Программа "Художественные ремёсла. Декоративные изделия из кожи"
рабочая программа (6 класс) по теме
Натуральная кожа – это прочный, долговечный и пластичный материал. Программа научит детей тому, как старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве. Дети смогут сделать много интересных полезных вещей, а их подарки, сделанные своими руками, будут нести радость и тепло близким и друзьям. Работа с кожей может стать самым любимым хобби!
Образовательная программа разработана для конкретной практической деятельности и позволяет реализовать творческий потенциал учащихся через значительное расширение рамок учебной программы по технологии.
Значительное место в содержании программы занимает метод проекта, позволяющий учащимся самостоятельно реализовать творческие идеи, а знакомство с работой промышленного дизайнера, конструктора-дизайнера кожгалантерейной промышленности поможет им сориентироваться в мире профессий и расширить свой кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 446 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Рассмотрена «Утверждаю»
на педагогическом совете директор гимназии № 446
гимназии № 446 ______________ И.А.Лев
протокол № ___от ____________
Образовательная программа
«Основы ремесла. Художественные изделия из кожи»
Возраст обучающихся:
11-15 лет
Срок обучения – 3 года
Автор-составитель:
Кривоногова
Людмила Николаевна
педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2009
Информационная карта
Район – Колпинский | ОДОД ГОУ № 446 |
Направленность программы – художественная |
Наименование программы -- «Основы ремесла. Художественные изделия из кожи» Вид программы -- модифицированный Уровень освоен -- углубленный Срок освоения -- 3 года Возраст учащихся -- 11-15 лет Год разработки -- 2009 Дата утверждения -- |
Ф.И.О. автора-составителя – Кривоногова Людмила Николаевна, образование – высшее педагогическое, специальность – учитель общетехнических дисциплин и трудового обучения, квалификация по должности педагога дополнительного образования – высшая |
Краткая аннотация программы:
Образовательная программа разработана для конкретной практической деятельности и позволяет реализовать творческий потенциал учащихся через значительное расширение рамок учебной программы по технологии.
Полученные теоретические знания и общие сведения о природном материале - коже, учащиеся смогут применить на практике в процессе творческой деятельности, узнавая о коже, как о материале, намного больше. Постепенно осваивая приемы художественной обработки кожи, учащиеся смогут изготовить от простых до более сложных и интересных по своему назначению изделий – это и предметы для интерьера: панно, вазы; украшения: бусы, подвески, ободки, броши, серьги и кулоны; аксессуары: очечники, косметички и сумки, ремни и кошельки и много других полезных вещей.
Значительное место в содержании программы занимает метод проекта, позволяющий учащимся самостоятельно реализовать творческие идеи, а знакомство с работой промышленного дизайнера, конструктора-дизайнера кожгалантерейной промышленности поможет им сориентироваться в мире профессий и расширить свой кругозор.
Натуральная кожа – это прочный, долговечный и пластичный материал. Программа научит детей тому, как старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве. Дети смогут сделать много интересных полезных вещей, а их подарки, сделанные своими руками, будут нести радость и тепло близким и друзьям. Работа с кожей может стать самым любимым хобби!
Пояснительная записка
Программа «Основы ремесла. Художественные изделия из кожи» художественной направленности, ориентирована на детей среднего школьного возраста и подростков, которая предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-- история, культура и эстетика быта;
-- основы дизайна;
-- элементы домашней экономики и предпринимательства;
-- знакомство с миром профессий;
-- влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека;
-- творческая, проектная деятельность.
Кожевничество – одно из древнейших ремесел на земле. Но кожа является материалом биологического происхождения, и с течением времени изделия из нее исчезают без следа, оставляя о себе память, легенду, отображение в рисунке или литературном описании. Благодаря археологическим раскопкам ХIХ – ХХ вв. мы имеем некоторое представление об истории кожевничества по отдельным предметам из кожи, сохранившимся до наших дней в древних гробницах Египта, Греции и вечной мерзлоте курганов в долине Пазырык на Алтае.
Этот удивительный материал – кожу – создала сама природа. Изделия из нее надежно защищают от холода, пыли, влаги и в то же время отлично «дышат».
Кожа – это дерма шкуры животного, сохранившая свою волокнистую структуру, но ее химические, физические и механические свойства изменены в соответствии с назначением конкретного вида кожи.
Для изготовления декоративно-прикладных изделий чаще всего применяется кожа растительного дубления и неокрашенная, позволяющая использовать такие приемы художественной отделки, как гравировка, тиснение, печать, батик, выжигание и роспись красками.
Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям. Где же взять этот замечательный материал?
Не надо спешить выбрасывать изделия из кожи, вышедшие из моды, из них можно смастерить немало изящных и полезных изделий. Дать вторую жизнь изделиям, таким как сумки, пальто и пиджаки, голенища от сапог, перчатки, и изготовить из них украшения и многое другое, поможет школьникам испытать прекрасные чувства – радость созидания и творчества.
Актуальность программы заключается в реализации потребности учащихся через конкретную и интересную практическую деятельность в интересной и увлекательной форме организовать свой досуг.
Педагогическая целесообразность в развитии мотивации учащихся к изучению различных видов прикладного творчества, что дает возможность расширить их политехнический кругозор, организуя поиск «своего» материала и «своей» технологии обработки этих материалов. Это, несомненно, оказывает благотворное влияние на раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся, а также их профессиональному самоопределению.
Цель программы: создание оптимальных условий для формирования творческой личности ребенка и развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать представление о процессе получения материалов природного и искусственного происхождения;
научить разным способам обработки кожи и способам утилизации отходов из кожи;
дать знания о видах художественных промыслов России, стран СНГ и Прибалтики.
