Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Интегрированный (бинарный) урок по ОДНКНР и Изобразительному искусству в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры", включающий мастер-класс по созданию магнитов из природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_v_5_klasse_po_predmetam.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока в 5 классе по предметам

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Изобразительное искусство»

Тема: «Роль религии в развитии культуры»

Форма проведения: урок-мастер класс

Время: 45 минут

Цель: развитие творческих способностей обучаемых; отработка умений и навыков работы с теоретическими понятиями, событиями; расширение кругозора.

Познавательные задачи: формирование толерантного подхода к событиям; умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним.

Развивающие задачи: развитие творческого мышления; развитие самостоятельности.

Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории; формирование индивидуальной культуры.

Формы орг. деятельности: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока: презентация, краски, кисти, заготовки для мастер-класса (учитель ИЗО)

Ход урока.

  1. Организационный момент, приветствие.

Учитель ОДНКНР: Сегодня у нас не обычный урок, мы будем работать в двух направлениях, поэтому мне понадобится помощь Сурайё Абдусаматовны. Итак, начнём.

  1. 1 слайд. Стихотворение (читает учитель ОДНКНР)

Люди на свет рождаются разными

Непохожими и своеобразными.

Чтобы других ты мог понимать,

Нужно любовь в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своём сердце хранить!

Какая библейская заповедь соответствует содержанию этого стихотворения?

Ответы детей (Д): «Возлюби ближнего как себя самого»

Учитель (У): Сегодня мы продолжаем обсуждать тему религии и говорим о роли религии в развитии культуры.

Тема урока слайд 2. 

Слайд 3. Перейдем к проверке домашнего задания. Вы вспомнили в каких прочитанных вами книгах, просмотренных театральных постановках, кинофильмах идёт речь о милосердии, справедливости, терпимости, честности, зависти, предательстве? Кто готов поделиться?

Ответы детей 10 минут. Желающие выступить высказываются с места. Обсуждаем.

У: Вы хорошо поработали. Скажите, а религия оказывает влияние на наличие этих качеств у человека? С помощью чего? Быть может вы с семьей выбираетесь по выходным в театр и это является для вас небольшой традицией? Что такое традиции?

Ответы детей: Традиции – это правила поведения, передаваемые из поколения в поколение. Есть праздничные традиции.

У: О каких религиозных праздниках вы знаете? Слайд 4.

Д: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха, День Святой Троицы

У: Не все эти праздники относятся к православной традиции. ??? Есть среди них исконно русский, языческий праздник – Масленица.

Познакомимся с мировыми религиями. Вы их знаете. Это христианство, буддизм и ислам. Сегодня мы познакомимся еще с иудаизмом.

  • Что вы знаете о внутреннем убранстве православного и буддийского храмов, мечети, синагоги? Кому известны такие здания?
  • На улицах Петербурга можно встретить все эти архитектурные сооружения: православный – Никольский морской собор, буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй, Санкт-Петербургская соборная мечеть и Большая Хоральная Синагога Петербурга. Познакомимся с внутренним убранством сооружения каждой культуры. Далее – слайд 7.
  • Когда Русь еще не была православной, князь Владимир отправил гонцов в разные направления, чтобы выбрать религию, которая придет на смену языческой культуре. И когда они вернулись из Византии, принесли такие вести: "Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они  Богу своему, и не знали  - на небе или на земле мы...", - рассказывали послы князя Владимира. Такое пышное богослужение очень понравилось князю и было решено принять православие.
  • Слайд 9. Дацан. Чья статуя находится в центре?

Д: Статуя Будды!

У: Из чего она?

Д: Из золота.

У: Перейдем к знакомству с внешним убранством мусульманской мечети. Примером послужит Санкт-Петербургская соборная мечеть. Обратите внимание – майолика.

Слайд 11. А Большая Хоральная Синагога Петербурга является центром духовной жизни евреев Петербурга.

12.Что венчает купола православного храма и мечети?

Ответы детей: крест, золото – церковь, мечеть  - полумесяц.

У: Каковы архитектурные особенности буддийского храма?

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Ворота бывают внешние и внутренние, их защищают изображения или статуи животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан

  • Что является символом иудаизма?

Один из внешних символов – шестиконечная Звезда Давида.

А более древний символ – семисвечник Менора.

С этими культурами мы будем знакомиться ближе.

На протяжении многих веков традиционные религии России – православие, ислам, иудаизм и буддизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей, среди которых можно назвать любовь к ближним, терпимость, милосердие, справедливость. Эти религии всегда были заслоном от зла и противодействием ненависти.

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Она вдохновляла художников, архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.

Александр Андреевич Иванов - русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, автор полотна «Явление Христа народу». Слайд 18.

Если вы посещали Третьяковскую галерею в Москве, то вы сней наверняка знакомы.

Слайд 19. Можно сделать вывод, что религия всегда питала духовную культуру нашей страны.

А теперь Сурайё Абдусаматовна поможет нам обогатить нашу духовную культуру. Передаю слово.

Учитель ИЗО: Разомнём пальчики перед работой с кисточками. Перед вами раздаточный материал. Это древесина. Сегодня мы поработаем с природным материалом, и вы примените свои знания о храмовых сооружениях на практике. В конце урока у вас получится приятный подарок родителям. Выберите, что вы хотите изобразить православный или буддийский храм, мечеть или синагогу. Посмотрите примеры. Слайд 21.

Ребята работают, учителя помогают.

Рефлексия: Дети прикрепляют получившиеся работы на доску и рассказывают, почему выбрали это изображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».

Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....

План-конспект урока-семинара в 9 классе по теме-Религия.

На уроке-семинаре проверяется как усвоены основные понятия, какие существуют виды и формы религии, как у учащихся развито умение аргументировать....

Конспект урока физики в 10 классе "Роль тепловых двигателей в развитии теплоэнергетики и транспорта. Тепловые двигатели и охрана природы"

В конспекте освещаются ряд научно-технических достижений и проблем связанных с развитием тепловых двигателей, в целях формирования у учащихся умения систематизировать знания, устанавливать связь науч...

Мое село – маленькая часть большой России Конспект урока по ОДНКНР 5 класс

Занятие адресованно для учащихся 5-х классов. Данный материал можно использовать как на уроках ОДНКНР так и на занятиях по краеведению. Учащиеся познакомятся с историей своего села и Параскево-Вознесе...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Религия древних греков"

Данный урок разработан  в соответвствии с ФГОС...

План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Полоса препятствий", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Полоса препятствий", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях...

План-конспект урока для учащихся 2а класса на тему "Подвижные игры", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

План-конспект урока для учащихся 2а класса на тему "Подвижные игры", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях...