Рабочая программа по ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_7a.docx | 92.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 7 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).
Общие цели изучаемого предмета
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство». 7 класс.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».
У обучающегося будут сформированы:
- воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Обучающийся получит возможность научится:
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в соответсвии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
2.Содержание тем учебного курса
Основная тематика курса в 7 классе «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как сочетание различных объемов. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек.
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека(10часов)
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство город. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Защита проекта. Ты - архитектор!
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9часов)
Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день.
3.Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
для 7а класса (1 ч в неделю, всего 35ч).
№ п\п | Тема | Программное содержание | Планируемыерезультаты | Датапоплану | Датапофакту | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
| |||||||
1 | Основы композиции в конструктив- ных искусствах. | Объемно-пространственная и плоскостная композиции. Основные типы композиции: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость композиции. | Получать представление об объёмно-пространственной и плоскостной композиции. Выполнять Основные типы композиций: симметричную и асимметричную, фронтальную и глубинную. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. | Регулятивные:Определяют цель, проблему в учебной деятельности; в процессе работы находят и исправляют ошибки. Познавательные: Анализируют делают вывод,определяют понятия; определяют типы композиции, центр внимания в композиции: доминанту; устанавливают аналогидля понимания закономерностей при построении композиции. Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; умеют получать с помощью вопросов необходимые сведения от партнера по деятельности с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | ||
2 | Прямые линии и организация пространства | Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции, гармония, сгущенность и разрежённость. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. | Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. | Регулятивные:определяют проблемупрактической деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации; в процессе работы находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: учатся осмысливать предложенную информацию; работают по плану, сверяясь с целью, добиваются эмоционально-образного впечатления, излагают свое мнение в диалоге Познавательные: устанавливают тему урока; понимают и объясняют роль прямых линий в организации пространства | Вырабатывают свои мировоззренческие позиции, понимают эмоциональное состояние, переданное в созданной композиции; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности | ||
3 | Цвет - элемент композиционного творчества. | Функциональное значение цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, доминанта. | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. | Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач – используют сближенность цветов и контраст, пытаються передать многоплановость; планируют деятельность в учебной ситуации; обретают навыки применять цвет в графических композициях; сравнивают композиции по заданным критериям; делают выводРегулятивные:определяют цель, проблему в учебной деятельности; в процессе работы находят и исправляют ошибки. Коммуникативные:аргументированно характеризуют особенности цвета и его использовании в композиции для передачи акцента; излагают свое мнение в диалоге. | Осознают свои интересы(применение цвета в графических композициях); осознают свои эмоции, понимают эмоции других людей; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; | ||
4 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | Выразительность линии и пятна, интонационость и многоплановость | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. Применять свободные формы в графических композициях. | Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач – используют сближенность цветов и контраст, пытаются передать многоплановость; планируют деятельность в учебной ситуации; обретают навыки применять цвет в графических композициях; сравнивают композиции по заданным критериям; делают вывод Регулятивные:определяют цель, проблему в учебной деятельности; в процессе работы находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: аргументированно характеризуют особенности цвета и его использовании в композиции для передачи акцента; излагают свое мнение в диалоге. | Осознают свои интересы (применение цвета в графических композициях); осознают свои эмоции, понимают эмоции других людей; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; | ||
5-6 | Буква – строка - текст. Искусство шрифта. | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции. | Познавательные:усваивают информацию в различных формах; различают архитектуру шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; умеют применять букву как изобразительный элемент композиции, и строку, как изобразительно-композиционное превращение линии.Регулятивные:определяют цель, проблему в учебной деятельности; определяют средство для выполнения задания, планируют деятельность в учебной ситуации Коммуникативные:составляет устное и письменное предложение для решения учебной задачи; излагают свое мнение в диалоге, корректируют его; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли. | Осознают свои интересы, адекватно выражают свои эмоции; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; аргументируют свое мнение; осознают многообразие взглядов на процессе выполняемой работы. | ||
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки | Понимать и объяснять образно информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале | Познавательные:понимают и объясняют отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины; овладевают синтезом слова и изображения в искусстве плаката; создают творческую работу в материале. Регулятивные: определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; вырабатывают решения. Коммуникативные:организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находят общее решение; формулируют; аргументируют, излагают свое мнение в процессе творческой деятельности. | Осознают значение знаний; осознают свое отношение к мировоззрению др. людей; осваивают новые виды деятельности; развивают умение видеть образно-информационную целостность изображения плаката и рекламы. | ||
8 | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм полиграфического дизайна. | Многообразие форм графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. | Познавательные:узнают элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги; различают и используют различные способы компоновки книжного разворота; создают практическую творческую работу в технике коллажа. Регулятивные:определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: корректируют свое представление о книгопечатании, организуют работу в группе, излагают свое мнение в диалоге, отвечают на вопросы. | Осознают ценность графического дизайна в повседневной жизни; осознают свои творческие возможности, свою позицию и представление о полиграфическом дизайне книги. | ||