Развивающие:
развивать познавательный интерес в области технического мышления и пространственного воображения;
способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, навыков самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
способствовать развитию умения представлять результат собственной творческой деятельности;
развивать мотивацию к дальнейшим занятиям творческой и проектной деятельностью.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
способствовать воспитанию уважительного отношения к людям Различных профессий и результатам их труда.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является – получение возможности освоить метод проектирования изделий и познакомиться с основами предпринимательской деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 – 15 лет.
Сроки реализации программы – 3 года
Формы и режим занятий
Занятия проходят в режиме: два раза в неделю.
1 год обучения – по 2 часа – 4 часа в неделю, всего 144 часа в год;
2 год обучения – по 3 часа – 6 часов в неделю, всего 216 часов в год;
3 год обучения – по 3 часа – 6 часов в неделю, всего 216 часов в год.
Наполняемость учебной группы по годам обучения
1 год – 12 – 15 человек
2 год – 12 человек
3 год – 10 человек
Формы организации детей на занятии: коллективная, групповая, малые группы с организацией индивидуальной работы.
Формы проведения занятий: комбинированное, фронтальное, коллективно-групповое, практическое, занятие – экскурсия, занятие – выставка, занятие – презентация.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу 1-го года обучения учащиеся будут знать:
☺ общие сведения о процессе получения материалов природного и искусственного происхождения;
☺ виды художественных промыслов России;
☺ материалы, общие сведения об их использовании и применении в традиционных художественных ремеслах;
☺ способы обработки кожи, методы изучения ее свойств, способы утилизации отходов по истечении срока использования изделий из кожи;
☺ виды режущих инструментов и приспособлений для обработки кожи и изготовления изделий из нее;
☺ правила охраны труда и безопасные приемы работы с натуральной кожей;
☺ содержание и характер труда специалистов кожевенной промышленности.
будут уметь:
☺ пользоваться режущими инструментами, приспособлениями для изготовления изделий из натуральной кожи;
☺ применять различные способы подготовки материала к работе;
☺ определять вид и свойства материалов природного происхождения;
☺ разрабатывать эскизы будущих изделий;
☺ уметь организовать свое рабочее место и поддерживать в рабочем состоянии инструмент и приспособления для работы;
☺ подготавливать материал для работы, подбирать его по цвету, фактуре;
☺ изготавливать трафареты для будущих изделий;
☺ изготавливать простейшие изделия - украшения и аксессуары;
☺ определять качество готового изделия по соответствующим критериям и уметь творчески представить его;
К концу 2-го года обучения учащиеся будут знать:
☺ искусство народов России, Калмыкии, Бурятии, Башкирии и Дагестана;
☺ санитарные требования к помещению для работы с кожей, правила работы с натуральными материалами;
☺ способы обработки кожи: шитье, плетение, швы встык и внахлест, виды оплеток и шнуров, а также факторы, влияющие на качество кожи: изготовление определенных изделий, изменение свойств кожи при хранении и эксплуатации изделий, эстетические и гигиенические показатели;
☺ правила выбора кожи для изготовления бижутерии;
☺ уход за изделиями из натуральной кожи;
будут уметь:
☺ использовать информационные технологии для хранения и получения необходимой информации, а также для представления результатов своей работы;
☺ работать с инструментом и дополнительными материалами: иглами, пробойниками, измерительными принадлежностями, металлическим зубчатым колесиком и набором шил, циркулем;
☺ определять качество натуральной кожи;
☺ использовать тепловую обработку для изменения свойств кожи, работая с парафиновой свечей и электрической плиткой;
☺ изготавливать украшения из кожи: заколки для волос, браслеты, ободки и аксессуары: очечники, бумажники;
☺ работать в группе и принимать участие в коллективном творческом
проекте.
К концу 3-го года обучения учащиеся будут знать:
☺ виды художественных промыслов стран СНГ и Прибалтики;
☺ технологию выделки кожи и способы утилизации непригодных для дальнейшего использования изделий из нее без нанесения вреда окружающей среде и здоровью человека;
☺ основные этапы работы древних кожевников: выделка и подготовка кожи, изготовление изделий и отделка;
☺ способы реставрации и подготовки к работе старой кожи;
☺ способы окрашивания кожи и замши;
☺ традиционные приемы обработки кожи: точение, плетение, драпировка;
☺ способы декоративной обработки кожи: виды плетенок, драпировку, тиснение, гравировку и выжигание;
☺ виды вышивки народов Азии, Европы, России, Севера;
☺ формы защиты авторских проектов по изготовлению изделий: устное представление с демонстрацией изделия, реклама, презентация;
☺ профессии кожгалантерейной промышленности: промышленный дизайнер, дизайнер-проектировщик, конструктор-закройщик изделий из кожи.
