Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».
рабочая программа на тему

Чупакова Светлана Владимировна

 

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.  Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует  школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

 Цель программы:

  -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_fantazery.docx66.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  кружка «Фантазеры».

Пояснительная записка

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.  Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует  школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

 Цель программы:

  -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

 Задачи:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать школьников к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Общая характеристика учебного курса

Ценностные ориентиры содержания курса

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству. Декоративно - прикладное искусство определено в кратком словаре по эстетике как « вид искусства (близкий  к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно- этетическими свойствами, но  в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, в труде или специальное предназначение для украшения».  По своему происхождению  декоративно прикладное искусство – один из самых древних видов искусств и живет вокруг нас в виде ковров, тканях, одежде, посуде, оформление книг, открыток, в украшениях архитектурных сооружений, Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и от пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса  ребенка начинается в семье  и дошкольных учреждениях, затем продолжается в школе. Занятия аппликацией, как частью изобразительного искусства и трудового обучения, пробуждает в человеке высокие, благородные чувства, приобщает его к подлинной красоте, способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении аппликации проводятся тематические беседы («Иллюстрирование литературных произведений», «Мои поздравления к Новому году», «Что ты знаешь о Российской Армии»,  «Самый дорогой мне человек».  «Народные традиции в украшении помещений», «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне», «Здоровый образ жизни» и т.д.),  способствующие развитию устной речи, нравственному и патриотическому воспитанию,  прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом математикой, природоведением.  С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

     На каждом занятии  необходимо применять здоровьесберегающие технологии: позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; гигиенические условия в кабинете; физкультминутки и физкультпаузы; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности; благоприятный психологический климат на уроке  и как критериями урока, удачного с точки зрения сохранения здоровья обучающихся являются: отсутствие усталости у детей и учителя, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.

Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии, поэтому обязательно надо целенаправленно выявлять индивидуальные склонности детей и предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к декоративно-прикладному искусству, и если нет, то пробудить, а затем развить познавательные интересы. Художественная деятельность  на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

 Развитие интереса к искусству у школьников должно обеспечиваться умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу. Должно зависеть от содержания учебного материала, его доступности и эмоциональной насыщенности; от правильной организации учебной деятельности; от отношений между учениками и учителями. Для развития интереса к декоративно – прикладной деятельности нужно выделить те моменты, которые привлекают детей, заставлять их мыслить, переживать, творчески овладеть знаниями и умениями. 

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающимися  и  воспитательными возможностями.  В  процессе художественно - трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно, наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.д.) У него развивается воображение,  произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство ритма, формы,  восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, воспитывается любовь к прекрасному, к точности, трепетное уважение к природе, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца, товарищеская взаимопомощь. На занятиях ребята знакомятся с изделиями широко известных промыслов (палеха, Хохломы, Городца, Гжели и др.) Учатся  понимать и гордиться произведениями  народных умельцев нашей страны.

 Место курса в учебном плане.

Программа работы рассчитана на 2 год.  Содержание программного материала  разработано на 34 часов (1 часа  в неделю).  Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы -  10-12 человек. Возраст детей-8-10 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.

                                                                                               Содержание учебного курса 1 года обучения.

 Аппликация из бумаги.

Вводное занятие. Из истории возникновения аппликации. Виды аппликаций. Материалы, инструменты, приспособления.

Процесс производства бумаги. Механические и физические свойства. Виды бумаги: глянцевая, настольная, мраморная, бархатная и т.д.

Понятие линейного рисунка, контура. Применение шаблонов. Правила техники безопасности  и культуры труда.

Вырезание

Значение цвета. Понятия: орнамент, ритм, симметрия, стилизация, мотив. Беседа: знакомство с изделиями народных умельцев декоративно - прикладного искусства. Клейстер и клей. Наклеивание, высушивание аппликаций.

Способы оформления аппликации. Понятие: бордюр, паспарту.

Предметная аппликация. Плоская, однослойная аппликация. Выбор фона, значение фона. Понятие: эскиз, сюжет, пейзаж.

Многоцветная аппликация. Понятие: композиция, колорит, силуэт. Беседа на выбранную тему.

Объемная аппликация. Понятие: «перспектива». Понятие: «пропорция».

Сюжетная аппликация. Понятие: сюжетная композиция, многослойная аппликация, изображение объемности предмета, перевод рисунка, блик. Беседа на выбранную тему.

Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация.

Трафарет.

Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании

Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Понятие: «кант». Согласованность при подборке цвета канта. Технология оформления кантом несколько частей узора, оформление кантом всех частей узора.

Тематическое планирование

Тема

Элементы содержания

Вид деятельности

 обучающихся

Формируемые универсальные  учебные действия (УУД)

Аппликация из бумаги.

 Будем знакомы - бумага

Вводное занятие. Из истории возникновения аппликации. Виды аппликаций. Материалы, инструменты, приспособления.

Процесс производства бумаги. Механические и физические свойства. Виды бумаги: глянцевая, настольная, мраморная, бархатная и т.д.

Правила техники безопасности при работе.

Способы определения направления бумажных волокон; способы окрашивания бумаги.

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей, прививаются навыки культуры труда. Учимся  понимать и гордиться произведениями  народных умельцев нашей страны

 Будем знакомы – шаблоны.

Понятие линейного рисунка, контура. Применение шаблонов. Правила техники безопасности  и культуры труда.

Вырезание.

Управления по овладению навыков вырезания простых полосок, фигурок для аппликации с плавными переходами, закруглениями, овалами; правила пользования шаблонами.

развивается  глазомер, усидчивость, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость; воспитывается любовь к прекрасному

 Будем знакомы – народные умельцы

Значение цвета. Понятия: орнамент, ритм, симметрия, стилизация, мотив. Беседа: знакомство с изделиями народных умельцев декоративно - прикладного искусства. Клейстер и клей. Наклеивание, высушивание аппликаций.

1. Упражнение по составлению различных вариантов расположения квадратов в цветовом отношении.

2.Составление аппликации орнамента из геометрических фигур, например закладка для книг.

Учимся оформлять

Способы оформления аппликации. Понятие: бордюр, паспарту.

Оформление аппликаций, выполненной на предыдущем занятии.

 Предметная аппликация.

Предметная аппликация. Плоская, однослойная аппликация. Выбор фона, значение фона. Понятие: эскиз, сюжет, пейзаж.

Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги и выполнение аппликации, например, для календаря природы.

Формируется восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца, Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.  Воспитывается любовь к прекрасному.

 Многоцветная аппликация.

Многоцветная аппликация. Понятие: композиция, колорит, силуэт. Беседа на выбранную тему.

Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

 Объемная аппликация.

Объемная аппликация. Понятие: «перспектива». Понятие: «пропорция».

Выполнение объемной аппликации на тему. Выполнение  игрушек, как разновидность объемной аппликации.

Сюжетная аппликация.

Сюжетная аппликация. Понятие: сюжетная композиция, многослойная аппликация, изображение объемности предмета, перевод рисунка, блик. Беседа на выбранную тему.

Выполнение сюжетной аппликации

 Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация.

Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация.

Трафарет.

Выполнение поздравительной открытки

Сформировывать уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны; учимся анализировать явления и предметы окружающего мира 

Воспитание патриотизма через воплощение героических образов русского народа, государственных символов РФ. Развивается  глазомер, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость

 Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании

Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании

Выполнение аппликации с приемом раздвигания узора при наклеивании.

Развивается  глазомер, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение.  Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Декоративная аппликация с подклеиванием канта.

Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Понятие: «кант». Согласованность при подборке цвета канта. Технология оформления кантом несколько частей узора, оформление кантом всех частей узора.

Выполнение аппликации.

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.  Воспитывается любовь к прекрасному.

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей

Экскурсии:

«Природа вокруг нас»

«Сказка зимнего парка»

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Сформировывать уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны; учимся анализировать явления и предметы окружающего мира 

Выставки: Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного» Посещение  районной выставки-конкурса «Надежда»

Подготовка и проведение мероприятий и  выставки

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Воспитывается любовь к прекрасному.

