Программа "Художественные ремёсла. Декоративные изделия из кожи"
рабочая программа (6 класс) по теме

Кривоногова Людмила Николаевна

Натуральная кожа – это прочный, долговечный и пластичный материал. Программа научит детей тому, как старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве. Дети смогут сделать много интересных полезных вещей, а их подарки, сделанные своими руками, будут нести радость и тепло близким и друзьям. Работа с кожей может стать самым любимым хобби!

Образовательная программа  разработана для конкретной практической деятельности и позволяет реализовать творческий потенциал учащихся через значительное расширение рамок учебной программы по технологии.

Значительное место в содержании программы занимает метод проекта, позволяющий учащимся самостоятельно реализовать творческие идеи, а знакомство с работой промышленного дизайнера, конструктора-дизайнера кожгалантерейной промышленности поможет им сориентироваться в мире профессий и расширить свой кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovat_programma_osnovy_hud_remesla_dlya_dop_obrazov.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение дополнительного образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 446 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Рассмотрена                                                               «Утверждаю»

на педагогическом совете                                         директор гимназии № 446

гимназии № 446                                                         ______________    И.А.Лев

протокол № ___от ____________

Образовательная программа

«Основы ремесла.  Художественные изделия из кожи»

Возраст обучающихся:

11-15 лет

Срок обучения – 3 года

Автор-составитель:

Кривоногова

Людмила Николаевна

педагог дополнительного

                                                                               образования

Санкт-Петербург

2009

Информационная карта

Район – Колпинский

ОДОД ГОУ № 446

Направленность программы – художественная


Наименование программы  -- «Основы ремесла. Художественные изделия из кожи»

Вид программы         --  модифицированный

Уровень освоен        --  углубленный

Срок освоения          --  3 года

Возраст учащихся   -- 11-15 лет

Год разработки          -- 2009              Дата утверждения  --

Ф.И.О. автора-составителя – Кривоногова Людмила Николаевна,

образование – высшее педагогическое,

специальность – учитель общетехнических дисциплин и трудового обучения,

квалификация по должности педагога дополнительного образования –  высшая

Краткая аннотация программы:

Образовательная программа  разработана для конкретной практической деятельности и позволяет реализовать творческий потенциал учащихся через значительное расширение рамок учебной программы по технологии.

Полученные теоретические знания и общие сведения о природном материале -  коже, учащиеся смогут применить на практике в процессе творческой деятельности, узнавая о коже, как о материале, намного больше. Постепенно осваивая приемы художественной обработки кожи, учащиеся смогут изготовить от простых до более сложных и интересных по своему назначению изделий – это и предметы для интерьера: панно, вазы; украшения: бусы, подвески, ободки, броши, серьги и кулоны; аксессуары: очечники, косметички и сумки, ремни и кошельки и много других полезных вещей.

Значительное место в содержании программы занимает метод проекта, позволяющий учащимся самостоятельно реализовать творческие идеи, а знакомство с работой промышленного дизайнера, конструктора-дизайнера кожгалантерейной промышленности поможет им сориентироваться в мире профессий и расширить свой кругозор.

Натуральная кожа – это прочный, долговечный и пластичный материал. Программа научит детей тому, как старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве. Дети смогут сделать много интересных полезных вещей, а их подарки, сделанные своими руками, будут нести радость и тепло близким и друзьям. Работа с кожей может стать самым любимым хобби!


Пояснительная записка

Программа «Основы ремесла.  Художественные изделия из кожи» художественной направленности, ориентирована на детей среднего школьного возраста и подростков, которая предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

-- история, культура и эстетика быта;

-- основы дизайна;

-- элементы домашней экономики и предпринимательства;

-- знакомство с миром профессий;

-- влияние технологических процессов на окружающую среду и

здоровье человека;

-- творческая, проектная деятельность.

Кожевничество – одно из древнейших ремесел на земле. Но кожа является материалом биологического происхождения, и с течением времени изделия из нее исчезают без следа, оставляя о себе память, легенду, отображение в рисунке или литературном описании. Благодаря археологическим раскопкам ХIХ – ХХ вв. мы имеем некоторое представление об истории кожевничества по отдельным предметам из кожи, сохранившимся до наших дней в древних гробницах Египта, Греции и вечной мерзлоте курганов в долине Пазырык на Алтае.

Этот удивительный материал – кожу – создала сама природа. Изделия из нее надежно защищают от холода, пыли, влаги и в то же время отлично «дышат».

Кожа – это дерма шкуры животного, сохранившая свою  волокнистую структуру, но ее химические, физические и механические свойства изменены в соответствии с назначением конкретного вида кожи.

Для изготовления декоративно-прикладных изделий чаще всего применяется кожа растительного дубления и неокрашенная, позволяющая использовать такие приемы художественной отделки, как гравировка, тиснение, печать, батик, выжигание и роспись красками.

Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям. Где же взять этот замечательный материал?

Не надо спешить выбрасывать изделия из кожи, вышедшие из моды, из них можно смастерить немало изящных и полезных изделий. Дать вторую жизнь изделиям, таким как сумки, пальто и пиджаки, голенища от сапог, перчатки, и  изготовить из них  украшения и  многое другое, поможет школьникам испытать  прекрасные чувства – радость созидания и творчества.


Актуальность программы  заключается в реализации потребности учащихся через конкретную и интересную практическую деятельность в интересной и увлекательной форме организовать свой досуг.