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8ч) | |||||||
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. | Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов (точка – вертикаль, круг – цилиндр). Понимание учащимися проекционной природы чертежа. | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. | Познавательные:умеют определять понятие чертеж, понимают плоскостную композицию как схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; знакомится с композиционными задачами соразмерности и пропорциональности, применяют в создаваемых композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. Регулятивные:определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; работают по плану, самостоятельно находят и исправляют ошибки Коммуникативные:понимают взгляд учителя на художественный язык конструктивных искусств, излагают свое мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией. | Проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои интересы (восприятие чертежа как плоскостного изображения объемов), понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, развивают пространственное воображение | ||
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а такжепрямых, ломанных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.понятие рельефа местносности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. | Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. | Познавательные:Умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) длядостижения своих творческих замыслов, анализируют композицию объемов, составляющий общий облик, образ современной постройки; развивают способность образного видения окружающей среды, используют в макете объемные геометрические фигуры, фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, определяют цель, проблему в учебной деятельности, проблему будущей практической деятельности, оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, понимают материал, изложенный в тексте, излагают свое мнение в диалоге; самостоятельноопределяют цель, задают вопросы, вырабатывают решение. | Проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. | ||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической и домостроительной индустрии. | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. | Познавательные:устанавливают аналогии между реальными зданиями и макетными конструкциями; понимают структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие вних; применяют модульные элементы в создании эскизного макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции; используют модуль как основу эстетической цельности постройки; объясняют структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу; различают реальные здания и макетные конструкции; планируют деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные:делают выводы, корректируют свое мнение под воздействием полученных знаний, излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | Проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков | ||
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | Единство художественного и функционального. Рассмотрение различных видов зданий. Выявление горизонтальных, вертикальных , наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие, главных архитектурных элементов здания (стены, окна, крыши, арки, купала, своды, колонны). | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале | Познавательные: устанавливают аналогии между реальными зданиями и макетными конструкциями; понимают структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них; применяют модульные элементы в создании эскизного макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции; используют модуль как основу эстетической цельности постройки; объясняют структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу; различают реальные здания и макетные конструкции; планируют деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: делают выводы, корректируют свое мнение под воздействием полученных знаний, излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | Проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков | ||
13-14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального.красота - наиболее полное выявление функции вещи | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; развивают воображение и фантазию, приобретая представление о вещи как объекте, несущем отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего; осознают и объясняют дизайн вещи как искусство и как социально проектирование. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, определяют цель и проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему, развивают воображение и фантазию при создании творческой работы в материале; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; организуют рабочее место, распределяют роли,вырабатывают решения. Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, соблюдают нормы коллективного общения; используют ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления, работают в группе, учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность; излагают свое мнение | Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, форму, объем, композицию)для достижения своих творческих замыслов. | ||
15 | Форма и материал.Роль и значение материала в конструкции | Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.) | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; развивают воображение и фантазию, приобретая представление о вещи как объекте, несущем отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего; осознают дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют цель и проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему, развивают воображение и фантазию при создании творческой работы в материале; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, соблюдают нормы коллективного общения; используют ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления, работают в группе, учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность | Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов | ||
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | Эмоциональное и формообразующее значение цвета. Влияние цвета на восприятие формы. Отличие роли цвета в живописи от его роли в конструктивных искусствах. Преобладание локального цвета в архитектуре и дизайне. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей.Фактура цветового покрытия. | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме. Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, принимают активное участие в обсуждении нового материала; учатся анализировать новый материал, приобретают творческие навыки; выполняют групповую творческую работу по теме; понимают и объясняют особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Регулятивные:определяют цель и проблему в учебной деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач; организуют работу в паре, распределяют роли, соблюдают нормы коллективного общения; используют речевые средства в соответствии с ситуацией. | Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, умеют чувствовать настроение в картине; проявляют интерес к произведениям искусства; осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета; проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; осознают свои интересы и цели. | ||
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (10ч) | |||||||