будут уметь:
☺ самостоятельно выбирать технологию изготовления изделий с учетом вида и качества материала;
☺ планировать собственную творческую деятельность и для коллективного проекта;
☺ правильно выбирать инструмент и приспособления с учетом технологии изготовления изделий;
☺ изготавливать украшения и аксессуары из вторичного сырья: броши, кулоны, серьги, пояса; косметички, сумки;
☺ изготавливать изделия для украшения и оформления интерьера: панно, декоративные вазы,
☺ утилизировать отходы и непригодные для использования материалы без вреда окружающей среде и здоровью человека;
☺ соблюдать правила охраны труда и организовывать рабочее место, использовать безопасные приемы работы с электроплиткой и выжигательным аппаратом;
☺ творчески и поэтапно оформлять пояснительную записку к проекту по технологии изготовления выбранных изделий и комплектов;
☺ самостоятельно создавать презентацию и защищать творческий проект;
Способы и формы выявления и проверки результатов:
☺ анкетирование;
☺ самоанализ приобретенных навыков общения;
☺ тестирование (результативность усвоения теоретического материала);
☺ выставки и фестивали;
☺ самооценка учащегося;
☺ взаимопроверка детей;
☺ демонстрация готовых изделий;
☺ защита творческих работ;
☺ наблюдение педагога;
☺ беседы и опросы;
☺ отзывы родителей (удовлетворенность процессом обучения, развития и воспитания);
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Виды и этапы аттестации:
☺ текущий контроль по итогам изучения темы программы: опрос, кроссворд, тест;
☺ промежуточный контроль: самоанализ работ и участие в мини-выставке;
☺ итоговый контроль по усвоению программы каждого года обучения:
тестирование, выставка творческих работ, презентация творческих проектов.
Способы фиксации результатов:
☺ журнал творческих достижений учащихся;
☺ грамоты и дипломы;
☺ фотосессии из жизни коллектива в процессе творческой деятельности;
☺ отзывы родителей, друзей и учителей о творческих работах;
☺ портфолио учащихся;
☺ статьи в прессе о жизни творческого коллектива.
Учебно-тематический план
первого года обучения
№ п/п | наименование тем | количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Виды художественных промыслов. Художественные промыслы России. | 2 | 4 | 6 |
2 | История кожевничества. Материалы археологических раскопок. | 2 | 4 | 6 |
3 | Организация рабочего места и безопасные приемы работы. | 2 | 4 | 6 |
4 | Инструменты и принадлежности для работы с кожей. Режущие инструменты. | 4 | 6 | 10 |
5 | Виды кож. Строение и свойства кожи. | 2 | 4 | 6 |
6 | Способы декоративной обработки кожи. Шитье и материалы для сшивания деталей. Техника «жмурка». | 4 | 12 | 16 |
7 | Отделочные операции. Аппликация из кожи. Фигурный край. | 2 | 10 | 12 |
8 | «Ювелирка» из кожи. Использование отходов для изготовления украшений. Трафареты и выкройки. Виды шнурков и застежек. Изготовление бус и кулонов. | 3 | 19 | 22 |
9 | Технология изготовления аксессуаров из кожи. Кошельки на шею и декоративные подвески: кисточки, фонарики. Брелоки для ключей, фасонные пуговицы. | 3 | 10 | 13 |
10 | Основы проектной деятельности. Исследовательский, технологический и заключительный этапы проектирования изделий. Сбор и обработка информации. ИКТ при оформлении проектов. Разработка первоначальных идей. Экономический и экологический аспекты проекта. Самоанализ и самооценка работы. Формы защиты проектов. | 10 | 30 | 40 |
11 | Экскурсии. Выставки. | 2 | 5 | 7 |
Итого: | 36 | 108 | 144 |
Учебно-тематический план
второго года обучения
№ п/п | наименование тем | количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Виды художественных промыслов. Художественные промыслы народов России, Калмыкии, Бурятии, Башкирии и Дагестана. | 2 | 6 | 8 |
2 | История кожевничества. Археологические раскопки Египта. Выделка и использование кожи в Древнем Египте. | 4 | 6 | 10 |
3 | Организация рабочего места и безопасные приемы работы при использовании тепловых источников: парафиновой свечи, электрической плитки и сковороды. | 2 | 4 | 6 |
4 | Инструменты и принадлежности для работы с кожей. Виды пробойников. Измерительные принадлежности. Инструмент для оплетки и перфорации. | 4 | 6 | 10 |
5 | Виды кож. Строение и свойства кожи. Современное кожевенное производство. Профессии кожгалантерейной промышленности. Дерма, ее функции и строение. | 4 | 8 | 12 |
6 | Способы декоративной обработки кожи. Технология выполнения швов: выворотный, встык, внахлест, в разворот. Изготовление перфорации. Виды оплетки и способы ее выполнения. Виды шнуров и технология их изготовления. Виды стежков для сшивания кожи. | 6 | 34 | 40 |
7 | Отделочные операции. Полировка и вощение. Способы обработки края. Возможные дефекты и их скрытие. Аппликация. Виды швов для аппликации. Объемная аппликация. | 4 | 20 | 24 |
8 | «Ювелирка» из кожи. Классический, авангардный и фольклорный стили, их воплощение в украшения из кожи. Технология изготовления заколок и ободков для волос, браслетов. | 2 | 15 | 17 |
9 | Аксессуары из кожи. Сумки, бумажники, портмоне, их назначение и технология изготовления. Профессия дизайнера украшений и аксессуаров. | 2 | 15 | 17 |
10 | Проектная деятельность. Обоснование проблемы и постановка задач. Цели проекта. Принятые этапы проектирования. Технологический процесс изготовления изделия. Самоконтроль и самоанализ. Защита творческого проекта. | 10 | 50 | 60 |
11 | Экскурсия в ателье по ремонту аксессуаров из кожи. Выставки творческих работ детского коллектива. | 2 | 10 | 12 |
Итого: | 42 | 174 | 216 |
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | наименование тем | количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Виды художественных промыслов. Художественные промыслы стран СНГ и Прибалтики. | 2 | 4 | 6 |