Педагогическая целесообразность  в развитии мотивации учащихся к изучению различных видов прикладного творчества, что дает возможность расширить их политехнический кругозор, организуя поиск «своего» материала и «своей» технологии обработки этих материалов. Это, несомненно, оказывает благотворное влияние на раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся, а также их профессиональному самоопределению.

Цель программы: создание оптимальных условий для формирования творческой личности ребенка и развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи программы:

Образовательные: 

сформировать представление о процессе получения материалов природного и искусственного происхождения;

научить разным способам обработки кожи и способам утилизации отходов из кожи;

дать знания о видах художественных промыслов России, стран СНГ и Прибалтики.

Развивающие:

развивать познавательный интерес в области технического мышления и пространственного воображения;

способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, навыков самостоятельной и коллективной творческой деятельности;

способствовать развитию умения представлять результат собственной творческой деятельности;

развивать мотивацию к дальнейшим занятиям творческой и проектной деятельностью.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность;

воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности;

способствовать воспитанию уважительного отношения к людям Различных профессий и результатам их труда.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является – получение возможности освоить метод проектирования изделий и познакомиться с основами предпринимательской деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 – 15 лет.


Сроки реализации программы – 3 года

Формы и режим занятий

Занятия проходят в режиме: два раза в неделю.

1 год обучения – по 2 часа – 4 часа в неделю, всего 144 часа в год;

2 год обучения – по 3 часа – 6 часов в неделю, всего 216 часов в год;

3 год обучения – по 3 часа – 6 часов в неделю, всего 216 часов в год.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

1 год – 12 – 15 человек

2 год – 12 человек

3 год – 10 человек

Формы организации детей на занятии:  коллективная, групповая, малые группы с организацией индивидуальной работы.

Формы проведения занятий: комбинированное, фронтальное, коллективно-групповое, практическое,  занятие – экскурсия, занятие – выставка, занятие – презентация.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу  1-го года обучения учащиеся будут знать:

 общие сведения о процессе получения материалов природного и искусственного происхождения;

виды художественных промыслов России;

 материалы, общие сведения об их использовании и применении в традиционных художественных ремеслах;

 способы обработки кожи, методы изучения ее свойств, способы утилизации отходов по истечении срока использования изделий из кожи;

 виды режущих инструментов и приспособлений для обработки кожи и  изготовления изделий из нее;

 правила охраны труда и безопасные приемы работы с натуральной кожей;

содержание и характер труда специалистов кожевенной промышленности.


будут уметь:

пользоваться режущими инструментами, приспособлениями для изготовления изделий из натуральной кожи;

 применять различные способы подготовки материала к работе;

определять вид и свойства материалов природного происхождения;

разрабатывать эскизы будущих изделий;

уметь организовать свое рабочее место и поддерживать в рабочем состоянии инструмент и приспособления для работы;

подготавливать материал для работы, подбирать его по цвету, фактуре;

изготавливать трафареты для будущих изделий;

 изготавливать простейшие изделия - украшения и аксессуары;

 определять качество готового изделия по соответствующим критериям и уметь творчески представить его;

К концу 2-го года обучения учащиеся будут знать:

☺ искусство народов России, Калмыкии, Бурятии, Башкирии и Дагестана;

санитарные требования к помещению для работы с кожей, правила работы с натуральными материалами;

способы обработки кожи: шитье, плетение, швы встык и внахлест, виды оплеток и шнуров, а также факторы, влияющие на качество кожи: изготовление определенных изделий, изменение свойств кожи при хранении и эксплуатации изделий, эстетические и гигиенические показатели;

правила выбора кожи для изготовления бижутерии;

уход за изделиями из натуральной кожи;

будут уметь:

использовать информационные технологии для хранения и получения необходимой информации, а также для представления результатов своей работы;

работать с инструментом и дополнительными материалами: иглами, пробойниками, измерительными принадлежностями, металлическим зубчатым колесиком и набором шил, циркулем;

определять качество натуральной кожи;

 использовать тепловую обработку для изменения свойств кожи, работая с парафиновой свечей и электрической плиткой;

 изготавливать украшения из кожи: заколки для волос, браслеты, ободки и аксессуары: очечники, бумажники;

 работать в группе и принимать участие в коллективном творческом

проекте.

К концу 3-го года обучения учащиеся будут знать:

☺ виды художественных промыслов стран СНГ и Прибалтики;

технологию выделки  кожи  и способы утилизации непригодных для  дальнейшего использования изделий из нее без нанесения вреда окружающей среде и здоровью человека;

основные этапы работы древних кожевников: выделка и подготовка кожи, изготовление изделий и отделка;

способы реставрации и подготовки к работе старой кожи;

способы окрашивания кожи и замши;

традиционные приемы обработки кожи: точение, плетение, драпировка;

способы декоративной обработки кожи: виды плетенок, драпировку, тиснение, гравировку и выжигание;

виды вышивки народов Азии, Европы, России, Севера;

формы защиты авторских проектов по изготовлению изделий:  устное представление с демонстрацией изделия, реклама, презентация;

профессии кожгалантерейной промышленности: промышленный дизайнер, дизайнер-проектировщик, конструктор-закройщик изделий из кожи.


