Программа кружка по декоративной работе с кожей
рабочая программа по теме

 

Техника: кожаная пластика, текстильная мозаика, цветоделие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_kozha.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Утверждаю

                                                                     Директор школы:               С.И. Скоромная

                                                                                                    «___» ______ 2013г

Программа клуба  «Радуга творчества»

Направление: творческое

Техника: кожаная пластика, текстильная мозаика, цветоделие.

ГКС/К/ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

 № 5 VIII вида» с. Сенгилеевского

         

Составитель:

Учитель Малюкова Анна Сергеевна

2013-2014г.

Программа дополнительного образования детей художественной направленности «Радуга творчества»

Пояснительная записка

     Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное  является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связанно с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы

декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.    

Современных детей и подростков трудно чем-то задеть за живое. Они могут никогда не испытать радости, удивления  и восхищения перед умом и трудом человеческим, создающим великолепные материальные ценности и произведения искусства.

Способность удивлять и восхищать – ценнейшая из способностей человека. Если

кто-то из учеников не удивляется, нас это должно волновать и тревожить – значит, у него нет вкуса к познанию, значит, ему недоступна жизнь, наполненная чудесными явлениями, нет перед  ним интересных задач, в решение которых он может включится  по собственному желанию.

 Декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Натуральная кожа – это универсальный продукт, созданный природой.

Кожа – самый интересный материал для экспериментирования. Ее можно сминать, скручивать, драпировать, клеить, обжигать, плести и т. д. Из натуральной кожи можно изготавливать множество полезных и интересных вещей, которые станут хорошим подарком к любому празднику, украсят дом. От верхней одежды до бижутерии – таков диапазон «кожаной моды», но не менее популярна сегодня кожа в интерьере.

 Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им труд, когда они фантазируют и старательно вырезают элементы для будущей работы. А дело вот в чем. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.

Без цветов не обходится ни одно значительное событие в жизни человека. Конечно, в первую очередь речь идёт о живых цветах. Однако не всегда это доступно. Их можно заменить имитацией, особенно если она искусно выполнена. Составление букета из искусственных цветов, выбор вазы, корзины, любой ёмкости, а также места требуют большого труда, внимания, изобретательности, вкуса. Но и возможностей в расположении искусственного цветка или композиции в самых неожиданных местах и самых неожиданных ёмкостях значительно больше. Искусственные  цветы можно расположить там, где для живых мало света и тепла.

Изготовление цветов – декоративно-прикладное искусство. Один из видов лоскутной пластики доступен для восприятия, его красота пробуждает интерес к истории и культуре своей Родины. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. 

Цель данной программы – дать некоторые теоретические сведения, практические советы и рекомендации по работе с нетрадиционным материалом – кожей, познакомить учащихся с основными композиционными требованиями, это те основы, без которых немыслимо создание художественных высокопрофессиональных работ.

В структуру рабочей программы включены четыре раздела:

- пояснительная записка;

- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 

Настоящая рабочая программа способствует формированию опыта

художественно – творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям,  воспитанию эмоционально – нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Вклад данной программы в развитие личности обучающегося заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере декоративно – прикладного искусства, в сознательном выборе творческой деятельности, в которых учащийся может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные меж предметные связи осуществляются при прохождении отдельных тем с изобразительным искусством (создание эскизов будущего изделия), технологией (технологии художественной обработки материалов, крой и сшивание отдельных деталей). Занятия декоративно – прикладным искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, при восприятии произведений

декоративно – прикладного искусства и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Поэтому овладение основами искусства работы с кожей  и тканью поможет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.

Цели:

- развитие творческой фантазии учащихся при выборе вариантов работы;

- развитие эстетического вкуса;

-организация самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащихся, что позволяет им использовать знания и умения, приобретенные во время кружковой работы;

- закрепление умений и навыков по декоративной обработке кожи, выполнение по своему эскизу украшение из кожи;

- формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов из ткани;

- овладение приемами работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец);

- формирование устойчивого интереса к декоративно – прикладному искусству;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами работы. 

Задачи:

  • Научить основным простейшим приёмам работы с кожей и тканью, инструментами, приспособлениями;
  • Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала;
  • Научить детей использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества;
  • Познакомить учащихся с основами обработки ткани;
  • Привить практические трудовые навыки по изготовлению цветов из ткани;
  • Учить детей самостоятельному творчеству;
  • Научить элементарным правилам ухода за изделиями из кожи и ткани;
  • Научить детей самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их;
  • Научить детей экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;
  • Развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры;
  • Развивать индивидуальные способности учащихся;
  • Развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
  • Развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения;
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе;
  • Воспитывать чувство сопричастности к традициям народной культуры, чувство патриотизма;
  • Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;
  • Воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
  • Воспитывать социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;
  • Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2часа с перерывами в 10 минут.  Продолжительность учебного часа равна 45 мин.

Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучаются различные темы по изучению основ рисунка, цветоведения, композиции, технология изготовления изделий из кожи и ткани, цветоделия, знакомятся со специальной литературой, изучают историю кожевенного производства.

Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению изделий из кожи.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с индивидуальным консультированием обучающихся, конкурс, викторина, выставки и др. Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Групповые занятия позволяют педагогу подавать самый разнообразный материал, и являются традиционными для ребенка воспринимать информацию в системе «учитель-ученик».

Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого и т.п.), а с другой стороны, закрепление знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.

Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.

Методы обучения

Методы организации и осуществления  познавательной деятельности учащихся:

  • по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, письменное – инструктирование. (Инструкционные карты, технологическая карта, карты- контроля);
  • по степени самостоятельности мышления учащихся: частично – поисковый;
  • по степени управления учебной работы – самостоятельная работа.

        Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать методы поощрения.

Методы контроля в обучении:

  • фронтальный,
  • дифференцированно – групповой опрос,
  • практический самоконтроль,
  • взаимоконтроль со стороны учащихся и индивидуальный контроль со стороны учителя.

Планируемые результаты курса:

В результате обучения  ученик должен знать/ понимать:

-  роль и историю декоративно – прикладного искусства в жизни человека;

- процесс работы мастера над декоративной обработкой кожи и ткани, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов;

-  роль художественной обработки материала;

-  приемы работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец).

- приемы художественной обработки кожи и ткани; элементы декора; способы подготовки старой кожи и ткани к работе;

- правила безопасного труда;

В результате обучения  ученик должен научиться/ уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- применять известные инструменты при работе по изготовлению украшений из кожи и ткани, подбирать основной, вспомогательный и отделочный материалы;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- выполнять элементы декора;

- использовать приемы обработки кожи и ткани в практической, творческой деятельности.

- создавать композиции из кожи по заданному эскизу.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе кружка являются внешние образовательные продукты учащихся -  работы, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:

  • по количеству творческих элементов, использованных при создании работы и выполнении проектного задания;
  • по степени оригинальности приёмов и способов, применённых в работе;
  • по практической пользе проектного изделия и его эстетической направленности.

        Оценка внутреннего образовательного продукта связана с направленностью сознания школьника на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий, иными словами: здесь должна иметь место рефлексивная само регуляция.

        Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  • итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.

Каждая четверть заканчивается организацией выставки работ учащихся.

Материально – техническое обеспечение

На занятиях кружка используются следующие инструменты и приспособления:

  • кожа (натуральная, искусственная, замша и др.);
  • ножницы;
  • клей «Момент»;
  • резак;
  • разноцветные нити;
  • иглы;
  • декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки и т.д.);
  • выжигатель;
  • свеча (для работы в технике «жмурка»).

Правила техники безопасности в клубе.

Учащихся с первого занятия необходимо напоминать, постоянно напоминать и требовать обязательного выполнения техники безопасности.

Инструкция №1: Общие правила

  1. Работу начинать только с разрешения воспитателя.
  2. Не работать неисправным инструментом, использовать инструмент только по назначению.
  3. При работе правильно пользоваться инструментом.
  4. Место содержи в чистоте и порядке.
  5. Будь внимателен.

Инструкция №2: Правила безопасности при работе с ножницами.

  1. Ножницы во время работы класть справа, пальцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
  3. Передавать ножницы пальцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Инструкция №3: Правила обращения с клеем.

  1. Помни, что клей токсичен.
  2. Во время работы и после окончания плотно закрывать тюбик с клеем.

     3.В случае попадания клея на руки не три глаза и не бери руки в рот, а просто помой руки с мылом.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

По окончанию  обучения учащиеся должны знать:

