Разработка урока "Линейно конструктивно построение предметов сложной формы"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Разработка урока "Линейно конструктивно построение предметов сложной формы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proektsotnikovaiv.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки

141400 г. Химки Московской области,

микрорайон Левобережный, ул. Совхозная, д.16, стр. 5

Предметная неделя учителей изобразительного искусства и технологии

Сотникова Ирина Владимировна

Вид методической разработки (урок) на тему:

«Линейно конструктивное построение предметов сложной формы »

5 класс

                                                       г.о. Химки

2019

Тема урока: «Линейно-конструктивное построение предметов сложной формы »

Цель: Знакомство с основами линейно-конструктивного построения предмета, анализ формы и выполнение конструктивного рисунка предмета  сложной формы.

Задачи: 
а) обучающая (знакомство с правилами линейно-конструктивного построение предметов сложной формы)                                                                                      
б) развивающая (практические навыки выполнения линейно-конструктивного рисунка предмета с соблюдением правил конструктивного рисунка);
в) воспитательная (воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения объективно оценивать собственную работу).
Вид урока: практический

Тип урока: комбинированный

Форма организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Результаты освоения:

Предметные:

-познакомятся с творческими задачами рисунка;

-закрепление значение и терминов графика;

-способов графической работы;

- практическими умениями и навыками в восприятии, и анализе предметов сложной формы.

Личностные:

- у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы и целенаправленной познавательной деятельности;

-научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Метапредметные: 

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Познавательные: научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы;

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Регулятивные: обучающийся научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи, адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, выполнять учебное задание в соответствии с целью, работать по плану.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе;

- рассматривать слайды, делать самостоятельные выводы, выбирать наиболее эффективные способы и приёмы работы.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, уметь работать в определенной последовательности;

- уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

Коммуникативные:

- уметь формулировать  свое мнение и  уметь выслушивать мнения своих товарищей, признавать существование различных точек зрения;

- уметь оценить процесс и результат своей работы с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 Личностные:

-  проявлять интерес и эстетические потребности к изучению темы;

- анализировать выполненные работы.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок предмета);
  • эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).

Применение здоровье-сберегающих технологий:

  • в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей;
  • нормирование времени при работе.

Материально-техническое обеспечение урока:

для учеников: формат листа А4, простой карандаши маркировки В, HB, ластик.

Для урока: предметы сложной формы, наглядные методические пособия.

Для учителя: презентация Microsoft Office Power Point «Графика»;

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран для просмотра презентации;
  • таблицы  приемов  работы и последовательности выполнения;

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа.
  3. Объяснение темы урока
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическая работа.
  6. Актуализация знаний. Рефлексия
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

             

                                          Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Мотивация.

II.Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, рисунок является основой основ изобразительного искусства живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки.

Давайте вспомним, что такое графика?

Учащиеся: Графика - искусство рисования от греческого «графо»- пишу, черчу, рисую. Графика - вид изобразительного искусства, который включает в себя рисунок и  художественные печатные произведения.

Учитель: А какой графический материал Вы знаете?

Учащиеся: Простой карандаш, мелки, уголь, соус и др.

Учитель: Сколькими способами может рисовать графический материал?

Учащиеся: Тремя, первый способ штрих, линия, второй пятно, третий точка.

II. Объяснение темы урока.

Учитель: Сегодня вы будите делать линейно-конструктивный рисунок предметов сложной формы.

 Через рисунок геометрических тел мы учимся видеть окружающий  мир и понимать, что все предметы этого мира состоят из набора  простых геометрических тел.

Учитель: Ребята, давайте подумаем и вспомним, какие плоские геометрические фигуры и геометрические тела, вы знаете, и назовём их.

Учащиеся: Круг, квадрат, прямоугольник, ромб и др.

Учитель: А чем отличается геометрические тела от фигур?

Учащиеся: Геометрические тела объёмные, а фигуры плоские.

 Учитель: Давайте назовём, это пять основных форм: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик, баранка). Для правильного построения предметов и передачи их трёхмерности на плоскости листа мы используем конструктивный рисунок. 

Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Таким образом мы создаем «каркас» того объекта, который собираемся нарисовать. А для того, чтобы создать такой «каркас», нам необходимо проанализировать изображаемый предмет из каких геометрических тел он состоит, а на стыках геометрических тел рисуем овалы (учитель для примера разбирает построение одного предмета на доске)

Например: кувшин.

Учитель: Ребята можно ли форму сложного предмета привести  к простой схеме?

Учащиеся: Да

Учитель: Ребята, предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы несколько геометрических фигур. За внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур и плоскостей, усложняя её до полного реалистического изображения.

Учитель: Показывает кувшин, ребята, давайте посмотрим на этот кувшин и назовём геометрические тела из, которых этот кувшин состоит?

     Учащиеся: Шар, и два цилиндра, усеченные конусы.

Учитель: Правильно.  А теперь подробней рассмотрим, где находятся овалы.

     Учащиеся: Верхний, нижний овал и на пересечении геометрических тел.

Учитель: Молодцы! Правильно.

IV. Постановка художественной задачи. 

Учитель: Задание на урок, Вам необходимо придумать два предмета сложной формы, за компоновать их в листе, представить и изобразить плоскую схему предмета и этот же предмет сделать в объёме, добавляя на стыки фигур овалы, показывая видимую и невидимую часть овала и превращая его в объёмный.

Работаем по плану, который видите на доске.

План работы:

  • Конструктивный анализ формы предметов.
  • Компоновка предметов в листе (в листе две схемы и два предмета).
  • Построение предметов (схема).
  • Построение предметов линейно-конструктивный рисунок.
  • Построение овалов (показ видимой части сплошной линией, не видимой части пунктирной)
  • Творческий подход (сложность и необычность предмета и т. п.).

      V.Самостоятельная творческая практическая деятельность.

Учащиеся выполняют практическое задание. В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание на композицию, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

Учитель подводит итог: просмотр работ, в ходе, которой указываются ошибки. Лучшие работы выставляются на выставках.

VI. Актуализация знаний. Рефлексия.

Ребята,  наш  урок подходит к концу.

Давайте вспомним, что интересного и нового сегодня вы узнали на уроке?

Что называется графикой?

Что такое линейно-конструктивный рисунок?

С чего мы его начинаем?

Учитель. Сегодня на уроке вы научились анализировать форму предметов и делать линейно-конструктивное построение предметов. Теперь посмотрим, что у вас получилось, покажите свои работы.

Учитель. Какие интересные работы получились!

У кого и что получилось наиболее удачно?

Удалось вам выполнить работу, как задумывали?

Вы справились с работой или есть недочёты?

В чем испытали затруднения?

Вы помогали друг другу?

Как бы вы оценили свою работу?

Как вы оцениваете творчество одноклассников?

Что вас удивило?

Вам было интересно?

Чему вы научились?

VII. Подведение итогов урока.

Учитель:

Ребята, рисунок, как учебный предмет, требует много усилий и целенаправленного труда, особенно в первоначальном периоде. Рисование с предметов с линейно – конструктивном, построением ставит своей задачей правильно наблюдать и познавать  окружающую нас природу.

Работы получились разные, и очень интересные! 

Вопрос?    Вам понравился урок?

Список используемой литературы:

  1. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.
  2. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е издание. М., 1952.
  3. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
  4.  Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М., 1995.
  5. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого занятия "Построение таблиц истинности сложных лог.выражений"

Для студентов 1 курса СПО в рамках дисциплины Информатика, учащихся 10-11 классов...

Изображение объёмного предмета на плоскости листа (конструкция предмета сложной формы)

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы - несколько геометрических фигур.Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в ви...