будут уметь:

самостоятельно выбирать технологию изготовления изделий с учетом вида и качества материала;

планировать собственную творческую деятельность и для коллективного проекта;

правильно выбирать инструмент и приспособления с учетом технологии изготовления изделий;

изготавливать украшения и аксессуары из вторичного сырья: броши, кулоны, серьги, пояса; косметички, сумки;

изготавливать изделия для украшения и оформления интерьера: панно, декоративные вазы,

утилизировать отходы и непригодные для использования материалы без вреда окружающей среде и здоровью человека;

соблюдать правила охраны труда и организовывать рабочее место, использовать безопасные приемы работы с электроплиткой и выжигательным аппаратом;

 творчески и поэтапно оформлять пояснительную записку к проекту по технологии изготовления выбранных изделий и комплектов;

самостоятельно создавать презентацию и защищать творческий проект;


Способы и формы выявления и проверки результатов:

анкетирование;

самоанализ приобретенных навыков общения;

тестирование (результативность усвоения теоретического материала);

выставки и фестивали;

самооценка учащегося;

взаимопроверка детей;

 демонстрация готовых изделий;

 защита творческих работ;

наблюдение педагога;

беседы и опросы;

отзывы родителей (удовлетворенность процессом обучения, развития и воспитания);

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Виды и этапы аттестации:

текущий контроль по итогам изучения темы программы: опрос, кроссворд, тест;

промежуточный контроль: самоанализ работ и участие в мини-выставке;

 итоговый контроль по усвоению программы каждого года обучения:

тестирование, выставка творческих работ, презентация творческих проектов.

Способы фиксации результатов:

журнал творческих достижений учащихся;

 грамоты и дипломы;

фотосессии из жизни коллектива в процессе творческой деятельности;

отзывы родителей, друзей и учителей о творческих работах;

портфолио учащихся;

статьи в прессе о жизни творческого коллектива.


Учебно-тематический план

первого года обучения

№ п/п

наименование тем

количество часов

теория

практика

всего

1

Виды художественных промыслов.

Художественные промыслы России.

2

4

6

2

История кожевничества. Материалы археологических раскопок.

2

4

6

3

Организация рабочего места и безопасные приемы работы.

2

4

6

4

Инструменты и принадлежности для работы с кожей. Режущие инструменты.

4

6

10

5

Виды кож. Строение и свойства кожи.

2

4

6

6

Способы декоративной обработки кожи.

Шитье и материалы для сшивания деталей. Техника «жмурка».

4

12

16

7

Отделочные операции. Аппликация из кожи. Фигурный край.

2

10

12

8

«Ювелирка» из кожи. Использование отходов для изготовления украшений. Трафареты и выкройки. Виды шнурков и застежек. Изготовление бус и кулонов.

3

19

22

9

Технология изготовления аксессуаров из кожи. Кошельки на шею и декоративные подвески: кисточки, фонарики. Брелоки для ключей, фасонные пуговицы.

3

10

13

10

Основы проектной деятельности.

Исследовательский, технологический и заключительный этапы проектирования изделий. Сбор и обработка информации. ИКТ при оформлении проектов. Разработка первоначальных идей. Экономический и экологический аспекты проекта. Самоанализ и самооценка работы. Формы защиты проектов.


10


30


40

11

Экскурсии. Выставки.

2

5

7

Итого:

36

108

144


Учебно-тематический план 

второго года обучения

№ п/п

наименование тем

количество часов

теория

практика

всего

1

Виды художественных промыслов. Художественные промыслы народов России, Калмыкии, Бурятии, Башкирии и Дагестана.


2


6


8

2

История кожевничества. Археологические раскопки Египта. Выделка и использование кожи в Древнем Египте.


4


6


10

3

Организация рабочего места и безопасные приемы работы при использовании тепловых источников: парафиновой свечи, электрической плитки и сковороды.


2


4


6

4

Инструменты и принадлежности для работы с кожей. Виды пробойников. Измерительные принадлежности. Инструмент для оплетки и перфорации.


4


6


10

5

Виды кож. Строение и свойства кожи. Современное кожевенное производство. Профессии кожгалантерейной промышленности. Дерма, ее функции и строение.


4


8


12

6

Способы декоративной обработки кожи. Технология выполнения швов: выворотный, встык, внахлест, в разворот. Изготовление перфорации. Виды оплетки и способы ее выполнения. Виды шнуров и технология их изготовления. Виды стежков для сшивания кожи.


6


34


40

7

Отделочные операции. Полировка и вощение. Способы обработки края. Возможные дефекты и их скрытие. Аппликация. Виды швов для аппликации. Объемная аппликация.


4


20


24

8

«Ювелирка» из кожи. Классический, авангардный и фольклорный стили, их воплощение в украшения из кожи. Технология изготовления заколок и ободков для волос, браслетов.


2


15


17

9

Аксессуары из кожи. Сумки, бумажники, портмоне, их назначение и технология изготовления. Профессия дизайнера украшений и аксессуаров.


2


15


17

10

Проектная деятельность. Обоснование проблемы и постановка задач. Цели проекта. Принятые этапы проектирования. Технологический процесс изготовления изделия. Самоконтроль и самоанализ. Защита творческого проекта.


10


50


60

11

Экскурсия в ателье по ремонту аксессуаров из кожи. Выставки творческих работ детского коллектива.

2

10

12

Итого:

42

174

216


Учебно-тематический план третьего года обучения

№ п/п

наименование тем

количество часов

теория

практика

всего

1

Виды художественных промыслов. Художественные промыслы стран СНГ и Прибалтики.

2

4

6

2

История кожевничества. Развитие кожевничества на русской земле. Кожевенное производство северных и южных славян.


2


4


6

3

Организация рабочего места и безопасные приемы работы. Использование эл.выжигательного прибора и правила его эксплуатации.


2


4


6

4

Инструменты и принадлежности для работы с кожей. Инструмент для прокалывания и сшивания деталей изделия. Инструменты для отделки лицевой поверхности кожи: штриховки, копир.