2 | История кожевничества. Развитие кожевничества на русской земле. Кожевенное производство северных и южных славян. | 2 | 4 | 6 |
3 | Организация рабочего места и безопасные приемы работы. Использование эл.выжигательного прибора и правила его эксплуатации. | 2 | 4 | 6 |
4 | Инструменты и принадлежности для работы с кожей. Инструмент для прокалывания и сшивания деталей изделия. Инструменты для отделки лицевой поверхности кожи: штриховки, копир. | 2 | 4 | 6 |
5 | Виды кож. Строение и свойства кожи. Топографические участки шкуры животного. Качество и сорт кож. Правила утилизации непригодных отходов. | 2 | 4 | 6 |
6 | Способы декоративной обработки кожи. Виды плетенок. Драпировка, тиснение, гравировка. Виды вышивок народов Азии, Европы, России и Севера. | 4 | 18 | 22 |
7 | Отделочные операции. Способы перевода рисунков для выжигания. Изготовление трафаретов и правила их использования. Термообработка и ее использование в отделке изделий из кожи. | 4 | 20 | 24 |
8 | «Ювелирка» из кожи. Классический стиль в изготовлении женских украшений. Дизайн женских украшений. Профессии дизайнера-проектировщика, конструктора-закройщика. Промышленный дизайн. Дополнительная фурнитура. Изготовление украшений: броши, кулоны, серьги. | 3 | 20 | 23 |
9 | Технология изготовления аксессуаров из кожи. Пояса, косметички, сумки, технология их изготовления. | 4 | 18 | 22 |
10 | Проектная деятельность. Выбор и обоснование проблемы. Поэтапное оформление проекта. Экономический аспект и маркетинговое исследование. | 10 | 73 | 83 |
11 | Экскурсия на фабрику кожгалантерейно промышленности. Знакомство с профессиями: промышленный дизайнер и конструктор-закройщик. Выставки изделий и творческих проектов детского коллектива. | 2 | 10 | 12 |
Итого: | 37 | 179 | 216 |
Содержание программы
Первый год обучения
Виды художественных промыслов.
Географические особенности народного искусства. Виды художественных промыслов.
Практические работы: работа с текстами сборника; творческое оформление видов
художественных промыслов России.
2. История кожевничества.
Кожевничество – одно из древнейших ремесел на земле. Материалы археологических раскопок.
Практические работы: работа с текстами по истории кожевничества; творческое оформление исторической справки о кожевничестве; представление результатов работы.
3. Организация рабочего места и безопасные приемы работы.
Экскурсия по мастерской. Оборудование рабочего места. Освещение рабочего места. Выполнение требований по охране труда. Типовые инструкции для учащихся, работающих в мастерской. Безопасные приемы работы. Способы хранения инструмента и заготовок для работы.
Практические работы: знакомство с планом мастерской и расположением оборудования;
выполнение эскизов; оформление необходимых записей в творческой тетради; составление плана рабочего места с учетом необходимых требований; тренировочные упражнения по безопасным приемам работы.
4. Инструменты и принадлежности для работы с кожей.
Подбор инструментов и принадлежностей. Режущие инструменты. Правила работы режущим инструментом.
Практические работы: творческое оформление необходимых записей; заполнение таблиц по видам инструмента и его назначению; тренировочные упражнения по отработке приемов работы с инструментом.
5.Виды кож. Строение и свойства кожи.
Как шкура животного превращается в кожу. Этапы превращения шкуры животного в кожу.
Мягкость и пластичность кожи.
Практические работы: работа с текстами; творческое оформление записей по теме занятия;
сортировка кожи по видам и свойствам; создание коллекции видов кож.
6. Способы декоративной обработки кожи.
Шитье. Материалы для сшивания деталей. Клеящие материалы для изготовления изделий из кожи. Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Виды ремешков. Способы закрепления ремешка в начале работы.
Обработка кожи в технике «жмурка». Обтяжка кожей жесткой основы изделия. Способы заготовки ремешков. Набор полотна из маленьких кусочков кожи.
Практические работы: творческое оформление записей; графическое изображение видов плетения ремешков; тренировочные упражнения и изготовление образцов; изготовление образцов швов: встык, внахлест, изготовление ремешков;
7. Отделочные операции.
Виды дополнительной отделки. Назначение дополнительной отделки. Фигурный край. Виды аппликации из кожи. Сочетание аппликации с тканью, вышивкой, другим декором. Стилизованный растительный орнамент.
Практические работы: творческое оформление записей; выполнение эскизов и рисунков; разработка эскизов небольших работ с использованием аппликации; изготовление аппликаций; изготовление небольших панно с использованием аппликации.
8. «Ювелирка» из кожи.
Применение кожи для изготовления женских украшений. Сочетание кожи с разными материалами. Аккуратность и качество работы. Использование отходов для изготовления украшений.
Самоконтроль.
Практические работы: творческое оформление записей и эскизов; подбор кожи и ее подготовка; заготовка трафаретов и выкроек; тренировочные упражнения по изготовлению шнурка и застежки для бус и кулонов; изготовление бус и кулонов; самопрезентация работ.
9.Технология изготовления аксессуаров из кожи.
Виды аксессуаров и их назначение. Технология изготовления кошельков на шею. Декоративные подвески: кисточки, фонарики. Изготовление фасонных пуговиц. Брелоки для ключей.
Практические работы: творческое оформление записей, эскизов и рисунков; Изготовление кошелька на шею по индивидуальным эскизам; изготовление образцов фасонных пуговиц; изготовление брелоков для ключей; творческое представление работ.
10.Проектная деятельность.
Проект и проектная деятельность. Возможности проектной деятельности. Организация творческих групп. Тематика проектных заданий. Этапы выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Первоначальные идеи. Обоснование выбора изделия. Технология изготовления изделия. Экономический и экологический аспект проекта. Самоанализ и самооценка проекта. Защита проекта.
Практические работы: планирование творческой деятельности; разработка первоначальных идей; разработка критериев проекта; дизайн-анализ выбранной идеи; оформление технологической карты; изготовление изделий с учетом выбранной темы проекта; экологическая оценка проекта; экономические затраты и их оформление; творческое оформление этапов работы; самоанализ и самооценка деятельности; защита проектов.
Предполагаемые темы проектов: изготовление декоративных подвесок и украшений на шею, подарок на день рождения, комплект брелоков, изделие для интерьера и рабочего стола: несложное панно, карандашница, игольница.
11. Экскурсии. Выставки.
Экскурсия-прогулка. Виды и способы утилизации отходов натурального (природного) происхождения. Варианты представления работ. Правила организации и проведения выставки.
Практические работы: составление плана экскурсии; оформление отзывов и выводов; проект оформления выставки; участие в выставках и сбор отзывов.
Содержание программы
Второй год обучения
Виды художественных промыслов.
Художественные промыслы России. Художественные изделия из кожи и меха народов Калмыкии, Бурятии, Башкирии и Дагестана.
Практические работы: творческое оформление сведений по теме; работа с текстами; составление атласа художественных промыслов России и народов, заселивших лесостепную, степную, полупустынную зоны; презентация работ.
2. История кожевничества.
Материалы археологических раскопок в Египте. Использование кожи в Древнем Египте
Практические работы: работа с текстами; оформление исторической справки, творческое представление результатов работы.
3. Организация рабочего места и безопасные приемы работы.
Правила безопасных приемов работы при обработке кожи на свече. Обработка кожи на электроплитке (или сковороде);
Практические работы: оформление необходимых записей в творческую тетрадь; тренировочные упражнения по обработке кожи на свече и эл.плитке; оформление образцов работы.
4. Инструменты и принадлежности для работы с кожей.
Виды пробойников. Измерительные принадлежности. Металлические линейки. Циркуль. Иглы для шитья. Набор шил. Металлическое зубчатое колесико – резец. Инструмент для выполнения перфорации и оплетки. Дополнительные материалы и инструменты.
Практические работы: знакомство с видами инструмента и его назначением; оформление записей в творческой тетради; организация и проведение игры на внимание: «что пропало…»; выполнение эскизов инструмента; оформление таблиц по видам и назначению инструмента и принадлежностей.
5.Виды кож. Строение и свойства кожи.
Кожевенное производство. Профессии кожевенного производства. Срез шкуры животного. Слои кожи и их свойства. Дерма, ее функция. Охрана тела животного от механических внешних воздействий. Коллагеновые волокна, эластиновые и белковые волокна.
Практические работы: творческое оформление записей по теме; выполнение рисунков и эскизов; изучение свойств кожи; составление творческого путеводителя по видам кожи.
6. Способы обработки кожи.
Шитье. Технология выполнения швов. Выворотный шов. Шов встык. Шов внахлест. Шов в разворот. Перфорация. Виды оплетки. Виды шнуров. Способы соединения деталей. Двухигольное шитье. Виды стежков для сшивания кожи.
Практические работы: творческое оформление записей; графическое изображение швов; изготовление образцов швов; изготовление образцов шнуров; изготовление образцов оплетки; тренировочные упражнения по двухигольному шитью.
7. Отделочные операции.
Вощение и полировка. Фигурный край. Лакирование изделия. Способы обработки края. Обработка морилкой и выжиганием. Возможные дефекты и их скрытие. Аппликация. Материалы для аппликации. Виды швов для аппликации. Объемная аппликация.
Практические работы: творческое оформление записей по теме; выполнение рисунков и эскизов; тренировочные упражнения по обработке края изделия морилкой и выжиганием; проработка швов для аппликации; выполнение миниатюр с использованием аппликации из кожи.
8. «Ювелирка из кожи.
Стилевые направления в моде. Классический, авангардный и фольклорный стили. Воплощение стилей в украшения из кожи. Технология изготовления заколок для волос, браслетов, ободков. Самоанализ творческой деятельности.
Практические работы: творческое оформление записей, рисунков и эскизов; работа с текстами по теме; изготовление выкроек и трафаретов; изготовление заколок для волос, браслетов и ободков по индивидуальным эскизам. Презентации работ.
9. Технология изготовления аксессуаров.
Сумки, бумажники, портмоне, их назначение и технология изготовления. Сумки-конверты.
Профессия дизайнера украшений и аксессуаров. Предложения дизайнеров по изготовлению аксессуаров.
Практические работы: творческое оформление записей по теме; оформление эскизов и рисунков; изготовление шаблонов и выкроек; изготовление бумажника «с секретом»; изготовление очешников.
10.Проектная деятельность.
Этапы проектирования. Обоснование проблемы и постановка задач. Цели проекта. Первоначальные идеи и комментарии. Исследование проблемы и выводы. Типы интервью и обработка материалов интервью. Проработка лучшей идеи. Технологическая карта и ее оформление. Процесс изготовления изделий. Самоконтроль и анализ творческой деятельности. Защита проектов.
Практические работы: разработка и творческое оформление первоначальных идей; проведение интервью и оформление результатов; разработка дизайн-критериев и дизайн-спецификации; проработка лучшей идеи; планирование технологии изготовления изделий и творческое оформление технологической карты; изготовление изделий; экономический расчет и экологическое обоснование проекта; самоанализ и самооценка деятельности; защита проекта.
Предполагаемые темы творческих проектов: разработка и изготовление сумки, подарок, разработка изделий для жилого интерьера, декоративные панно и т.д.
11. Экскурсии. Выставки.
Экскурсия в ателье по ремонту кожгалантерейной продукции. Ознакомление группы с производственными процессами и профессиями ателье. Творческий подход к оформлению работ для выставки.
Практические работы: оформление плана экскурсии; оформление итогов и выводов по полученной информации; разработка проекта по оформлению экспозиции выставки;творческих работ; проведение экскурсии по направлениям выставки и видам работ; составление отчета о проделанной работе; презентация выставки.
Содержание программы
Третий год обучения
Виды художественных промыслов.
Художественные промыслы, стран СНГ и Прибалтики.
Практическая работа: работа с текстами; творческое оформление записей;
изготовление путеводителя по видам художественных промыслов стран СНГ
и Прибалтики.
2. История кожевничества.
Развитие кожевничества на русской земле. Условия для развития скотоводства (климат, леса и пастбища). Кожевенное производство северных и южных славян. Кожевенные мастерские ХI и ХII вв. Возможности переработки отходов.
Практические работы: работа с текстами; творческое оформление записей; творческое оформление исторической справки по теме; подготовка сообщений; представление результатов работы.
3. Организация рабочего места и безопасные приемы работы.
Инструктаж по организации рабочего места. Инструкции по безопасным приемам работы и безопасное использование электрических приборов: плитки и выжигательного аппарата.
Практические работы: изучение инструкций; оформление записей по теме; тренировочные упражнения по безопасным приемам работы с электроплиткой и выжигательным аппаратом.
4. Инструменты и принадлежности для работы с кожей.
Инструменты для прокалывания и сшивания кожи. Использование выжигательного прибора. Инструменты для отделки лицевой поверхности кожи: штриховки, копир (зубчатое колесико).
Практические работы: знакомство с инструментом и его назначением; оформление записей по теме; тренировочные упражнения по использованию инструмента и выжигательного аппарата.
5.Виды кож. Строение и свойства кожи.
Топографические участки шкуры животного. Свойства шкуры. Кожевенное сырье, характеристики и назначение. Качество кожи. Сорт. Как сохранить и обновить изделия из кожи. Правила утилизации отходов.
Практические работы: творческое оформление записей по теме; выполнение эскизов, рисунков и схем по строению кожи; изучение свойств кожи различных видов; составление коллекции видов кожи; оформление рекомендаций по уходу за изделиями из кожи.
6. Способы обработки кожи.
Декоративная обработка кожи. Приемы декоративной обработки кожи. Виды плетенок. Виды вышивок по коже народов Азии, Европы, России и Севера Драпировка. Тиснение. Гравировка. Инструмент для выполнения драпировки.
Практические работы: творческое оформление записей; выполнение эскизов и рисунков; тренировочные упражнения и изготовление образцов с использованием драпировки, гравировки,; изготовление образцов плетенок.
7. Отделочные операции.
Технология выжигания по коже. Правила безопасного использования выжигательных аппаратов. Безопасные приемы работы. Способы перевода рисунков для выжигания. Трафареты. Драпировка и способы ее выполнения.. Термообработка. Приемы термообработки.
Практические работы: творческое оформление записей по теме; выполнение эскизов и рисунков для выжигания; тренировочные упражнения по выжиганию на образцах; отработка приемов термообработки кожи; изготовление мелких деталей и образцов способом термообработки.
8. «Ювелирка» из кожи.
Классический стиль в технологии изготовления женских украшений. Броши, серьги, кулоны, комплекты, гарнитуры. Дизайн женских украшений. Выбор кожи для украшений. Композиция и дизайн комплекта. Дополнительная фурнитура. Самоанализ творческой деятельности.
Практические работы: оформление записей и выполнение творческих эскизов и рисунков для украшений; составление коллекции кож для украшений; тренировочные упражнения по выполнению отдельных операций; изготовление шаблонов и трафаретов для украшений; изготовление отдельных изделий и комплектов украшений. Презентации работ.
9. Технология изготовления аксессуаров из кожи.
Виды поясов. Наборные и цельнокроеные пояса. Техника соединения звеньев. Использование оплетки для отделки поясов. Варианты скрепления частей пояса. Виды пряжек и технология их изготовления. Пояса с сумочками.
Практические работы: творческое оформление записей, эскизов и рисунков; разработка эскизов изделий; изготовление образцов пряжек; разработка комплектов; изготовление поясов и комплектов.
10.Проектная деятельность.
Исследовательский этап проекта. Технологический этап проекта. Заключительный этап проекта. Маркетинговое исследование. Способы реализации продукции.
Практические работы: поэтапное оформление пояснительной записки к проекту; изготовление изделий; оформление эколого-валеологического обоснования проекта; расчет экономической себестоимости проекта; маркетинговое исследование; проведение интервью; оформление фотосессии проектной деятельности; изучение спроса и предложения на изделия; подбор материалов для оформления презентации проекта; защита проекта и его презентация.
Предполагаемые темы проектов: разработка и изготовление изделий по самостоятельному выбору учащихся и творческих групп.
11. Экскурсии. Выставки.
Экскурсия-занятие. Посещение средних профессиональных учебных заведений декоративно-прикладного творчества. Экскурсия на фабрику кожгалантерейной промышленности. Знакомство с профессиями фабрики и ассортиментом выпускаемых изделий. Дизайнерское решение. Оформление интерьера для проведения тематических выставок.
