"Росписи декоративных работ"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Этот урок можно использовать для обучающихся среднего звена образовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospisi_dekorativnyh_rabot.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ИЗО

               по теме: «Росписи декоративных работ. Дымковская роспись глиняной игрушки».

Цели  и  задачи: 

-     прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества;                                                         -     развивать навыки самостоятельного применения художественно-выразительных средств, наиболее подходящих для воплощения замысла;                                                                                                                  -     воспитывать художественно-эстетический вкус.

 Оборудование: альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик, палитра, баночка с водой, кисточки.

 Зрительный ряд: репродукции изделий декоративно -прикладного искусства, электронный носитель, компьютер, изделия декоративно-прикладного искусства.


  Музыкальный ряд: произведения Моцарта, Бетховена

Ход урока

1. Организационный момент.
Регистрация учащихся в классном журнале. Подготовка рисовальных принадлежностей.

II. Сообщение темы и простановка цели урока.
На общее обозрение представлена выставка  репродукции изделий декоративно-прикладного искусства.
Обширна география промыслов русской народной игрушки. Только в коллекции музея игрушки их насчитывается более тридцати. На самом деле их было гораздо больше.

Начиная с Русского Севера, в каждой области, бывшей губернии, а то и в каждом районе — бывшем уезде, работали свои мастера, создавали свои игрушки. Все они имеют особый художественно-выразительный язык, особый стиль, подобно тому, как своеобразен местный говор, как различны народные костюмы, песни и обряды разных регионов России.
-  А какие игрушки декоративно-прикладного искусства вы можете назвать? (дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская).

— Найдите среди иллюстраций или поделок  дымковские куколки и свистульки,  (показать на иллюстрациях).
— Объясните, как они выделяются формой и конструкцией. Что их отличает от других? В чем заключается особенность изделий той или иной местности?
— Правильно, они различимы, но вместе с тем они близки по смыслу, их объединяют традиционные образы, темы, сюжеты. Сколько игрушечных промыслов — столько и судей, столько историй.    Сегодня на уроке мы остановимся на дымковской игрушке. Народные производства возникли в разное время, развивались в разных экономических условиях. Как это происходило, мы узнаем из сообщений, которые подготовили учащиеся нашего класса.

3. Работа по теме урока.  Сообщения учащихся.
Обучающийся:
 Дымковская игрушка названа так по названию местности, в которой она зародилась. Название связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова. Здесь издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали в виде свистулек, поэтому праздник назывался «Свистунья». По белому фону игрушки выполняют темперными красками роспись. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего, золотого создают яркую жизнерадостную гамму росписи.
  Наряду со сказочными образами (олени, двуглавые кони, птицы ) изображают медведей, домашних  животных, например: медведь-музыкант, козел, одетый в штанишки.
Бытовой жанр в дымковской игрушке представлен фигурками всадников, дам, кавалеров, нянек, кормилиц.
  Жанровые сцены бывают многофигурными композициями (гуляния, чаепитие), отражающими быт города деревни.

Из сообщения мы узнали о родине дымковской игрушки, жанрах и своеобразии росписи, познакомились с праздником, который неразрывно был связан с дымковской свистулькой. А сейчас мы с вами воочию увидим, как изготавливают дымковские игрушки.


Показ презентации по теме «Дымковская игрушка»

Физкультминутка.

«Яркое солнышко»

1-8- Зажмуриться- «солнышко ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

«Скульптор»

Будем мы здоровыми, бодрыми и сильными, будем мы всегда красивыми. Вылепим себя такими. Происходит гимнастика для кисти рук.

4. Практическая работа: роспись дымковской игрушки.


Объяснение последовательности выполнения линейного рисунка и работы в цвете ведется по показу презентации

 Нарисовать русскую боярышню и выполнить дымковскую роспись.
При выполнении росписи старайтесь, чтобы гуашь или акварель на кисточке была густой и не текла по фигурке вашей работы, чтобы краски не смешивались, а граничили между собой точно и аккуратно.

 
Индивидуальная работа учителя при выполнении самостоятельной работы учащихся.                                              

 5.Итог урока. 

Небольшой тест по данной теме.
Выставка работ учащихся, выставление оценок в классный журнал.