Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5a.docx | 85.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).
Цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе
Приоритетной целью художественного образования является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций, а также систему взаимодействия искусства с жизнью, привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства является задача развития у ребенка способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство». 5 класс.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».
У обучающегося будут сформированы:
- воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Обучающийся получит возможность научится:
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в соответсвии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- языку декоративно-прикладного искусства;
- различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- связывать времена в народном искусстве;
- особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
Обучающийся получит возможность научиться:
- отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
2. Основное содержание предмета представлено следующими разделами:
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. (8ч)
Древние образы в народном искусстве
Орнамент как основа декоративного украшения
Убранство русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (8ч)
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели
Городецкая роспись
Хохлома
Жостово (роспись по металлу)
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Раздел 3. Декор - человек, общество, время. (10ч)
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Одежда «говорит» о человеке
О чём рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4.Декоративное искусство в современном мире (9ч)
Современное выставочное искусство.
Декоративная композиция в технике гобелен.
Декоративная композиция в технике батик.
Выполнение в материале декоративной композиции в технике батик.
Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства.
Витраж в оформлении интерьера школы.
Выполнение декоративной куклы в материале.
Содержание учебного предмета
Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса – неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве. Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Декор – человек, общество, время. Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы 17 века.
Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных худжественных промыслов в России (с учётом местных условий). о
«Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
«Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3. Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5акласса
№ п\п | Тема | Программное содержание | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
| |||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | Ценностное отношение к историческому прошлому | ||
2 | Орнамент как основа декоративного украшения | Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический растительный смешанный). Типы орнаментальной композиции (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая) | Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций в творческой работе. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | Ценностное отношение к историческому прошлому | ||
3 | Убранство русской избы | Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический растительный смешанный). Типы орнаментальной композиции (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая) | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка Познавательные: рассуждать, , анализировать, обобщать, Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Ценностное отношение к историческому прошлому | ||
4 | Внутренний мир русской избы | Устройство внутреннего пространство крестьянского дома, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна – очи, свет и т.д.). Жизненно важные объекты в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
5 | Конструкция и декор предметов народного быта | Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкций и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. Выстраиватьорнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
6 | Русская народная вышивка | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цвета, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
7 | Народный праздничный костюм. | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Формы декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-эстетическая оценка | ||
8 | Народные праздничные обряды. | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, анализировать, самостоятельно составлять алгоритм действий Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
| |||||||
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках | Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др. Местных форм игрушек. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Регулятивные: целеполагание, планирование, Познавательные: рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, | Ценностное отношение к миру природы Эмоциональная отзывчивость | ||
11 | Искусство Гжели | Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненной изящной линией. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка- «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества | Стремление к самопознании. Интерес к способу решения задачи | ||
12 | Городецкая роспись | Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение городецкого промысла. Единство формы предмета и его декор. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки основные элементы декоративной композиции. Основные приемы городецкой росписи. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца | Регулятивные : планирование, контроль за поэтапностью работы Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Проявлять активность. Умение слушать мнение одноклассников | Ценностное отношение к миру природы | ||
13 | Хохлома | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Регулятивные : планирование, самоконтроль, самооценка Познавательные: анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, | Осознание значимости семьи. Любовь к родномукраю | ||
14 | Жостово (роспись по металлу) | Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемность и букета цветов. Основные приемы Жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Коммуникативные: Формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества, | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба. Хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий | Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи. | Регулятивные : преобразование практической задачи в познавательную Познавательные: рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, | Ценностное отношение к миру природы | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы- гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту» «Промыслы как искусство художественного сувенира» | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. | Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
Раздел 3. Декор - человек, общество, время. | |||||||
17 | Зачем людям украшения | Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить ее социальную роль хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
18 | Зачем людям украшения | Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить ее социальную роль хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощь декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея и т.д.) Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной Эмоционально-нравственная отзывчивость деятельности | ||
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощь декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея и т.д.) Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, форм и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству ДревнейГреции. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древней Греции. . | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
21 | Одежда «говорит» о человеке | Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
22 | Одежда «говорит» о человеке | ДПИ Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора остается та же – выявлять роль людей, и их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
23 | О чём рассказывают гербы и эмблемы | Декоративность, орнаментальность изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, формы символизирующий отличие от других общностей, объединений. символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость патриотизм | ||
24 | О чём рассказывают гербы и эмблемы | Декоративность, орнаментальность изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, формы символизирующий отличие от других общностей, объединений. символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
25-26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Итоговая игра викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций собранных поисковыми группами. | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире | |||||||
27 | Современное выставочное искусство. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) построений декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам майолику, керамику. Использовать в речи новые термины современного искусства декоративно-прикладного искусства. | Регулятивные : адекватно использовать речь Познавательные : рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседников | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
28 | Декоративная композиция в технике гобелен. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) построений декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства. Использовать в речи новые термины современного искусства декоративно-прикладного искусства. | Регулятивные: адекватно использовать речь Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседников | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира. | ||
29 | Декоративная композиция в технике батик. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) построений декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства. Использовать в речи новые термины современного искусства декоративно-прикладного искусства. | Регулятивные: адекватно использовать речь Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседников | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира. Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
30-31 | Выполнение в материале декоративной композиции в технике батик. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) построений декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства. Использовать в речи новые термины современного искусства декоративно-прикладного искусства. | Регулятивные: адекватно использовать речь Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседников | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира. Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
32 | Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. | Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т.д.) постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно, выполнение эскиза в натуральную величину. Общая композиция выполняется отдельными учениками, затем собираются в более крупные блоки, монтируют в общее декоративное панно. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
33 | Витраж в оформлении интерьера школы. | Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т.д.) постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно, выполнение эскиза в натуральную величину. Общая композиция выполняется отдельными учениками, затем собираются в более крупные блоки, монтируют в общее декоративное панно. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | ||
34-35 | Выполнение декоративной куклы в материале. Тест. | Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т.д.) постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно, выполнение эскиза в натуральную величину. Общая композиция выполняется отдельными учениками, затем собираются в более крупные блоки, монтируют в общее декоративное панно. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...