Практические работы: составление отчетов по экскурсии; выполнение эскизов по оформлению интерьера для проведения тематических выставок; создание коллекции творческих работ; оформление экспозиций; проведение экскурсий по тематике экспозиций; изготовление фотоальбома по творческим работам; создание презентации выставок творческих проектов.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема программы | Форма организации и форма проведения | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и формы контроля и предъявления результата |
1 | Виды художественных промыслов. | Комбинированное занятие, практическое занятие; коллективно-групповая и с организацией индивидуальной работы внутри группы. | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно-иллюстративные, исследовательские. По степени активности детей : учебно-исследовательские, творческие. | Интернет-ресурс «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики), автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев О.Е, м/м презентация: «Виды художественных промыслов» | Текущий контроль: фронтальный опрос; промежуточный контроль –самоанализ работ. |
2 | История кожевничества. | Комбинированное занятие, коллективно-групповая и практическая работа. | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно-иллюстративные, исследовательские, организация работы с текстами. По степени активности детей : творческие, организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские. | Ананьина Т.В. Художественные изделия из кожи. Раздел «Немного об истории кожевничества». Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г. Раздел «О коже, что всех тканей дороже». | Текущий контроль: фронтальный опрос; промежуточный контроль –самоанализ работ. Итоговый контроль – мини-презентация творческой работы. |
3 | Организация рабочего места и безопасные приемы работы. | Фронтальная, групповая, практическая работа. | По источнику информации : наглядные, словесные, По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные, организация работы с тексами инструкций, демонстрация правильных приемов работы. По степени активности детей : репродуктивные, тренировочные упражнения. | Инструкции по охране труда в учебных мастерских; м/м презентация «Безопасные приемы работы с инструментом и приспособлениями при работе с кожей». | Текущий контроль - фронтальный опрос. |
4 | Инструменты и принадлежности для работы с кожей. | Фронтальная, групповая, практическая работа. | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные По степени активности детей : репродуктивный, организация самостоятельной познавательной деятельности; тренировочные упражнения. | Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Раздел «Какие инструменты пригодятся для работы с кожей». Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Раздел «Инструменты и дополнительные материалы». м/м презентация «Инструменты для работы с кожей и его назначение». | Текущий контроль - фронтальный опрос. Промежуточный контроль - тестирование, Заключительный контроль - игра на внимание «Что пропало…» . |
5 | Виды кож. Строение и свойства кожи. | Фронтальная, групповая, практическая работа. | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские. По степени активности детей : организация самостоятельной познавательной деятельности; учебно-исследовательские. | Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Раздел «Как шкура животного превращается в кожу». Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Раздел «Какая бывает кожа». м/м презентация «Строение кожи и ее свойства». | Текущий контроль - фронтальный опрос. Промежуточный контроль – самоанализ работ; итоговый контроль - тестирование. |
6 | Способы обработки кожи. | Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа. | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические По степени активности детей : организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения. | Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г Иллюстрации приемов работы. | Текущий контроль - фронтальный опрос. Промежуточный контроль – самоанализ работ; итоговый контроль - тестирование |
7 | Отделочные операции. | Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические По степени активности детей : организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения. | Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г Иллюстрации приемов работы. | Текущий контроль - фронтальный опрос. Промежуточный контроль – самоанализ работ; итоговый контроль - тестирование |
8 | «Ювелирка» из кожи. | Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические По степени активности детей : организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения. | Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г Иллюстрации приемов работы. Рисунки и эскизы готовых работ. | Текущий контроль - фронтальный опрос. Промежуточный контроль - коллективный анализ работ. Итоговый контроль - демонстрация готовых изделий, защита творческих работ, выставка,. |
9 | Технология изготовления аксессуаров из кожи. | Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические По степени активности детей : организация самостоятельной позна вательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие, тренировочные упражнения. | Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г Иллюстрации приемов работы. Рисунки и эскизы готовых работ. | Текущий контроль - фронтальный опрос. Промежуточный контроль - коллективный анализ работ. Итоговый контроль - демонстрация готовых изделий, защита творческих работ, выставка,. |
10 | Проектная деятельность. | Фронтальная, групповая с организацией индивидуальной работы внутри группы, практическая работа | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, практические, эмоционально-действенное. По степени активности детей : проблемный, организация самостоятельной познавательной деятельности, учебно-исследовательские, творческие. | Михейкина Т.М. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – Спб.: --АППО, 2004. Казачкова Т.Б., Терешенков О.М., Инновации в учительском опыте. --Спб, СПбГУПМ, 1999. м/м презентация «Этапы проектной деятельности». | Текущий контроль - фронтальный опрос. Промежуточный контроль - коллективный анализ работ. Итоговый контроль - демонстрация готовых изделий, защита творческих работ. |
11 | Экскурсии. Выставки. | Коллективно-групповая. | По источнику информации : наглядные, словесные, практические. По способу взаимодействия педагога и детей : практические, эмоционально-действенные По степени активности детей : организация самостоятельной познавательной деятельности творческие. | м/м презентации по видам защиты творческих проектов и фотографии изделий, представленных на выставках разных лет. | Промежуточный контроль - коллективный анализ работ. Итоговый контроль – выставки и демонстрация готовых изделий. Презентации творческих проектов. |
Рекомендации по проведению практических занятий
По каждой новой теме необходимо с учащимися проводить инструктаж по охране труда и правилам безопасного использования инструмента.
Во время проведения практических работ следует осуществлять вводный и текущий инструктаж по правилам организации рабочего места, безопасному использованию инструмента, приспособлений и оборудования.