2


4


6

5

Виды кож. Строение и свойства кожи. Топографические участки шкуры животного. Качество и сорт кож. Правила утилизации  непригодных отходов.


2


4


6

6

Способы декоративной обработки кожи. Виды плетенок. Драпировка, тиснение, гравировка.  Виды вышивок народов Азии, Европы, России и Севера.


4


18


22

7

Отделочные операции. Способы перевода рисунков для выжигания. Изготовление трафаретов и правила их использования. Термообработка и ее использование в отделке изделий из кожи.


4


20


24

8

«Ювелирка» из кожи. Классический стиль в изготовлении женских украшений. Дизайн женских украшений. Профессии дизайнера-проектировщика, конструктора-закройщика. Промышленный дизайн. Дополнительная фурнитура. Изготовление украшений: броши, кулоны, серьги.


3


20


23

9

Технология изготовления аксессуаров из кожи. Пояса, косметички, сумки, технология их изготовления.


4


18


22

10

Проектная деятельность. Выбор и обоснование проблемы. Поэтапное оформление проекта. Экономический аспект и маркетинговое исследование.


10


73


83

11

Экскурсия на фабрику кожгалантерейно промышленности. Знакомство с профессиями: промышленный дизайнер и конструктор-закройщик. Выставки изделий и творческих проектов детского коллектива.


2


10


12

Итого:

37

179

216


Содержание программы

Первый год обучения

Виды художественных промыслов.

Географические особенности народного искусства. Виды художественных промыслов.

Практические работы: работа с текстами сборника; творческое оформление видов

художественных промыслов России.

2. История кожевничества.

Кожевничество – одно из древнейших ремесел на земле. Материалы археологических раскопок.

Практические работы:  работа с текстами по истории кожевничества; творческое оформление исторической справки о кожевничестве; представление результатов работы.

3. Организация рабочего места и безопасные приемы работы.

Экскурсия по мастерской. Оборудование рабочего места. Освещение рабочего места. Выполнение требований по охране труда. Типовые инструкции для учащихся, работающих в мастерской. Безопасные приемы работы. Способы хранения инструмента и заготовок для работы.

Практические работы: знакомство с планом мастерской и расположением оборудования;

выполнение эскизов; оформление необходимых записей в творческой тетради; составление плана рабочего места с учетом необходимых требований; тренировочные упражнения по безопасным приемам работы.

4. Инструменты и принадлежности для работы с кожей.

Подбор инструментов и принадлежностей. Режущие инструменты. Правила работы режущим инструментом.

Практические работы: творческое оформление необходимых записей; заполнение таблиц по видам инструмента и его назначению; тренировочные упражнения по отработке приемов работы с инструментом.

5.Виды кож. Строение и свойства кожи.

Как шкура животного превращается в кожу. Этапы превращения шкуры животного в кожу.

Мягкость и пластичность кожи.

Практические работы:  работа с текстами; творческое оформление записей по теме занятия;

сортировка кожи по видам и свойствам; создание коллекции видов кож.

6. Способы декоративной обработки кожи.

Шитье. Материалы для сшивания деталей. Клеящие материалы для  изготовления изделий из кожи. Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Виды ремешков. Способы закрепления ремешка в начале работы.

Обработка кожи в технике «жмурка». Обтяжка кожей жесткой основы изделия. Способы заготовки ремешков. Набор полотна из маленьких кусочков кожи.

Практические работы: творческое оформление записей; графическое изображение видов плетения ремешков; тренировочные упражнения и изготовление образцов;  изготовление образцов швов: встык, внахлест, изготовление ремешков;


7. Отделочные операции.

Виды дополнительной отделки. Назначение дополнительной отделки. Фигурный край. Виды аппликации из кожи. Сочетание аппликации с тканью, вышивкой, другим декором. Стилизованный растительный орнамент.

Практические работы:  творческое оформление записей; выполнение эскизов и рисунков; разработка эскизов небольших работ с использованием аппликации; изготовление аппликаций; изготовление небольших панно с использованием аппликации.

8. «Ювелирка» из кожи.

Применение кожи для изготовления женских украшений. Сочетание кожи с разными материалами. Аккуратность и качество работы. Использование отходов для изготовления украшений.

Самоконтроль.

Практические работы:  творческое оформление записей и эскизов; подбор кожи и ее подготовка; заготовка трафаретов и выкроек; тренировочные упражнения по изготовлению шнурка и застежки  для бус и кулонов; изготовление бус и кулонов; самопрезентация работ.

9.Технология изготовления аксессуаров из кожи.

Виды аксессуаров и их назначение. Технология изготовления кошельков на шею. Декоративные подвески: кисточки, фонарики. Изготовление фасонных пуговиц. Брелоки для ключей.

Практические работы: творческое оформление записей, эскизов и рисунков; Изготовление кошелька на шею по индивидуальным эскизам; изготовление образцов фасонных пуговиц; изготовление брелоков для ключей; творческое представление работ.

10.Проектная деятельность.

Проект и проектная деятельность. Возможности проектной деятельности. Организация творческих групп. Тематика проектных заданий. Этапы выполнения проекта. Сбор и обработка  необходимой информации. Первоначальные идеи. Обоснование выбора изделия. Технология изготовления изделия. Экономический и экологический аспект проекта. Самоанализ и самооценка проекта. Защита проекта.

Практические работы:  планирование творческой деятельности; разработка первоначальных идей; разработка критериев проекта;  дизайн-анализ выбранной идеи; оформление технологической карты; изготовление изделий с учетом выбранной темы проекта; экологическая оценка проекта; экономические затраты и их оформление; творческое оформление этапов работы; самоанализ и самооценка деятельности; защита проектов.