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей

Календарно - тематическое планирование

  Оборудование: краски гуашевые и акварельные; художественные кисти,  бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные,  клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, баночки для воды

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Требования к результату

Вид деятельности

обучающихся

Вид контроля

Аппликация из бумаги.

34

1

Вводное занятие

1

 Различать виды аппликаций. Понимать и различать материалы, инструменты, приспособления.

Мероприятие с участием родителей «Давайте познакомимся»,

текущий

2

Будем знакомы - бумага

1

Понимать процессы производства бумаги. Механические и физические свойства. Различать виды бумаги: глянцевая, настольная, мраморная, бархатная и т.д.

 Групповая работа: 

Игра – кроссворд по технике  безопасности и культуре труда  

«Способы определения направления бумажных волокон; способы окрашивания бумаги».

текущий

3

Будем знакомы – шаблоны.

1

Понимать понятия линейного рисунка, контура.  

Осваивать навыки работы с шаблонами

 Индивидуальная работа. Упражнения по овладению навыков вырезания простых полосок, фигурок для аппликации с плавными переходами, закруглениями, овалами; правила пользования шаблонами.

текущий

4

Будем знакомы – народные умельцы

 Иметь представления об  изделиях народных умельцев декоративно - прикладного искусства

Игра – кроссворд « Знаю ли я  народные промыслы  России»

текущий

5

Значение цвета, ритма  в аппликации

1

Понимать значение цвета и понятий: орнамент, ритм, симметрия, стилизация, мотив.

1.Игра « Составлению различных вариантов расположения квадратов в цветовом отношении.

2. Групповая работа «Составление аппликации орнамента из геометрических фигур, например закладка для книг»

текущий

6

Будем знакомы - клей

1

Осваивать навыки работы  клейстером и клеем.

 Групповая работа  «Наклеивание аппликации орнамента из геометрических фигур, например закладка для книг»

текущий

7

Учимся оформлять

1

Осваивать способы  оформления аппликации. Понимать значение: бордюр, паспарту.

Групповая работа.

 Оформление аппликаций,  выполненной на предыдущем занятии.

текущий

8

Экскурсия

 « Природа вокруг нас»

 Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Сбор гербария, фотосъемка.

текущий

9

Предметная аппликация.

1

 Понимать значение  понятий: плоская, однослойная аппликация,  эскиз, сюжет, пейзаж. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему.

Индивидуальная работа. Выбор сюжета, изображение эскиза

текущий

10

Предметная аппликация.

1

 Осваивать навыки работы  при выполнении предметной аппликации из бумаги. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы.

Индивидуальная работа. Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги и выполнение аппликации, например для календаря природы

текущий

11

Многоцветная аппликация.

1

  Понимать значение  понятий композиция, колорит, силуэт. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему.

  Индивидуальная.

Выбор сюжета, изображение эскиза

текущий

12

Многоцветная аппликация.

1

  Понимать значение  понятий:  колорит, силуэт.

Осваивать навыки работы  подклеивание подкладки под вырезанную часть.  Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Индивидуальная. Вырезание из изображения частей

текущий

13

Многоцветная аппликация.

1

Индивидуальная.

 Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

текущий

14

Объемная аппликация.

1

Понимать значение  понятия: перспектива Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему.

Групповая работа.

  Выполнение объемной аппликации на тему «Новогоднее поздравление».

текущий

15

Объемная аппликация.

1

Осваивать навыки работы  при выполнении объемной  аппликации из бумаги

Понимать значение  понятия: «пропорция». Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Групповая работа.  Выполнение объемной аппликации на тему «Новогоднее поздравление».

текущий

16

Объемная аппликация.

1

Групповая работа

   Выполнение елочных игрушек, как разновидность объемной аппликации.

текущий

17

Экскурсия  «Сказка зимнего парка»

1

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выбираем сюжеты для будущих работ.  