Следует ознакомить на вводном занятии и обсудить с учащимися:
-- инструкцию по пожарной безопасности;
-- инструкцию по охране труда во время практической работы в учебной мастерской по обработке ткани и материалов;
-- инструкцию по охране труда при использовании технических средств обучения;
-- инструкцию по охране труда при возникновении несчастного случая.
Указать месторасположение аптечки и познакомить с необходимым перечнем и наличием медикаментов для учебной мастерской, а также адресами и телефонами ближайших медицинских учреждений.
Материально-техническое обеспечение
образовательной программы
Занятия художественным ремеслом должны проводиться в учебной мастерской по обработке ткани и иметь следующие составляющие:
Мебель: рабочие столы на одного учащегося, стеллажи, тумбы или шкафы для хранения материалов, инструментов и работ учащихся.
Технические средства обучения: компьютер – 1шт., экран стационарный – 1шт., м/м проектор – 1 шт.
Оборудование и электроприборы: электрическая плитка для отделки деталей из кожи – 1 шт.; эл.выжигательные приборы – 5 шт.
Инструменты: наборы инструментов, предназначенные для обработки металла и дерева: отвертки – 1 комплект, гвозди, плоскогубцы 3 шт.; ножи различной конфигурации: кривой, прямой, сапожный, нож в форме полумесяца – по 1 шт.; портновские ножницы – 12 шт., ножницы «зиг-заг» - 3 шт., ножницы с профилированными лезвиями – 2 шт., бруски и шкурки для точки ножей, крестовое и круглое шило – 2 шт., предметы из маникюрного набора – по 1 шт., скальпели и пинцеты – по 2 шт., металлический и деревянный молотки по 2 шт., пробойники и фестоны – 1 набор, фигурные пробойники – 1 набор, иглы металлические для ручной работы – по 2 набора, тиски для закрепления фрагментов и деталей изделий – 5 шт.
Количество инструмента и приспособлений перечислено из расчета на группу в 12-15 человек.
Материалы: оргстекло и плотный картон, резиновая шайба, мраморная плитка, кухонная разделочная доска размером 40 – 60 и шириной 25-35см, копир для разметки, металлические линейки. Парафиновые свечи для отделки деталей. Отходы кожгалантерейной промышленности, вторично используемые материалы из натуральной кожи.
Материалы для склеивания и отделки изделий: клей «Момент», резиновый клей, клей ПВА, кремы для обуви, вазелин, касторовое и машинное масло, анилиновые и растительные красители, металлическая фурнитура (кнопки, замочки, блочки, пряжки), поролон и синтепон.
Список литературы для педагога
Программы, учебники, учебные пособия, сборники:
Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. Руководство по рукоделию. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1994.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – Минск, 1994.
Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. – М.: Знание, 1996.
Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Издательство «Учитель», 2007.
Интернет-ресурс «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики), автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев Олег Евгеньевич.
Казачкова Т.Б., Терешенков О.М. Инновации в учительском опыте. СПб ГУПМ, 1999.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб.: Акцидент, 1997.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей (о коже). Приложение к журналу «Ручная работа».
Маркин В.В. Выделка кож. – М.: АСТ- Пресс, 1999.
Михейкина Т.М. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – Спб.: АППО, 2004.
Программы средних общеобразовательных учреждений, трудовое обучение (технология) 5-11 классы, М.: Просвещение, 1997.
Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. - Спб.: Крисмас +, 2002.
Татарченкова С.С. Урок для учителя. Комитет по образованию Санкт-Петербурга. СПб ГУПМ. – СПб, 2002.
Тюрина Н. Чудо – кожа. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-Пресс, 1999.
Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Методика преподавания курса Твоя профессиональная карьера: – М.: Просвещение, 1996.
Список литературы для обучающихся
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек: - М.:
Школьная Пресса, 2006.
Жукова О.Г. О коже, что всех тканей дороже. – М.: Знание, 1996.
Интернет-ресурс География народного искусства. Художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики, автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев Олег Евгеньевич.
Коноплева Н.П. Народные традиции – подсказки домашним умельцам. – М.: Знание, 1996
Народные художественные промыслы России. Сборник, 1994.
Симоненко В.Д. Технология. 6кл. -- М.: Вентана-Граф, 1997.
Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-289136-1416295862.jpg)
Методическая разработка "Объемные изделия из кожи"
Методическая разработка предназначена как для уроков технологии, так и для занятий в кружках. Современный способ работы с кожей будет интересен и взрослым.Подробно описываются необходимые материалы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-239733-1365582958.jpg)
Проекты детей "Изделия из кожи . Настенная композиция «Букет цветов»
Проект ученицы объединения "Природные дары" Скворцовой Карины "Изделия из кожи. Настенная композиция "Букет цветов". Дано обоснование проекта, исторические сведения, анализ идеи, выбор эскиза, техноло...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-389720-1390746794.jpg)
Изделия из кожи. Кожаная пластика.Художественная обработка кожи.
Цели урока; 1. Образовательная - знакомство с видом декоративно - прикладного творчества - кожаная пластика, материалы и приспособления для работы с кожей. 2.Воспитательная - заинтересовать учащихся...
Защита творческих проектов "Изделия из кожи"
Цель: защита творческих проектов "Картины из кожи". Урок сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-513021-1433582551.jpg)
Элективный курс "Художественная обработка материалов. Изделия из кожи"
Данный курс является элективным курсом в организации предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. Специфической особенностью содержания данного курса является знакомство учащихся с особенност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-659419-1440918728.jpg)
Изделия из кожи в Новозыбкове
поисковый проект о народных промыслах в г.Новозыбкове, выполненный учащимися 7 класса...