  • Общие сведения о работе с кожей и тканью;
  • Способы соединения и крепления кожи и ткани;
  • Основы орнаментальной композиции;
  • Процесс изготовления художественных изделий из кожи и ткани;
  • Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из кожи и ткани;
  • Характерные особенности художественных изделий из кожи и ткани.
  • Подбирать цветовую гамму;
  • Проводить раскрой;
  • Выполнять способы соединения и крепления кожи и ткани;
  • Изготавливать сувенирные изделия из кожи и ткани;
  • Работать в парах и коллективно;
  • Копировать орнамент.
  • Окраски кожи в домашних условиях;
  • Терминологию;
  • Основные свойства и возможности материала;
  • Технологические особенности термической обработки кожи и ткани.
  • Окрашивать кожу и ткань в домашних условиях;
  • Выполнять термическую обработку кожи и ткани;
  • Составлять авторские орнаменты и композиции;
  • Использовать схемы, чертежи, литературу и другие источники информации при работе в данном виде творчества;
  • Оформлять готовые изделия.
  • Способы драпировки кожи и ткани;
  • Использование изделий из кожи и ткани в интерьере.
  • Делать зарисовки с образцов народного декоративно – прикладного искусства;
  • Разрабатывать самостоятельно несложные композиции художественных изделий из кожи и ткани;
  • Самостоятельно работать в данном виде творчества, проявлять художественную инициативу;
  • Экономно использовать материал;
  • Проводить коллективный анализ, разбор и оценку иллюстративного материала и собственных;
  • Выполнять все стадии работы по изготовлению художественных изделий из кожи и ткани.

Литература

1. Кюльн Э.П., Кирме К.К., Реймо Х.К., Самматавет Э.Г. Технология художественных изделий из кожи. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.

2. Искусственные цветы . Издательство «Вече» 1996г.  г.Москва. автор Н.В.Аржанухина

3.  Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.

4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

5. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции.-М., 1998.

6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки.-М., 1998.

7. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)

8. Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. - г. Армавир, 2000 .

9. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000 .

10. Скребцова Т.О., Данильченко Л.А., Ивлева А.Г. Объёмные картины из кожи - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 . (Город мастеров)

11. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

12. Шалда В.В. Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003

13. Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

14. Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.

                                                                                                               Утверждаю

                                                                    Директор школы:               С.И. Скоромная

                                                                                                  «___» ______ 2013г

Календарно – тематическое  планирование клуба «Радуга творчества»

на 1 полугодие 2013-2014 у. г.

Руководитель: Малюкова А.С.

Всего: 15 часов.

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.

Общие сведения. Организация труда и правила безопасной работы.

1

9.09

2

Общие сведения о кожи. Инструменты и приспособления.

Терминология ручных работ. Правила выполнения.

1

16.09

3

Выбор кожи и ткани. Основные приемы работы. Разметка и раскрой. Обтяжка. Драпировка.

Декорирование вазы – «Фантазия».

1

23.09

4

Изготовление деталей из кожи, лепестков, листиков методом драпировки.

Панно «Осенний натюрморт».

3

30.09

7.10

14.10

5

Изготовление выкроек, лекал. Раскрой. Сборка цветов  из кусочков ткани.

Серия работ «Дети – цветы жизни»

3

21.10

28.10

11.11

6

Выбор композиции. Разработка эскиза. Правила компоновки.

Серия работ «Домашние животные»

3

18.11

25.11

2.12

7

Выбор композиции. Разработка эскиза. Правила компоновки.

«Пернатые друзья».

3

9.12

16.12

23.12

Календарно – тематическое  планирование клуба «Радуга творчества»

на 2 полугодие 2013-2014 у. г.

Руководитель: Малюкова А.С.

Всего: 19  часов.

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Цветовое решение. Пропорции. Эскизы будущих панно. Панно «Зимняя фантазия»

2

13.01

20.01

2

Эскиз композиции и изготовление.

Объемное панно «Ангел».

3

27.01

3.02

10.02

3

Плоскостное панно. Последовательность работы. Декоративное панно «Морское дно».

2

17.02

24.02

4

Выбор композиции. Разработка эскиза. Правила компоновки.

Панно «Весенняя капель»

2

3.03

10.03

5

Цветовой круг. Гармония цвета. Контраст.

Объемное панно «Ты женщина и этим ты права».

3

17.03

31.03

7.04

6

Рельефное панно. Последовательность работы.

Изготовление панно «Миниатюра с цветами».

2

14.04

21.04

7

Фантазийные колье и кулоны по замыслу детей.

«Цветочные мотивы».

2

28.04

5.05

8

 Кожа и цвет. Окраска кожи.

«Во саду ли, в огороде»

2

12.05

19.05

                                                                                                               Утверждаю

                                                                    Директор школы:               С.И. Скоромная

                                                                                                  «___» ______ 2013г

План - график работы кружка «Радуга творчества»

Руководитель: Малюкова А.С.

День недели

Время

Кол. часов в неделю

Класс

Кол. детей

Понедельник

14.00-15.00

1

5,6,9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Художественные ремёсла. Декоративные изделия из кожи"

Натуральная кожа – это прочный, долговечный и пластичный материал. Программа научит детей тому, как старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве. Дети смогут сделать мн...

Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции...