технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе "Пейзаж-настроение"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Челнокова Ирина Михайловна

материал разработан в соответствии с программой для 6 класса. ученики уже знакомы с жанром пейзаж и учатся выполнять его в нетрадиционной технике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gotovyy.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

По изобразительному искусству   Класс:6 «В»

Учитель: Челнокова И.М.

Общая характеристика занятия

Тема:

«Пейзаж-настроение.»

Цель

знакомство с технологией создания пейзажа, используя прием правополушарного рисования и нетрадиционной техники живописи, развитие эмоциональной сферы, умения чувсвтвовать переживания художника, переданные в пейзаже-настроении.

Задачи

Образовательные:   - формировать представление о пейзаже как изобразительном жанре, обучать передавать через цвет состояние природы, настроение художника.

 Развивающие – развивать способность самостоятельно находить небанальные решения при выполнении рисунка.

 Воспитательные – способствовать развитию творческого воображения, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе

Планируемый результат

УУД

Предметные УУД:

  - развитие эстетического эмоционально-ценностного видения мира,

  - совершенствование технических навыков рисования пейзажа,

  - приобретение опыта работы небанальным способом, используя нетрадиционные техники и материалы,

  - развитие индивидуальных творческих способностей  обучающихся,

   - формирование  устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные УУД:

      Познавательные:

      - выдвижение  версии о разных состояниях настроения человека и природы.

      Регулятивные:

      - определение  проблемы в учебной деятельности,

      - планирование  деятельности, изложение  своего мнения в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировка своего мнения (в соответствии с мнением своих товарищей).

     Коммуникативные:

      - самостоятельное сравнение  состояния природы, изображенного на репродукции и умение соотносить с настроением человека, его ощущениями,

      -  формирование навыков представления результата своей деятельности другим участникам образовательного процесса

Личностные УУД:

     - осознание  своих интересов (умение добиваться поставленной цели);

     - умение гибко реагировать на изменение эмоционального состояния, используя соответствующую цветовую гамму.

Ресурсы

Компьютер, экран, презентация по теме, доска,  конверт с заданиями, гуашь, бумага, кисти

Форма занятия

Тип урока: урок-практикум

Структура занятия (этапы)

1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.1. Обеспечение понимания детьми содержания занятия

1.2. Обеспечение самоопределения детей в занятии (что будет результатом, что будем делать для его достижения)

1.3.Создание ситуации, вызывающей у детей желание сотрудничать, участвовать в образовательном процессе

   Подготовка учащихся к изучению нового материала.

 Учитель предлагает к рассмотрению видео, на котором движется фигурка человека (тест В.Пугача, на определение доминирующего полушария головного мозга).  Ученикам предстоит определить,  в какую сторону движется данная фигурка: по часовой стрелке, либо против нее.

- Все выдвинутые вами версии верны. Для каждого из нас, в зависимости от того, какое полушарие головного мозга в данный момент доминирует, фигурка будет вращаться в определенном направлении. Если у вас фигурка движется по часовой стрелке, то в данный момент доминирует левое полушарие, отвечающее за логику, если против часовой стрелки, то доминирует правое полушарие, отвечающее за творческие способности. Сегодня на уроке  мы с вами будем активизировать правое полушарие.

 Следующее упражнение, направлено на активацию творческих способностей. Соединяем мизинец и большой палец, начинаем перебирать. Ускоряем работу.  Молодцы! Упражнений на активизацию работы правого полушария достаточно много, если вам понравились эти упражнения, я вас советую  их самостоятельно повторять, так как они полезны и для правого полушария, и для левого. Потому что в человеке все должно быть гармонично!

Посмотрите,  пожалуйста,  на экран. СЛАЙД четыре картинки. Когда то были изобретены эти предметы: меховые наушники, фруктовый лед, зубная щетка для космонавтов, палка поводырь для незрячих людей и gps датчиком. Дети делятся на 4 группы, каждая из групп получает конверт. В конверте задание: определить,  кто изобрел этот предмет, сколько было лет изобретателю, почему вы так считаете? Каждая группа, в течение пары минут определяется с вариантом ответа и озвучивает свое решение.

На самом деле все эти изобретения сделали дети. С соком вы сказали. Верно. Меховые наушники изобрел 15-ти летний мальчик. Московский 12-ти летний школьник Дима Резников изобрел зубную щетку для космонавтов.  А еще один школьник Павел Курбацкий изобрел для своего незрячего друга трость с навигатором.  Представляете, какие талантливые и уникальные дети живут у нас в  России.

А зачем, вообще нужны изобретения?? И действительно, кто-то хотел решить свои проблемы, и придумал меховые наушники, кто – то хотел помочь другим, и так появилась космическая зубная щетка.   Все это, - решение проблем небанальным способом. А как вы понимаете слово «небанальный»? – Необычный, оригинальный, уникальный..  вообще, приставка нео- пришла к нам из древнегреческого языка, вы знаете, да? , и  означает «новый».  В современном мире  ценится все новое, необычное…СЛАЙД вот, например, такие небанальные дома, которые сделали городской пейзаж удивительным, необычным. Как вы понимаете, что такое «пейзаж»? А какие бывают? Городской, сельский…

СЛАЙД. ПЕЙЗАЖ. Посмотрите. Как бы  вы назвали данную картину? Почему?  Эта картина тольяттинского художника, С.Ф. Галета, а назвал он картину  «Весна». Удивительное, необычное  решение пейзажа.