текущий

18

Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация

1

Иметь представления о  видах шрифта, трафарете. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему

Индивидуальная.  Выполнение поздравительной открытки к 23 февраля.

- Анализ формы объекта труда;

-Обсуждение возможных сюжетов и выбор сюжета;

- Составление плана работы;

- Выбор размера;

текущий

19

Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация

1

Осваивать навыки работы  при выполнении шрифтовой, многослойной, с элементами объемной,   аппликации из бумаги

Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Индивидуальная.

Рисование отдельных фигур;

Выбор фона, цвета для каждой детали;

Перенос контуров отдельных фигур на изнаночную сторону

текущий

20

Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация

1

Индивидуальная. 

Перенос контуров отдельных фигур на изнаночную сторону;

текущий

21

Шрифтовая, многослойная, с элементами объемной, аппликация

1

Индивидуальная.

 Выполнение эскиза букв; Вырезание фигур и букв;

- окантовка.

текущий

22

Аппликация декоративных цветков с 25.02приемом раздвигания узора при наклеивании

1

Осваивать навыки работы  при выполнении аппликации декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании

Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему

Индивидуальная.

 -Анализ формы объекта труда;

- Выбор размера;

- Рисование эскиза  

- Выбор фона, цвета

текущий

23

Аппликация декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании

1

Осваивать навыки работы  при выполнении аппликации декоративных цветков с приемом раздвигания узора при наклеивании

Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Индивидуальная.

Вырезание и наклеивание.

текущий

24

Декоративная аппликация с подклеиванием канта.

1

Осваивать навыки работы  при выполнении декоративной аппликации с подклеиванием канта. Понимать значение  понятия: «кант», согласованность при подборке цвета канта. Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему

Групповая работа. 

 Анализ формы объекта труда;

- Выбор размера;

- Рисование эскиза  

- Выбор фона, цвета

текущий

25

Декоративная аппликация с подклеиванием канта.

1

Осваивать технологию оформления кантом несколько частей узора, оформление кантом всех частей узора. Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Групповая работа.

 Выполнение аппликации

текущий

26

Районная выставка-конкурс «Надежда»

1

Посещение  районной выставки-конкурса «Надежда»

27

Сюжетная аппликация.

1

Осваивать технологию выполнения сюжетной аппликации. Понимать значение  понятий: сюжетная композиция, многослойная аппликация Самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему

Индивидуальная.

 Беседа на выбранную тему;

-Анализ формы объекта труда;

- Показ и обсуждение возможных сюжетов; - Выбор размера;

- Рисование эскиза композиции

текущий

28

Сюжетная аппликация.

1

Понимать значение  понятий: изображение объемности предмета, перевод рисунка, блик. Осваивать технологию выполнения сюжетной аппликации.  Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Индивидуальная.

 - Рисование отдельных фигур;

- Выбор фона, цвета для каждой фигуры (колорит)

текущий

29

Сюжетная аппликация.

1

Осваивать технологию выполнения сюжетной аппликации.

 Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Индивидуальная.

Перенос контуров отдельных фигур на изнаночную сторону

текущий

30

Сюжетная аппликация.

1

Индивидуальная.

- Наклеивание фона;

- Наклеивание мелких деталей на крупную фигуру

текущий

31

Сюжетная аппликация.

1

Наклеивание крупных фигур на фон;

текущий

32

Сюжетная аппликация.

1

Индивидуальная.

- Наклеивание остальных деталей;

текущий

33

Сюжетная аппликация.

1

Индивидуальная.

 Наклеивание остальных деталей;

- Наклеивание на картон, окантовка

текущий

34

Выставка

Индивидуально - коллективная.

Подготовка и проведение выставки

 Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного»,  

обобщающий

                                                                             

   Содержание учебного курса 2 года обучения

Аппликация из бумаги. Мозаика из бумаги. Из истории возникновения мозаики. Виды мозаики. Использование мозаики в практике. Технология выполнения мозаики из бумаги.

Аппликация из природного материала

Заготовка природного материала. Техника засушивания растений: Фон, оборудование, клеящие составы. Окантовка. Основные правила техники безопасности и санитарной гигиены. Организация рабочего места. Понятие: флоризм, кант.

Виды аппликаций из природного материала: предметные, декоративные, сюжетные. Наклеивание и высушивание. Понятия: миниатюры, миниатюрный. Составление предметной аппликации из целых форм растений.

Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией.  Понятие: «контур».

Составление миниатюр из частей растений. Эмоциональное восприятие. Понятие: «эмоции».

Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. Способы работы с различными травами, семенами, косточками, лука, чеснока, апельсина и другими природными материалами. Понятие «имитация».

Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). Способы работы с различными крупами, песком, крахмалом, золой, стружками.  

Понятие: локальный цвет, тонирование, тонировка.

Аппликации из соломы. Из истории. Заготовка соломы. Подготовка соломы двумя способами: горячим и холодным. Тонировка соломы. Оборудование, фон и клей. Правила техники безопасности и организация рабочего места. Виды аппликации из соломы. Технология выполнения декоративной и сюжетной аппликации из соломы.

Правила: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, не усложнять мелкой деталировкой

Тематическое планирование

Тема

Элементы содержания

 Вид деятельности

 обучающихся

Формируемые универсальные  учебные действия (УУД)

Мозаика из бумаги

Мозаика из бумаги. Из истории возникновения мозаики. Виды мозаики. Использование мозаики в практике. Технология выполнения мозаики из бумаги.

Выполнение аппликации – мозаики из бумаги

Восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.  Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать собственную успешность в выполнения

Аппликация из природного материала

Будем знакомы - аппликация из природного материала

Заготовка природного материала. Техника засушивания растений: Фон, оборудование, клеящие составы. Окантовка. Основные правила техники безопасности и санитарной гигиены. Организация рабочего места. Понятие: флоризм, кант. Беседа о красоте природы.

Виды аппликаций из природного материала: предметные, декоративные, сюжетные. Наклеивание и высушивание. Понятия: миниатюры, миниатюрный. Составление предметной аппликации из целых форм растений. Беседа на выбранную тему.

Выполнение миниатюр, несложных аппликаций

Формируется трепетное уважение к природе. Воспитывается любовь к прекрасному,  учимся анализировать явления и предметы окружающего мира. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Договариваться и приходить к общему решению. Развивается способность к творчеству, развивается  глазомер; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда.  Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем 

 Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Составление предметной аппликации из целых форм растений

Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией. Беседа по выбранной теме. Понятие: «контур».

Выполнение аппликации из целых форм растений со сложной композицией

Составление миниатюр из частей растений

Составление миниатюр из частей растений. Беседа на выбранную тему. Эмоциональное восприятие. Понятие: «эмоции».

Выполнение аппликации на тему. Последовательность работы

Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов.

Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. Способы работы с различными травами, семенами, косточками, лука, чеснока, апельсина и т.д. Понятие «имитация». Беседа об использовании различных природных материалов в аппликации, демонстрируя фотокомпозиции и выполненные детские работы.

Выполнение декоративной аппликации в последовательности:  

Способы работы с природным материалом. Меры предосторожности при вырезании, наклеивании и высушивании, которые позволяют снизить хрупкость и ломкость растений

Составление тренировочных предметных аппликаций, например: овощи, фрукты, грибы, герои сказок.

Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация).

Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация). Способы работы с различными крупами, песком, крахмалом, золой, стружками.  

Понятие: локальный цвет, тонирование, тонировка.

Выполнение сюжетной аппликации

Аппликации из соломы

Аппликации из соломы. Из истории. Заготовка соломы. Подготовка соломы двумя способами: горячим и холодным. Тонировка соломы. Оборудование, фон и клей. Правила техники безопасности и организация рабочего места.

Виды аппликации из соломы.

Технология выполнения декоративной и сюжетной аппликации из соломы.

Правила: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, не усложнять мелкой деталировкой.

