статью "Методические аспекты работы с художественно одаренными детьми"
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Нестеренко Надежда Федоровна

Статья "Методические аспекты работы с художественно одаренными детьми. Из личного опыта" раскрывает систему работы с талантливыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методические аспекты работы с художественно одаренными детьми

Из личного опыта

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Кадр № 1 Титульный

В  физико- математическом лицее № 344 Невского района  учатся дети, которые не только умеют решать  сложные задачи по физике и математике,но и дополнительно занимаются музыкой, танцами, изобразительным искусством и др. Многие посещают кружки, изостудии, учатся в художественных школах и в школах искусств.

Кадр № 2 ( слова Пикассо)

 В лицее не изучается предмет МХК, а учащиеся показывают  хорошие результаты  в школьном ,  районном турах и даже в городском туре. Многие вопросы на олимпиаде связаны не только с изобразительным  искусством, но и с музыкой и искусством кино. Но наиболее заметны их успехи в рисовании и в декоративном творчестве.  Поэтому, главная задача учителя изобразительного искусства на уроках и на внеурочных занятиях, в  кружках (ОДОД), при работе в пионерском лагере, выявить творческих и художественно одаренных ребят. Какие же это дети? Многие  ученые считают, что это дети с хорошим развитием правого полушария мозга,  с ярко выраженными  творческими способностями, любящие рисовать, мастерить, с творческим мышлением.

Кадр № 3 ( одаренные дети)

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере деятельности, которая им интересна.

Одарённые дети:

1. Как правило, очень активны и всегда чем – либо заняты. Занимают себя  

    делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку.

2. Настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все  

    более подробно и требуют дополнительную и информацию.

3. Благодаря многочисленным умениям они способны лучше других  

    заниматься самостоятельной деятельностью.

4. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность  

    и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.

5. Умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно  

    найти новые источники информации.

6. Некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много  

    времени.

Для подготовки учащихся к олимпиаде по изобразительному искусству, учителю приходится выступать и  как наставнику-консультанту,  как эксперту и художнику.

Кадр № 4 ( учитель)

Учитель тоже должен соответствовать некоторым требованиям:

- увлеченность своим делом;

- желание работать нестандартно;

- знание психологии одаренных детей;

- мотивационная готовность к работе с такими детьми;

- создавать благоприятную атмосферу

- не сдерживать инициативу ребенка;

- доброжелательно относиться к детям.

  Как бы ребенок не был одарен, его надо учить. Приучать к усидчивости, приучать трудиться, самостоятельно принимать решения.

Кадр № 5 ( система работы с одаренными детьми )

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочное время ( олимпиады, конкурсы, выставки).

Определив таких ребят, отслеживаю и направляю их дальнейшее развитие. Первым помощником является интерес к предмету.

При работе с одаренными детьми необходимо комбинировать индивидуальный подход с коллективной работой.

Кадр № 6  ( работа на уроках в УСЛОВИЯХ  ФГОС )

На уроках надо использовать задания с повышенным уровнем сложности, прием поиска.  Для этого, а так же с целью развития природных задатков на уроках использую творческие задания, занимательные игры, развивающие упражнения.

  К таким упражнениям относятся: рисование разнообразными живописными и графическими материалами, монотипия, коллаж, рисование по мокрой бумаге, мятая бумага. Причем разнообразие техник применяется на одном уроке: ребята разбиваются на группы и ведут работу определенными материалами, которые они посчитают приемлемыми для воплощения творческого замысла . Такие методы изображения развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Кадр № 7 ( образцы работ )

К таким условия я отношу прием «Мокрая картина»,  «Волшебная клякса», «Восковые карандаши + акварель», «Акварель + ватные палочки»…

 Кадр № 8 ( мотивация к познанию  )

 Для мотивации к познанию изобразительной грамоты этих детей необходимо им создать определенный статус и систему поощрений. В нашем лицее – это тематические выставки, творческие мастерские, фестивали детского творчества.  участие в олимпиадах различных уровней, демонстрация работ на экране ТВ, привлечение ребят к оформлению стендов и актового зала к праздникам и мероприятиям.

  Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.

В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора, самостоятельность: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.

 Кадр №9 ( внеурочные формы в условиях ФГОС)

Во внеурочное время формами работы с художественно одаренными детьми являются:

- Творческие мастерские.

-Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

-Организация учебно-исследовательской деятельности.

- Участие в интеллектуальных конкурсах, фестивалях, выставках  

различного уровня.

-Организация летних пленэров.

- Сотрудничество с другими школами.

Кадр № 10 ( учитель рисует)

В  образовательной модели учитель обязательно сам рисует вместе с детьми, имеет свое творческое задание. Сначала он рисует в качестве демонстрации образца анализа простых действий с обязательным комментарием ключевых элементов собственной стратегии. А затем делает это по ходу творческой деятельности школьников, создавая и поддерживая, таким образом, отношения сотрудничества, постоянно демонстрируя равноправие позиций, реализуя роль «наставника», «мастера», «партнера», «координатора», избегая любых проявлений диктата со своей стороны.

Занятия полезно строить в интеграции с литературой, музыкой, театром. Например, при обсуждении  замысла творческой работы, построении образа и выбора художественных средств полезно использовать аналогию с  минорной и мажорной музыкой, эмоциональной окрашенностью небольших музыкальных произведений.

Кадр № 11 ( фантазия и творчество)

Фантазия и творческое начало у ребят конечно есть, они и композицию знают и в живописи, и в  графике разбираются, но социальные сети порой очень мешают выразить свою индивидуальность, подойти серьезно и по-своему  к раскрытию темы. Есть, конечно ,дети, которые дополнительно нигде не занимаются искусством, а показывают очень высокие результаты на олимпиаде! Такие примеры есть.

Кадр № 12 (в лицее созданы комфортные условия для творчества)

Чтобы талантливый ребенок не стремился «быть как все», на мой взгляд, в лицее для таких ребят созданы комфортные условия, где ребенок может раскрыть свой талант.

Что касается олимпиады по черчению, мы ежегодно  принимали участие , во всех турах, то теперь этот предмет изучается модулем в Технологии, в графической программе КОПАС 3ДLT.

Кадр № 13 ( исследовательская и проектная деятельность )

Занятия детей в исследовательской и  проектной деятельности, в наше время являются очень  актуальными. Дети уже с первого класса, в начальной школе, вместе с родителями, выполняют и защищают различные проекты. Дети учатся выполнять презентации, ориентироваться в мире искусства, формируют свое мнение, делают определенные выводы.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено,что  творческие люди обладают большой жизненной энергией. И на педагоге ответственность – развить в ребёнке творческое начало,  для того чтобы сформировалась личность.Главное, в художественном  развитии ребенка, помочь ему сделать первые шаги по ступенькам творчества, главное не опоздать, не упустить момент рождения гения.

 Кадр № 14 (вывод(

  Итак: работа по выявлению и развитию художественно одаренных детей является не только работой одного педагога, а является совместной работой всех участников образовательных отношений  ( самих детей, их родителей, педагогов).

Кадр № 15 ( заключительный)

Нестеренко Надежда Фёдоровна. Учитель ГБОУ №344 Невского района Санкт- Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....

Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе

Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...

Презентация "Некоторые аспекты в работе педагога с одаренными детьми"

Данная презентация - анализ работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми за 2012 - 2013 учебный год...

Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Проблема выявления и  развития одаренности детей в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с...