А есть пейзажи, которые передают реальные уголки природы, такие многим из нас знакомые и родные. Посмотрите, это всем вам известная картина Исаака Ильича Левитана «Март». Картина выполнена в реалистичном стиле. Какие цвета использовал он? Посмотрите еще одна работа тольяттинского художника Игоря Панова «Весеннее утро» теплая гамма, цвета сближенные..  и снова, посмотрите, картина И. Левитана, но уже совсем другая цветовая гамма.

А как художники показали свет???

А свет и цвет одно и то же? – дети отвечают?

Цвет-это краски, наше зрительное восприятие.

А свет – это лучистая энергия, с помощью которой мы видим цвета. Свет, попадая на предмет, позволяет нам увидеть цвет.

-Как художники показывают свет? Сочетая гамму цветов.

-Какова роль света и цвета в картине? На что влияет?  На настроение влияет? … а какие эмоции вызывают эти пейзажи?

- Ребята, а как вы думаете, как называются картины, которые передают состояние природы, настроение художника? Как они называются? А еще есть варианты, как может называться такой пейзаж? На самом деле, он так и называется пейзаж-настроение!

Картины Исаака Левитана как раз очень точно передают настроение художника, то лирическое, то радостное… И все мы по-разному воспринимаем весну.

-А как подойти небанально к просмотру картины?  Чтобы наше  восприятие изменилось??

Например, мы можем картину перевернуть…Переворачиваем картину…

Цель: знакомство с технологией создания пейзажа, используя прием правополушарного рисования и нетрадиционной техники живописи, развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать переживания художника, переданные в пейзаже-настроении.

 

Учащиеся ставят перед собой цель.      

Ребята слушают учителя. Отвечают на вопросы. Рассматривают материалы на экране.  Делают вывод, определяют тему урока.

Делятся на группы, отвечают на вопросы.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свое мнение

Метапредметные УУД:

      Познавательные:

      - выдвижение  версии о разных состояниях настроения человека и природы

Метапредметные УУД:

     

 Коммуникативные:

      -  умение работать в малых группах, выдвигать свою версию и прислушиваться к мнению других, корректировать свое мнение в соответствии с другими выдвинутыми мнениями

Предметные УУД

- умение пользоваться  необходимой информацией

                       

Коммуникативные.  

- сравнение  состояния природы, изображенного на репродукции и умение соотносить с настроением человека, его ощущениями,

Метапредметные УУД:

Регулятивные.

      - определяют проблему будущей деятельности

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Постановка учебной задачи, обобщение полученных знаний и применение их в практической деятельности

 Форма работы – фронтальная.

А можно ли  небанально можно создать пейзаж?

– пятнами нарисовать, использовать разные цвета… другая, необычная техника.  А еще…?

-Вы когда-нибудь пробовали рисовать необычным способом? Поднимите руки…

А тема пейзаж для вас знакома?

Встаньте, пожалуйста, те, кто рисовал пейзаж? Кто умеет рисовать пейзаж?

А есть среди вас те, кто умеет это делать за 15 минут? Прошу остаться тех, кто умеет. А  остальные, хотите попробовать?

Давайте тогда перейдем к палитрам задач. Они перед вами на столе. Запишем задачи на урок. Продолжи фразу: Что бы вы хотели знать? Уметь?  Развивать? ,  чтобы получилась картина «Весенний пейзаж-настроение» пишем…

- Кто бы хотел вслух озвучить задачи на урок? Кто еще…есть еще желание высказаться. Думаю, мы постараемся все поставленные задачи решить.

отвечают на вопросы.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свое мнение

   Метапредметные УУД:

Коммуникативные.  

- организовывать работу на уроке, обмениваться мнениями 

Метапредметные УУД:

Регулятивные.

 - планировать деятельность, излагать мнение, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3.1. Форма организации активностей детей (исследовательский клуб, учебная лаборатория, конструкторский кружок и т.п.)  

3.2. Направленность способов работы детей на приобретение социального опыта

3.3. Направленность способов работы детей на формирование ценностного отношения к социальной реальности

3.4. Направленность способов работы детей на получение опыта общественного действия

И я приглашаю вас в мастерскую небанальных решений! Но выполнять весенний пейзаж-настроение мы будем тоже небанальным способом. Какие способы вы можете предложить?  

Как мы будем рисовать? Используя,  какие цвета?  Необычным способом? Хорошо…теперь я озвучу свои нестандартные способы выполнения работы: во-первых, нестандартный формат, ф а5, он закреплен на бумажной  основе, поэтому можно не бояться за чистоту парт.

Во-вторых, так как предстоит работать очень быстро, мы будем использовать обе руки! Готовы? В-третьих,  необычный цветовыбор. На столах уже стоит белая гуашь, выберете еще 3 цвета, которые помогут передать вам настроение, которое ассоциируется с  весенним  пейзажем.

Почему то никто не сказал, что на столах нет воды?  Рисовать мы будем сухой кистью. Для удобства, имеются влажные салфетки и бумажные полотенца. И еще, рисовать мы будет так же и в перевернутом виде. Готовы??  

Выполнять нашу работу мы начнем с фона. Фон выполним в необычной технике правополушарного рисования. Берем кисти, набираем белую краску и двумя руками очень быстро наносим на лист. Не бойтесь выходить за рамки. Очень быстро, важно, чтобы вся поверхность листа была покрыта белой гуашью. Теперь обмакиваем эти же кисти в 2 цвета, которые выбрали. Ставим хаотично мазки, затем подключаем и третий цвет. Оставляйте пространство между мазками.  Начинается волшебство. Берем снова кисть, макаем в белую и снова проходим по пятнам. Они начнут сливаться. Можно пользоваться для очищения кистей  салфетками. Делаем это быстро, с удовольствием. Посмотрите, как из трех-четырех цветов получилось множество оттенков. Просмотр,  как получается. Полюбуйтесь… попытайтесь определить, какой будет ваш весенний пейзаж? Весенняя капель или пасмурный денек? Может туман, солнце или ветер дует. Идем дальше… выполняем облака… я буду белым, вы можете и серые… выполнять буду пальцами… постукивающими движениями, посмотрите белые, пушистые, легкие… На нашем пейзаже появляются облака…

А сейчас, как и обещала, давайте перевернем  работу, вместе с основой.  И я вам покажу, как изобразить  проклюнувшуюся молодую травку. Высушим кисть, разлохматим ее с помощью полотенца и очень быстро растягивающими движениями выполняем траву. Берем самый темный цвет… теперь берем другой цвет, все выбранные вами… не забывайте, используем все цвета, которые вы выбрали..

        Переворачиваем обратно. Вот такая молодая весенняя трава у нас получилась.

- А чем бы вы хотели дополнить, завершить  ваш пейзаж? Цветы, листья, птицы…. Но есть проблема… наши кисти уже не пригодны к использованию… как быть? Что будем делать? Тогда принимаем еще одно небанальное решение: завершите ваши пейзажи, а для этого изобретите свой способ изображения цветов, листьев…. Можно пользоваться разными предметами, кроме кисти. Можно выйти к доске и выбрать предметы на свое усмотрение.

Выполняют задания по карточкам. Проводят защиту мини- проектов.

Объясняют свой выбор.  Работы других групп. Высказывают свое мнение

 Предметные УУД

  - развитие эстетического эмоционально-ценностного видения мира,

  - совершенствование технических навыков рисования пейзажа,

  - приобретение опыта работы небанальным способом, используя нетрадиционные техники и материалы,

 Предметные УУД - развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предметные УУД:

- осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели); 

Личностные УУД:

   - формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

     - иметь мотивацию к учебной деятельности.

4. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка результатов деятельности

Итоги урока.

Итак, завершая работу, придумайте своим пейзажам название. Все время вышло. Предлагаю выйти к доске и вывесить ваши пейзажи. Для этого нужно снять с основы, наклеим в рамы на двухсторонний скотч. Выходим. Помогаем друг другу размещать.   Давайте полюбуемся. Какие эмоции вызывают ваши пейзажи? А кто из вас придумал название своей работе? Номер называйте? А почему ты так назвал? А какие цвета вы использовали, чтобы показать весну? А в каком рисунке удалось показать свет? Свет? Называем номер. А что было самым сложным? А что вам показалось удивительным?  Кто испытал трудности в отсутствии кисти? То есть мы с вами поняли, что из любой ситуации можно выйти творчески!

 Приглашаю вернуться к палитрам задач. Как настоящие художники, поставьте отметку напротив тех задач, которые удалось решить на уроке. Только сделайте это небанально!!

Поднимите руки те, кому удалось решить все поставленные задачи? Как можно использовать полученные знания в дальнейшем? В жизни? Подвести к тому, что можно подарить? Завершая наш урок,  я бы хотела подарить свой пейзаж-настроение! Ведь мы творили в мастерской небанальных решений. Здесь у каждого вырастают крылья, и каждый становится кудесником. Будь он моим ровесником, или твоим ровесником. Ведь мир вдохновения доступен каждому бывает. Поверь в мечту, расправишь крылья, и радость творчества познаешь! благодарю за урок! Ну а ваши рисунки - подарок вам!

Формулируют конечный результат своей работы на занятии (что получилось, что не получилось и почему) Все соответствует ли теме и достигли ли цели. Проводим самооценку.

Личностные УУД:

- осознание  своих интересов (умение добиваться поставленной цели);

     - умение гибко реагировать на изменение эмоционального состояния, используя соответствующую цветовую гамму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Волшебные птицы»

Технологическая карта урока включает в себя краткое описание хода урока в формате ФГОС. Урок волшебные птицы расчитан на детей в возрасте от 7-9 лет...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 7 классе. на тему "Взаимосвязь объектов в архитектурном макете"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...