Выполнение упражнений по подготовки соломы горячим и холодным способами; упражнение по тонированию соломы в коричневые и темно- коричневые оттенки, серебристо – белый оттенок, в желто – золотистый, розовый и т.д.

Выполнение предметной аппликации

Выполнение сюжетной или декоративной аппликации из соломы

Воспитывается уважительное отношение к женщинам. Развивается  глазомер, пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда;

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем 

Развивается способность к творчеству; пробуждает интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Договариваться и приходить к общему решению. Воспитывается любовь к прекрасному. Формируется трепетное уважение к природе.

Экскурсия в музей боевой славы

Слушаем, всматриваемся в экспонаты, беседуем, фотосъемка

Воспитание патриотизма через воплощение героических образов русского народа. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Мероприятие с участием родителей « Война глазами детей»

Мероприятие с участием родителей « Война глазами детей»

Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного»,  

Подготовка и проведение выставки

 Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного»,  

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других;  точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем,  родителями

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей

Календарно - тематическое планирование

Оборудование: краски гуашевые и акварельные; художественные кисти,  бумага для графических работ и зарисовок;  засушенный природный материал; карандаши цветные,  клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, баночки для воды

Дата

Раздел

Тема учебного занятия

Всего часов

Требования к результату

Вид деятельности

обучающихся

Вид контроля

Аппликация из бумаги

4

1

Мозаика из бумаги

1

Различать виды мозаики. Осваивать технологию выполнения мозаики из бумаги.

 

Индивидуальная. 

Выполнение аппликации – мозаики из бумаги:

- Анализ формы объекта труда;

- Осуждение возможных сюжетов и выбор сюжета;

- Составление плана работы;

- Выполнение эскиза композиции

текущий

2

Мозаика из бумаги

1

 Осваивать технологию выполнения мозаики из бумаги.

 

Индивидуальная.

- Перевод на фон и подбор бумаги соответствующего тона;

- подготовка к наклеиванию (резанием или обрывом);

Текущий

3

Мозаика из бумаги

1

4

Мозаика из бумаги

1

Индивидуальная 

Наклеивание

5

Мозаика из бумаги

Индивидуальная 

окантовка

Текущий

Аппликация из природного материала

33

6

Экскурсия  «Сказка осеннего парка»

1

Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия родной природы

Всматриваемся в природу фотосъемка. Сбор материала

Текущий

7

Будем знакомы - аппликация из природного материала

1

 Знать основные правила техники безопасности и санитарной гигиены.

Организация рабочего места

8

Будем знакомы - аппликация из природного материала

1

Различать виды аппликаций из природного материала: предметные, декоративные, сюжетные. Освоить технологию наклеивания и высушивания

Индивидуальная 

Выполнение миниатюр, несложных аппликаций в следующей последовательности:

- Выкладывание миниатюр;

- Уточнение расположения элементов;

- Сдвигание на край стола;

Текущий

9

Составление предметной аппликации из целых форм растений.

1

Освоить технологию выполнения предметной аппликации из целых форм растений.

Индивидуальная 

Закрепление растений, высушивание.

10

Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией

1

Освоить технологию выполнения аппликации из целых форм растений со сложной композицией

Групповая работа  Выполнение аппликации из целых форм растений со сложной композицией в следующей последовательности:

- Составление контура;

- Заполняют внутреннюю часть;

Текущий

Текущий

Текущий

11

Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией

1

Групповая работа.

  Размещают центральные элементы;

- Уточняют расположения элементов;

- Обводят и намечают на фоне расположения   элементов;

12

Составление аппликации из целых форм растений со сложной композицией

1

Групповая работа.

 Сдвигают на край стола, закрепляют и высушивают

13

Составление миниатюр из частей растений.

1

Освоить технологию выполнения составление миниатюр из частей растений

Групповая работа  Выполнение аппликации на тему.

- Составление контура;

- Заполняют внутреннюю часть;

-Размещают центральные элементы;

- Уточняют расположения элементов;

- Обводят и намечают на фоне расположения   элементов;

14

Составление миниатюр из частей растений.

1

Групповая работа.