Предполагаемые темы проектов: изготовление  декоративных подвесок и украшений на шею, подарок на день рождения, комплект брелоков, изделие для интерьера и рабочего стола: несложное панно, карандашница, игольница.

11. Экскурсии. Выставки.

Экскурсия-прогулка. Виды и способы утилизации отходов натурального (природного) происхождения. Варианты представления работ. Правила организации и проведения выставки.

Практические работы: составление плана экскурсии; оформление отзывов и выводов; проект оформления выставки; участие в выставках и сбор отзывов.


Содержание программы

Второй год обучения

Виды художественных промыслов.

Художественные промыслы России. Художественные изделия из кожи и меха народов Калмыкии, Бурятии, Башкирии и Дагестана.

Практические работы: творческое оформление сведений по теме; работа с текстами;  составление атласа художественных промыслов России и народов, заселивших лесостепную, степную, полупустынную зоны; презентация работ.

2. История кожевничества.

Материалы археологических раскопок в Египте. Использование кожи в Древнем Египте

Практические работы: работа с текстами; оформление исторической справки, творческое представление результатов работы.

3. Организация рабочего места и безопасные приемы работы.

Правила безопасных приемов работы при обработке кожи на свече. Обработка кожи на электроплитке (или сковороде);

Практические работы: оформление необходимых записей в творческую тетрадь; тренировочные упражнения по обработке кожи на свече и эл.плитке; оформление образцов работы.

4. Инструменты и принадлежности для работы с кожей.

Виды пробойников. Измерительные принадлежности. Металлические линейки. Циркуль. Иглы для шитья. Набор шил. Металлическое зубчатое колесико – резец. Инструмент для выполнения перфорации и оплетки. Дополнительные материалы и инструменты.

Практические работы: знакомство с видами инструмента и его назначением; оформление записей в творческой тетради; организация и проведение игры на внимание: «что пропало…»; выполнение эскизов инструмента; оформление таблиц по видам и назначению инструмента и принадлежностей.

5.Виды кож. Строение и свойства кожи.

Кожевенное производство. Профессии кожевенного производства. Срез шкуры животного. Слои кожи и их свойства. Дерма, ее функция. Охрана тела животного от механических внешних воздействий. Коллагеновые волокна, эластиновые и белковые волокна.

Практические работы: творческое оформление записей по теме; выполнение рисунков и эскизов; изучение свойств кожи; составление творческого путеводителя по видам кожи.

6. Способы обработки кожи.

Шитье. Технология выполнения швов. Выворотный шов. Шов встык. Шов внахлест. Шов в разворот. Перфорация. Виды оплетки. Виды шнуров. Способы соединения деталей. Двухигольное шитье. Виды стежков для сшивания кожи.

Практические работы: творческое оформление записей; графическое изображение швов; изготовление образцов швов; изготовление образцов шнуров; изготовление образцов оплетки; тренировочные упражнения по двухигольному шитью.


7. Отделочные операции.

Вощение и полировка. Фигурный край. Лакирование изделия. Способы обработки края. Обработка морилкой и выжиганием.  Возможные дефекты и их скрытие. Аппликация. Материалы для аппликации. Виды швов для аппликации. Объемная аппликация.

Практические работы: творческое оформление записей по теме; выполнение рисунков и эскизов; тренировочные упражнения по обработке края изделия морилкой и выжиганием; проработка швов для аппликации; выполнение миниатюр с использованием аппликации из кожи.

8. «Ювелирка из кожи.

Стилевые направления в моде. Классический, авангардный и фольклорный стили. Воплощение стилей в украшения из кожи. Технология изготовления заколок для волос, браслетов, ободков. Самоанализ творческой деятельности.

Практические работы: творческое оформление записей, рисунков и эскизов; работа с текстами по теме; изготовление выкроек и трафаретов; изготовление заколок для волос, браслетов и ободков по индивидуальным эскизам. Презентации работ.

9. Технология изготовления аксессуаров.

Сумки, бумажники, портмоне, их назначение и технология изготовления. Сумки-конверты.

Профессия дизайнера украшений и аксессуаров. Предложения дизайнеров по изготовлению аксессуаров.

Практические работы: творческое оформление записей по теме; оформление эскизов и рисунков; изготовление шаблонов и выкроек; изготовление бумажника «с секретом»; изготовление очешников.

10.Проектная деятельность.

Этапы проектирования. Обоснование проблемы и постановка задач. Цели проекта. Первоначальные идеи и комментарии. Исследование проблемы и выводы. Типы интервью и обработка материалов интервью. Проработка лучшей идеи. Технологическая карта и ее оформление. Процесс изготовления изделий. Самоконтроль и анализ творческой деятельности. Защита проектов.

Практические работы:  разработка и творческое оформление первоначальных идей; проведение интервью и оформление результатов; разработка дизайн-критериев и дизайн-спецификации; проработка лучшей идеи; планирование технологии изготовления изделий и творческое оформление технологической карты; изготовление изделий; экономический расчет и экологическое обоснование проекта; самоанализ и самооценка деятельности; защита проекта.

Предполагаемые темы творческих проектов: разработка и изготовление сумки, подарок, разработка изделий для жилого интерьера, декоративные панно и т.д.

11. Экскурсии. Выставки.

Экскурсия в ателье по ремонту кожгалантерейной продукции.  Ознакомление группы с производственными процессами и профессиями ателье. Творческий подход к оформлению работ для выставки.

