Статья на тему: «Обучение цветоведению и колористике детей с ОВЗ через использование пластилинографии».
статья по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Виктория Евгеньевна

В данной статье речь пойдет о специфике пластилинографии и ее положительных свойствах, оказывающих влияние на ребят с ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

«Обучение цветоведению и колористике детей с ОВЗ через использование пластилинографии».

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. В последнее время отечественная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые направления, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, позволяющие детям овладевать только лишь определенными навыками в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность и дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Таким методом является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, техники, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Пластилинография плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность ребенка. Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Моделирование, лепка, аппликация развивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать образы и сюжеты, которые можно вылепить из него. Своей популярностью пластилин обязан следующим качествам: простота исполнения работы, яркость фактурного материала, возможность изучения цветовой палитры, смешенние базовых цветов и получение второстепенных, возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей, насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность школьника, делает ее более увлекательной и интересной. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о скульптурной лепке, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии, ощущении форм, выбора цвета и игры с оттенками, колористикой. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями.

Цветоведение – наука об изучении цвета. Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами цвета. Цвет - один из значимых свойств предмета. Но этот признак более абстрактный и не является определяющим при определении предмета. Поэтому работа с цветом является более трудной, чем различение формы, размера и величины предметов.  Цвет нельзя выделить практическими действиями, как форму или величину.

Целью занятий цветоведением является изучение цвета, закономерностей смешивания цветов и т. д. Целью занятий по цветоведению является также формирование у учащихся культуры работы с цветом.

К сенсорным эталонам в области восприятия цвета относят хроматические цвета (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, голубой) и ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого).

Среди хроматических цветов красный, жёлтый, синий - чистые цвета,  это цвета, которые нельзя получить путем смешивания каких-либо красок. Между основными цветами при смешивании возникают промежуточные цвета - оранжевый, зеленый, фиолетовый. 

Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип работы с пластилином является наиболее творческим, где школьники решают сложные цветовые задачи.

Порой начинать работать с ребенком с ОВЗ приходится с изучения чистых цветов, их названий, соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира. Постепенно, используя пластилин, создавая работы в технике пластилинопластики, благодаря  смешиванию пластилина с целью получения новых оттенков и расширения рабочей цветовой палитры, получается добиться выразительного цветового решения рисунка.

Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании пластилиновой картины.

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. Цвет способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета ребята познают на уроках изобразительной деятельности по цветоведению. Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление ребят об окружающей действительности. Для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить тот или иной ученик, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

Вернемся к работе с пластилином и смешиванию чистых цветов. Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от учителя тщательной подготовки основы. При создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики. На занятиях с детьми С ОВЗ используются простые сюжеты: травушка — муравушка, дождь — проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Но прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, смешивание разных цветов пластилина, для получения новых оттенков. При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей, работать с крупными рисунками. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание лишь на цветовых решениях. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать. Таким образом, анализируя результаты диагностики, и результаты проведенной работы с детьми с ОВЗ видим, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая статья по теме: Система экспериментальных домашних заданий по физике с использованием детских игрушек.

Эта статья может быть полезна учителям физики, работающим в 7-9 классах по программам различных авторов. В ней приведены примеры домашних опытов и экспериментов, проводимых с помощью детских игрушек, ...

Статья на тему: "Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР."

Статья содержит описание речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Она будет полезна для работы учителям-логопедам и учителям -дефектологам....

Статья на тему: "Своеобразие речевой деятельности у детей с ЗПР."

Статья содержит описание речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Она будет полезна для работы учителям-логопедам и учителям -дефектологам....

Статья по теме: "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ"

Статья содержит рекомендации по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ. Из опыта работы....

Статья на тему «Обучение детей с ОВЗ»

Обучение детей с ОВЗДети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психич...

Статья на тему "Обучение детей с ОВЗ иностранному языку"

Обучение детей с ОВЗ иностранному языку...

Статья на тему: "Взаимодействие учителя с родителями детей, находящихся на надомном обучении".

Статья на тему: "Взаимодействие учителя с родителями детей, находящихся на надомном обучении"....