  Сдвигают на край стола, закрепляют и высушивают

Текущий

15

Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов.

1

Освоить технологию выполнения составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов.

Групповая работа.

  Выполнение декоративной аппликации в последовательно

-выбор фона;

 -Составление контура;

- Заполняют внутреннюю часть;

-Размещают центральные элементы;

16

Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов.

1

Групповая работа.

  -Уточняют расположения элементов;

- Обводят и намечают на фоне расположения   элементов;

-Сдвигают на край стола, закрепляют и высушивают Оформление миниатюр

17

Экскурсия в музей боевой славы

1

Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия военных событий,

Слушаем, всматриваемся в экспонаты, беседуем, фотосъемка

Текущий

18

Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация).

1

Поиск  наиболее интересного решения творческой работы.

Контролировать свою деятельность на всех этапах работы

Индивидуально - коллективная.

Выполнение сюжетной аппликации в следующей последовательности:

- Выбор сюжета аппликации;

-Выбор размера;

- Рисование эскиза композиции;

- Выбор фона, цвета для каждой фигуры;

- Перенос контуров отдельных фигур на подкладочную бумагу, вырезание фигур;

- Наклеивание фона;

- Наклеивание мелких деталей на крупные;

- Наклеивание крупных фигур на фон;

-Наклеивание остальных деталей;

- Тонирование наклеенных деталей.

- Высушивание после каждого этапа;

- Окантовка.

текущий

19

Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация).

1

Индивидуально - коллективная.

Перенос контуров отдельных фигур на подкладочную бумагу, вырезание фигур;

- Наклеивание фона;

Текущий

20

Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация).

1

Индивидуально- коллективная.

- Наклеивание фона;

- Наклеивание мелких деталей на крупные;

- Наклеивание крупных фигур на фон;

-Наклеивание остальных деталей

текущий

21

Проектная конкурсная работа с использованием различных природных материалов (сюжетная аппликация).

1

Индивидуально - коллективная.

- Тонирование наклеенных деталей.

- Высушивание после каждого этапа;

- Окантовка.

22

« Война глазами детей»

1

Выставка работ, защита проектов, литературно- музыкальная композиция

23

 Искусство экибаны

1

Индивидуальная

Составление композиции из засушенных растений

24

Районная выставка-конкурс «Надежда»

1

Подготовка к выставке

25

Районная выставка-конкурс «Надежда»

1

Посещение  районной выставки-конкурса «Надежда»

26

Аппликации из соломы.

1

Иметь представление о способах подготовки  и тонированию соломы.

Индивидуально - коллективная.

Выполнение упражнений по подготовки соломы горячим и холодным способами; упражнение по тонированию соломы в коричневые и темно- коричневые оттенки, серебристо – белый оттенок, в желто – золотистый, розовый и т.д.

27

Предметная

 аппликации я из соломы

1

Освоить технологию выполнения  предметной аппликации из соломы

Индивидуальная.

- Выполнение предметной аппликации:

- Рисование эскиза;

- Наклеивание соломенных лент;

- Правильное использование груза;

-  Первичное высушивание;

текущий

28

Предметная

аппликации я из соломы

1

Индивидуальная 

Срезание лишней соломы по краю бумажного изображения;

- Наклеивание на фон; вторичное высушивание под грузом.

29-30

Декоративной и сюжетной аппликации из соломы

2

Освоить технологию выполнения  декоративной и сюжетной аппликации из соломы

Индивидуально - коллективная.

Выполнение сюжетной или декоративной аппликации из соломы в следующей последовательности:

- Выбор сюжета;

- Составление эскиза;

- Перевод эскиза на фон;

- Тонировка соломы;

- Наклеивание соломенных лент;

- Использование груза и первичное высушивание;

- Срезание лишней соломы по краю бумажного изображения;

- Наклеивание фон.

текущий

31

Аппликация из тополиного пуха

Освоить технологию выполнения  аппликации из тополиного пуха

Подготовка тополиного пуха к работе

текущий

32-33

Аппликация из тополиного пуха

Групповая работа  Выполнение аппликации  в следующей последовательности:

- изображение контура;

- Заполняют внутреннюю часть путем наклеивания

34

Выставка

Индивидуально - коллективная.