Практические работы:  оформление плана экскурсии;  оформление итогов и выводов по полученной информации; разработка проекта по оформлению экспозиции выставки;творческих работ; проведение экскурсии по направлениям выставки и видам работ; составление отчета о проделанной работе; презентация выставки.

 


Содержание программы

Третий год обучения

Виды художественных промыслов.

Художественные промыслы, стран СНГ и Прибалтики.

Практическая работа: работа с текстами; творческое оформление записей;

изготовление путеводителя по видам художественных промыслов стран СНГ

и Прибалтики.

2. История кожевничества.

Развитие кожевничества на русской земле. Условия для развития скотоводства (климат, леса и пастбища). Кожевенное  производство северных и южных славян. Кожевенные мастерские ХI и ХII вв. Возможности переработки отходов.

Практические работы: работа с текстами; творческое оформление записей; творческое оформление исторической справки по теме; подготовка сообщений; представление результатов работы.

3. Организация рабочего места и безопасные приемы работы.

Инструктаж по организации рабочего места. Инструкции по безопасным приемам работы и безопасное использование электрических приборов: плитки и выжигательного аппарата.

Практические работы: изучение инструкций; оформление записей по теме; тренировочные упражнения по безопасным приемам работы с электроплиткой и выжигательным аппаратом.

4. Инструменты и принадлежности для работы с кожей.

Инструменты для прокалывания и сшивания кожи. Использование выжигательного прибора. Инструменты для отделки лицевой поверхности кожи: штриховки, копир (зубчатое колесико).

Практические работы: знакомство с инструментом и его назначением; оформление записей по теме; тренировочные упражнения по использованию инструмента и выжигательного аппарата.

5.Виды кож. Строение и свойства кожи.

Топографические участки шкуры животного. Свойства шкуры. Кожевенное сырье, характеристики и назначение. Качество кожи. Сорт. Как сохранить и обновить изделия из кожи. Правила утилизации отходов.  

Практические работы: творческое оформление  записей по теме; выполнение эскизов, рисунков и схем по строению кожи;  изучение свойств кожи различных видов; составление коллекции видов кожи; оформление рекомендаций по уходу за изделиями из кожи.

6. Способы обработки кожи.

Декоративная обработка кожи. Приемы декоративной обработки кожи. Виды плетенок. Виды вышивок по коже народов Азии, Европы, России и Севера  Драпировка. Тиснение. Гравировка. Инструмент для выполнения драпировки.

Практические работы: творческое оформление записей; выполнение эскизов и рисунков; тренировочные упражнения и изготовление образцов с использованием драпировки, гравировки,; изготовление образцов плетенок.


7. Отделочные операции.

Технология выжигания по коже. Правила безопасного использования выжигательных аппаратов. Безопасные приемы работы. Способы перевода рисунков для выжигания. Трафареты. Драпировка и способы ее выполнения.. Термообработка. Приемы термообработки.

Практические работы: творческое оформление записей по теме; выполнение эскизов и рисунков для выжигания; тренировочные упражнения по выжиганию на образцах; отработка приемов термообработки кожи; изготовление мелких деталей и образцов способом термообработки.

8. «Ювелирка» из кожи.

Классический стиль в технологии изготовления женских украшений. Броши, серьги, кулоны, комплекты, гарнитуры. Дизайн женских украшений. Выбор кожи для украшений. Композиция и дизайн комплекта. Дополнительная фурнитура. Самоанализ творческой деятельности.

Практические работы: оформление записей и выполнение творческих эскизов и рисунков для украшений; составление коллекции кож для украшений; тренировочные упражнения по выполнению отдельных операций; изготовление шаблонов и трафаретов для украшений; изготовление отдельных изделий и комплектов украшений. Презентации работ.

9. Технология изготовления аксессуаров из кожи.

Виды поясов. Наборные и цельнокроеные пояса. Техника соединения звеньев. Использование оплетки для отделки поясов. Варианты скрепления частей пояса. Виды пряжек и технология их изготовления. Пояса с сумочками.

Практические работы: творческое оформление записей, эскизов и рисунков; разработка эскизов изделий; изготовление образцов пряжек; разработка комплектов; изготовление поясов и комплектов.

10.Проектная деятельность.

Исследовательский этап проекта. Технологический этап проекта. Заключительный этап проекта. Маркетинговое исследование. Способы реализации продукции.

Практические работы: поэтапное оформление пояснительной записки к проекту; изготовление изделий; оформление эколого-валеологического обоснования проекта; расчет экономической себестоимости проекта; маркетинговое исследование; проведение интервью; оформление фотосессии проектной деятельности; изучение спроса и предложения на изделия; подбор материалов для оформления презентации проекта; защита проекта и его презентация.

Предполагаемые темы проектов: разработка и изготовление изделий по самостоятельному выбору учащихся и творческих групп.

11. Экскурсии. Выставки.

Экскурсия-занятие. Посещение средних профессиональных учебных заведений декоративно-прикладного творчества. Экскурсия на фабрику кожгалантерейной промышленности. Знакомство с профессиями фабрики и ассортиментом выпускаемых изделий. Дизайнерское решение. Оформление интерьера для проведения тематических выставок.

Практические работы: составление отчетов по экскурсии; выполнение эскизов по оформлению интерьера для проведения тематических выставок; создание коллекции творческих работ; оформление экспозиций; проведение экскурсий по тематике экспозиций; изготовление фотоальбома по творческим работам; создание презентации выставок творческих проектов.


