материала.


По окончанию первого года обучения необходимо уметь:


1. Ориентироваться в заданиях по образцу, выполнять эскизную работу в рамках изучаемых тем.

2. Соблюдать композиционные и технологические правила при создании работ.

  1. Работать в различных флористических стилях, применять изученные техники постановки материала.

4.  Обращаться с аранжировочными инструментами, соблюдать правила техники безопасности и принципы работы с природным материалом.

5. Участвовать в конкурсах и выставках флористического и декоративно-прикладного направления.

Учебно-тематический план на 1й год обучения


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Правила заготовки и хранения растений. Составление композиций

8

4

4

3

Комнатные растения. Составление композиций.

8

3

5

4

Искусственные цветы. Подарок своими руками

14

4

10

5

Подготовка композиций к выставке.

Практические занятия.

2

-

2

Итого

34

13

21

               

Содержание изучаемого курса 2 го года обучения

Введение (2 ч)

Теоретические  занятия (2 ч)

   Повторение правил поведения, техники безопасности, выбор старосты и ответственного за хранение материалов и инструментов.

   Знакомство с планом работы. Подготовка инструментов и материалов.

Правила заготовки и хранения растений.

 Составление композиций (16  ч).

Теоретические занятия (8ч). Практические занятия (8 ч).

Повторение и знакомство инструментами и материалами используемые для сбора растений и при изготовлении композиций.

   Виды растений , особенности хранения.

   Хранение растений (полиэтиленовые плоские пакеты, папки), использование маркировки.

   Последовательность составления композиции. Знакомство со стилями флористики .

Сухоцветы. Комнатные растения (12 ч)

Теоретические занятия (6ч). Практические занятия (6 ч).

«Травы нашего дома» - подбор растений, заготовка сухоцветов.

   Составление композиций, букетов.

   Изготовление корзин для букетов.

Искусственные цветы. Подарок своими руками (20 ч).

Теоретические занятия (8 ч). Практические занятия (12 ч).

  Преображение обычных вещей (обруч, веер, альбомы и фотографии, свечи, декоративные подставки, кашпо и др).

 

   Вазы, горшки, корзинки.

Составление композиций, по законам  флористики.

Живые цветы и растения. Составление композиции.(16 Ч)

Теоретические занятия (4 ч). Практические занятия (12 ч)

   Беседа оживых цветах и их хранении. Подбор цветовой гаммы.

    Работа по составлению композиций из живых растений.

Подготовка композиций к выставке (2 ч)

Практические занятия (2 ч)

   Отбор и сортировка композиций. Участие в массовых мероприятиях (в течении учебного года).

По результатам работы детей желательно раз в квартал или в полугодие делать выставки. Завершающей будет годовая выставка работ.

По окончанию второго года обучения учащиеся должны знать:


1. Флористические стили ,принципы и технологии различных направлений флористического дизайна, законы дизайна и композиции.

2. Правила и технологии создания сложных композиций деокративно-флористического характера.

3. Историю аранжировки цветов, этнографические особенности ряда флористических направлений.

4. Ассортимент растений, приемы обработки природных материалов.


По окончанию второго года обучения учащиеся должны уметь:


1. Создавать сложные виды аранжировки из природных материалов и искусственных аналогов.

2. Работать в рамках изучаемых тем по собственным эскизам, формировать авторский стиль.

3. Совмещать в творчестве приемы различных флористических стилей и технологии других видов декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

4. Совершенствовать свое флористическое мастерство, повышать профессиональный уровень, развивать творческие способности.

5. Участвовать в конкурсах и выставках флористического и декоративно-прикладного направлений.

Учебно-тематический план на 2й год обучения


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Правила заготовки и хранения растений. Составление композиций

16

8

8

3

Сухоцветы. Комнатные растения.

12

6

6

4

Искусственные цветы. Подарок своими руками

20

8

12

5

Живые цветы и растения. Составление композиции.

16

4

12

6

Подготовка композиций к выставке.