Подготовка и проведение выставки

 Мероприятие с участием родителей «В мире прекрасного»,  

итоговый

                     

 Учебно - методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Литература:

1.А. Абрамова «Сто затей для детей»  М. Просвещение 1993г.

2.Ч. Барта «200 работ для умелых рук»

3.М.А.Гусакова «Аппликация» М.; Просвещение, 1987г.

4.В. Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика  руководства изобразительной деятельности детей» М ; Просвещение 1987г.

5. Кожохина С.К., « Путешествие в мир искусства». – М.; «ТЦ Сфера»,2002.

6.Е.Н. Рогов «Настольная книга практического психолога», М; «ВАДОС-ПРЕСС», 1999г.

Художественные произведения мировой культуры:

             Слайды и книги с изображением различных птиц и животных (Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды  известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

Музыкальные произведения:

  «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

 Материалы и инструменты:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти,  бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные,  клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон,

Оборудование кабинета:

  •  Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода в коридоре, освещение, оснащение техническими средствами ,технические средства обучения (компьютер в сборе, музыкальный центр, принтер, блокнот,  телевизор);

 фильмов и слайдов.

       Результаты освоения предмета и система их оценки.

 Дети должны ознакомиться и овладеть: 

1.С особенностями материалов, используемых в художественной деятельности,   выразительными средствами; правилами Т. Б. при работе ручными инструментами

1.Выберать для работы бумагу с различными свойствами: рисовальную, чертежную, глянцевую, шероховатую и т.д.

2.Различать бумагу  по виду, по цвету, применять цветную бумагу с различными оттенками, одной группы цвета (например: желтый, желто – оранжевый, желто – зеленый, зелено – синей, сине – фиолетовый), учитывая колорит аппликации.

3.Размечать фигуры по шаблону, линейки, угольника, с применением циркуля.

4.Вырезать точно по намеченным линиям.

5.Вырезать симметричные фигуры из листа бумаги, сложенного вдвое.

6.Размечать, сгибать тонкий картон.

7.  Правильно использовать природный материал в своих работах.

8.Развивать фантазию, воображение в различных формах творческой художественной деятельности, развивать наблюдательские и творческие способности, эмоциональную отзывчивость; приобретать первичные навыки изображения предметного мира, начальные навыки изображения пространства на плоскости

9. Активно использовать художественные термины

 Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

Проверка знаний обучающихся

И обязательно в конце каждого занятия – анализ  детских работ. Как  недооценка детского творчества, так и переоценка его приносят вред развитию ребенка. Ошибки в работах обучающихся предупреждаются,  прежде всего, хорошо подготовленным объяснением учителя, умеренным показом последовательного хода работы. Ошибки, которые допускают учащиеся, нужно критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны обязательно подчеркивать.

Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они, не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интересов. К. Д. Ушинский выступал против того, чтобы весь учебный процесс строился только на интересе и занимательности. « Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…».

Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создают в кружке радостный, творческий настрой.

На занятиях дети придерживаются правила: «Научился сам – научи другим».

 Педагогический контроль за учебным процессом проводится в следующих формах: анкетирование, тестирование, викторины,  выставки – конкурсы.

 

      ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Вводные и повторные инструктажи по технике безопасности и правилам поведения в кабинете во время занятий, на экскурсиях, в походах. Правила противопожарной безопасности. Беседы. Занятия по арт - терапии: выполнение работ  по впечатлению, настроению, использование нетрадиционных материалов: песок, пластилин, природные материалы, крупы.

         РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Проведение родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями, внеклассных мероприятий по следующим темам («Давайте познакомимся», «В мире прекрасного»,  «Война глазами детей» и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет

Программа  составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...

Рабочая программа (декоративно прикладное искусство)

Рабочая программа кружка "Страна Мастеров"...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Рабочая программа декоративно-прикладное творчество

Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над...