Методическое обеспечение образовательной программы



Тема

программы

Форма организации и форма проведения


Методы и приемы

Дидактический

материал, техническое оснащение занятий

Вид и формы контроля и предъявления результата

1

Виды художественных промыслов.

Комбинированное занятие,

практическое занятие;

коллективно-групповая  и с организацией индивидуальной работы внутри группы.


По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-иллюстративные, исследовательские.

По степени активности

детей :

учебно-исследовательские,

творческие.

Интернет-ресурс  «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики), автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев О.Е,

м/м презентация: «Виды художественных промыслов»

Текущий контроль:

фронтальный опрос;

промежуточный контроль –самоанализ работ.

2

История

кожевничества.

Комбинированное занятие,

коллективно-групповая и практическая работа.


По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-иллюстративные, исследовательские, организация работы с текстами.

По степени активности

детей :

творческие, организация самостоятельной познавательной деятельности,

учебно-исследовательские.

Ананьина Т.В. Художественные изделия из кожи. Раздел «Немного об истории кожевничества».

Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г. Раздел «О коже, что всех тканей дороже».

Текущий контроль:

фронтальный опрос;

промежуточный контроль –самоанализ работ.

Итоговый контроль – мини-презентация творческой работы.

3

Организация рабочего места и безопасные приемы

работы.

Фронтальная, групповая, практическая работа.

По источнику информации :

наглядные, словесные,

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные, организация работы с тексами инструкций, демонстрация правильных приемов работы.

По степени активности

детей :

репродуктивные,

тренировочные упражнения.




Инструкции по охране труда в учебных мастерских;

м/м презентация

«Безопасные приемы работы с инструментом и приспособлениями при работе с кожей».

Текущий контроль - фронтальный опрос.

4

Инструменты и принадлежности для работы с кожей.

Фронтальная, групповая, практическая работа.

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные

По степени активности

детей :

репродуктивный,

организация самостоятельной познавательной деятельности;

тренировочные упражнения.


Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Раздел «Какие инструменты пригодятся для работы с кожей».

Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Раздел «Инструменты и дополнительные материалы».

м/м презентация «Инструменты для работы с кожей и его назначение».

Текущий контроль - фронтальный опрос.

Промежуточный контроль - тестирование,

Заключительный контроль - игра на внимание «Что пропало…»

.

5

Виды кож.

Строение и свойства кожи.

Фронтальная, групповая, практическая работа.

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.

По степени активности

детей :

организация самостоятельной познавательной деятельности; учебно-исследовательские.

Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Раздел «Как шкура животного превращается в кожу».

Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Раздел «Какая бывает кожа».

м/м презентация «Строение кожи и ее свойства».

Текущий контроль - фронтальный опрос.

Промежуточный контроль – самоанализ работ; итоговый контроль - тестирование.

6

Способы обработки кожи.

Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа.

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические

По степени активности

детей :

организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения.





Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994.

Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996.

Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г

Иллюстрации приемов работы.

Текущий контроль - фронтальный опрос.

Промежуточный контроль – самоанализ работ; итоговый контроль - тестирование

7

Отделочные операции.



Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические

По степени активности

детей :

организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения.

Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994.

Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996.

Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г

Иллюстрации приемов работы.

Текущий контроль - фронтальный опрос.

Промежуточный контроль – самоанализ работ; итоговый контроль - тестирование

8

«Ювелирка» из кожи.


Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические

По степени активности

детей :

организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения.

Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994.

Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996.

Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г

Иллюстрации приемов работы.

Рисунки и эскизы готовых работ.

Текущий контроль - фронтальный опрос.

Промежуточный контроль -  коллективный анализ работ.

Итоговый контроль - демонстрация готовых изделий, защита творческих работ, выставка,.

9

Технология изготовления аксессуаров из кожи.


Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические

По степени активности

детей :

организация самостоятельной позна

вательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения.









Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994.

Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996.

Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г

Иллюстрации приемов работы.

Рисунки и эскизы готовых работ.

Текущий контроль - фронтальный опрос.

Промежуточный контроль -  коллективный анализ работ.

Итоговый контроль - демонстрация готовых изделий, защита творческих работ, выставка,.

10

Проектная деятельность.


Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

объяснительно-

иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические, эмоционально-действенное.

По степени активности

детей :

проблемный,

организация самостоятельной познавательной

деятельности, учебно-исследовательские, творческие.

Михейкина Т.М. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – Спб.: --АППО, 2004.

Казачкова Т.Б., Терешенков О.М.,

Инновации в учительском опыте.

--Спб, СПбГУПМ, 1999.

м/м презентация «Этапы проектной деятельности».

Текущий контроль - фронтальный опрос.

Промежуточный контроль -  коллективный анализ работ.

Итоговый контроль - демонстрация готовых изделий, защита творческих работ.

11

Экскурсии. Выставки.

Коллективно-групповая.

По источнику информации :

наглядные, словесные, практические.

По способу взаимодействия педагога и детей :

практические, эмоционально-действенные

По степени активности

детей :

организация самостоятельной познавательной

деятельности

творческие.

м/м презентации по видам защиты творческих проектов и фотографии изделий, представленных на выставках разных лет.

Промежуточный контроль - коллективный анализ работ.

Итоговый контроль – выставки и демонстрация готовых изделий.

Презентации творческих проектов.



Рекомендации по проведению практических занятий

 

По каждой новой теме необходимо с учащимися проводить инструктаж по охране труда и правилам безопасного использования инструмента.

Во время проведения практических работ следует осуществлять вводный и текущий инструктаж по правилам организации рабочего места, безопасному использованию инструмента, приспособлений и оборудования.