Практические занятия.

2

-

2

Итого

68

28

40

Литература

для педагога

  1. Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика : картины из цветов и листьев / Л.Б. Белецкая. – М. : Эксмо, 2006. – 64 с.

2. Готье М. «Искусство букета». – М.: «Панорама» ,2001.-144с.

3. Задворецкая Т. «Аранжировка цветов». - М.: «Новости», 1999.-378с.

4. Клевская Т. М. « Цветочная аранжировка». -М.: «Союз», 1991.-246с.

5. Лерш Г. «Основы композиции во флористике».- М.: Издательский дом «Ниола –21-й век»,

2004.—364с.

6. Мирека Р. «Искусство икебаны». – София; 1992.-238с.

7. Новые европейские тренды. М.: Издательский дом «Ниола –21-й век», 2008-с.98-125.

8. Осипова Н.В. «Искусство флориста-дизайнера». М.: «Олита»,1997.--468 .

9. Утенко И.С. «Цветы в букетах и композициях». –СПб.: «Литература», 1999г

10. Флористика от А до Я.- М.: Библиотека журнала «Цветы»-- 678с.

11. Фомина. Ю. «Икебана».- М.: Издательский дом «Ниола –21-й век», 2004.-136с.

12. Др-р. Хесайон О.А. «Все об аранжировке цветов.» – М.: «Кладезь», 2004.-128с.

13. Чернявская.С. «Курс лекций по основам флористики».—М.: «Аделаида», 2010.-846с.

14. «Наш сад». Журнал – М.;1998-2007г.

15. «Цветы». Журнал – М; 2002-2011г.

16. «Ландшафтный дизайн». Журнал –М; 2002-2011г.

 17. Ганжало Т. Как ставить натюрморт//Юный художник, 1990, №4

«Гербарий» (составление композиций и орнамента).-АСТ.Артель,М.,2001

18.. Журнал «Рекомендации руководителю кружка»

19.  Мамонова З.Л. Засушивание растений и сохранением их цвета и формы.-М.,1959

20.  Мищенко И.Т.Аппликации из листьев и соломы. – К., Рядянська школа, 1981

21. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество.-Пермь.1990

22. Подшивка журналов «Цветоводство»

23. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Москва «Просвещение» - 1981г

  1. Маркова, Е.А. Флористика : картины из лепестков и листьев / Е.А. Маркова // Школа и производство. – 2006. – №5. – С. 48-56; №6. – С. 46-54.

Для учащихся:

  1. Мамонова З.Л. Засушивание растений и сохранением их цвета и формы.-М.,1959.
  2. Подшивка журналов «Цветоводство»

Методическое обеспечение программы.

Для реализации данной программы необходима следующая материально- техническая и дидактико-методическая база:

Инструменты и материалы

  • Газетная бумага и книги;
  • Гигроскопическая вата, песок;
  • Нож для срезки растений;
  • Пенопласт.
  • Острый нож;
  • Пинцет;
  • Ножницы (большие и маникюрные);
  • Резак – косой нож, похожий на сапожный;
  • Карандаш средней мягкости;
  • Материал для основы: плотный картон, тонкий картон, ДВП, пластилин, проволока, игольчатый держатель;
  • Искусственные цветы
  • Живые цветы
  • Корзины
  • Фольгаи другая упаковочная бумага,ленты.
  • Кабинет, столы и стулья.

Дидактико-методическое обеспечение:

  • Методический материал:  плакаты, рисунки, образцы изделий, шаблоны.
  • Тематическая литература;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочке

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...

рабочая программа по внеурочке 5 класс

рабочая программа по внеурочке 5 класс...

программа по внеурочке

Программа по пнеурочной деятельности по технологии...

программа по внеурочке

Программа экодекор...

"Копилка доброты" (рабочая программа по внеурочке).

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы

Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы...

Рабочая программа по внеурочке Краеведение

Рабочая программа по внеурочке Краеведение...