Следует ознакомить на вводном занятии и обсудить с учащимися:

-- инструкцию по пожарной безопасности;

-- инструкцию по охране труда во время практической работы в учебной мастерской по обработке ткани и материалов;

-- инструкцию по охране труда при использовании технических средств обучения;

-- инструкцию по охране труда при возникновении несчастного случая.

Указать месторасположение аптечки и познакомить с необходимым перечнем и наличием медикаментов для учебной мастерской, а также адресами и телефонами ближайших медицинских учреждений.


Материально-техническое обеспечение

образовательной программы

Занятия художественным ремеслом должны проводиться в учебной мастерской по обработке ткани и иметь следующие составляющие:

Мебель:  рабочие столы на одного учащегося, стеллажи, тумбы или шкафы для хранения материалов, инструментов и работ учащихся.

Технические средства обучения: компьютер – 1шт., экран стационарный – 1шт., м/м проектор – 1 шт.

Оборудование и электроприборы: электрическая плитка для отделки деталей из кожи – 1 шт.; эл.выжигательные приборы – 5 шт.

Инструменты: наборы инструментов, предназначенные для обработки металла и дерева: отвертки – 1 комплект, гвозди, плоскогубцы 3 шт.; ножи различной конфигурации: кривой, прямой, сапожный, нож в форме полумесяца – по 1 шт.; портновские ножницы – 12 шт., ножницы «зиг-заг» - 3 шт., ножницы с профилированными лезвиями – 2 шт., бруски и шкурки для точки ножей, крестовое и круглое шило – 2 шт., предметы из маникюрного набора – по 1 шт., скальпели и пинцеты – по 2 шт., металлический и деревянный молотки по 2 шт., пробойники и фестоны – 1 набор, фигурные пробойники – 1 набор, иглы металлические для ручной работы – по 2 набора, тиски для закрепления фрагментов и деталей изделий – 5 шт.

Количество инструмента и приспособлений перечислено из расчета на группу в 12-15 человек.

Материалы: оргстекло и плотный картон, резиновая шайба, мраморная плитка, кухонная разделочная доска размером 40 – 60 и шириной 25-35см, копир для разметки, металлические линейки. Парафиновые свечи для отделки деталей. Отходы кожгалантерейной промышленности, вторично используемые материалы из натуральной кожи.

Материалы для склеивания и отделки изделий:  клей «Момент», резиновый клей, клей ПВА, кремы для обуви, вазелин, касторовое и машинное масло, анилиновые и растительные красители, металлическая фурнитура (кнопки, замочки, блочки, пряжки), поролон и синтепон.


Список литературы для педагога

Программы, учебники, учебные пособия, сборники:

Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. Руководство по рукоделию. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1994.

Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – Минск, 1994.

Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. – М.: Знание, 1996.

Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Издательство «Учитель», 2007.

Интернет-ресурс «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики), автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев Олег Евгеньевич.

Казачкова Т.Б., Терешенков О.М. Инновации в учительском опыте. СПб ГУПМ, 1999.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб.: Акцидент, 1997.

Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей (о коже). Приложение к журналу «Ручная работа».

Маркин В.В. Выделка кож. – М.: АСТ- Пресс, 1999.

Михейкина Т.М. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – Спб.: АППО, 2004.

Программы средних общеобразовательных учреждений, трудовое обучение (технология) 5-11 классы, М.: Просвещение,  1997.

Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. -  Спб.: Крисмас +, 2002.

Татарченкова С.С. Урок для учителя. Комитет по образованию Санкт-Петербурга.  СПб ГУПМ. – СПб, 2002.

Тюрина Н. Чудо – кожа. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-Пресс, 1999.

Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Методика преподавания курса Твоя профессиональная карьера: – М.: Просвещение, 1996.

Список литературы для обучающихся

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек: - М.:
Школьная Пресса, 2006.

Жукова О.Г. О коже, что всех тканей дороже. – М.: Знание, 1996.

Интернет-ресурс География народного искусства. Художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики, автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев Олег Евгеньевич.

Коноплева Н.П. Народные традиции – подсказки домашним умельцам. –  М.: Знание, 1996

Народные художественные промыслы России. Сборник, 1994.

Симоненко В.Д. Технология. 6кл. -- М.: Вентана-Граф,  1997.

Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. 8-11 кл.  – М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Объемные изделия из кожи"

Методическая разработка предназначена как для уроков технологии, так и для занятий в кружках. Современный способ работы с кожей будет интересен и взрослым.Подробно описываются необходимые материалы и ...

Проекты детей "Изделия из кожи . Настенная композиция «Букет цветов»

Проект ученицы объединения "Природные дары" Скворцовой Карины "Изделия из кожи. Настенная композиция "Букет цветов". Дано обоснование проекта, исторические сведения, анализ идеи, выбор эскиза, техноло...

Изделия из кожи. Кожаная пластика.Художественная обработка кожи.

Цели урока; 1. Образовательная - знакомство с видом декоративно - прикладного творчества - кожаная пластика, материалы и приспособления для работы с кожей. 2.Воспитательная - заинтересовать учащихся...

Защита творческих проектов "Изделия из кожи"

Цель: защита творческих проектов "Картины из кожи". Урок сопровождается презентацией....

Элективный курс "Художественная обработка материалов. Изделия из кожи"

Данный курс является элективным курсом в организации предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов.  Специфической особенностью содержания данного курса является знакомство учащихся с особенност...

Изделия из кожи в Новозыбкове

поисковый проект о народных промыслах в г.Новозыбкове, выполненный учащимися 7 класса...