17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Задания: выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» (зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображен.произведений архитектуры и дизайна одного стиля). | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно- пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. | Познавательные: понимают значение архитектурно-пространственной композиции доминанты во внешнем облике города. Регулятивные:определяют цель и проблему в учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу); организуют работу в паре, распределяют роли, соблюдают нормы коллективного общения; используют речевые средства в соответствии с ситуацией | Проявляют интерес к изучению нового материала об архитектурно-художественных стилях; осознают свои эмоции, проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала. | ||
18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна | Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города Современные поиски новой эстетикиархитектурного решения в градостроительстве. Задания: выполнение практ. работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы. | Познавательные: понимают значение архитектурно-пространственной композиции доминанты во внешнем облике города, осознают современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве, проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу; понимают значение преемственности в искусстве архитектуры; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями | Проявляют познавательную активность и интерес к изучению нового материала; осознают современный уровень развития архитектуры и градостроительства; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него. | ||
19-20 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация пространственной среды в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Задания: практ. работы по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы организации городского пространства; создание проекта современного здания в исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какому- либо главному объекту). | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создаватьпрактические творческие работы, развивать чувство композиции. | Познавательные: рассматривают и объясняют планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей; различают композиции: замкнутую, радикально-кольцевую, прямоугольную, прямоугольно-диагональную, линейную и комбинированную; создают практические творческие работы, развивают чувство композиции. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; корректируют свои действия в практической работе; самостоятельно принимают решения на основе полученных знаний и умений о формировании городской среды Коммуникативные:умеют излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения | Осознают свои интересы опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к новому виду деятельности; получают эстетическое наслаждение; развивают творческие способности в процессе работы. | ||
21 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Задания:выполнение практических работ по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно-графической композиции и дизайн-проектаоформлениявитрины магазина). | Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в проживании городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайн- проектов. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | Познавательные: самостоятельно используют фактическую информацию об историчности и социальности интерьеров; осваивают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, понимают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды; осознают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой. Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы цели; имеют мотивацию к учебной деятельности; развивают творческие способности в процессе работы; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
22 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды Интерьера. | Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).Задания: выполнение практической и аналитической работ по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» (создание образно-коллажной композиции или подготовка реферата; создание конструктивного или декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии c остальными предметами). | Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). | Познавательные: понимают роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства индивидуальных помещений; создают практически творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, осознают роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест, а также индивидуальных помещений; имеют представления от унификации образа до индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, делают выводы | Понимают значение знаний о дизайне пространственно-вещной среды для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности, проявляют творческую фантазию выдумку, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
23-24 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно- ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме «Композиция архитектурно-ландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание фото изобразительного монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т. д.). | Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). | Познавательные: понимают роль цвета, фактур, и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест, а также индивидуальных помещений; имеют представления от унификации образа до индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Регулятивные:понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные:проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Понимают значение знаний о дизайне пространственно-вещной среды для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
25 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Задание: выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»). | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. | Познавательные: развивают пространственно конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Регулятивные:понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные:проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
26 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Задание: выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»). | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. | Познавательные: развивают пространственно конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Регулятивные:понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные:проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Выполняют практическую работу, развивают конструктивно-пространственное мышление, художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности. | ||
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9ч) | |||||||
27-28 | Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные.функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и сантехнических задач. Задания: выполнение аналитической и практ. работ по теме «Создание плана-проекта «Дом моей мечты» (выполнение проектного задания с обоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории). | Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно- бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. | Познавательные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а так же на умение владеть художественными материалами. Регулятивные:понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результат деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные:проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Осуществляют в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своем будущем жилище; вырабатывают доброжелательные отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности, проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
29 | Интерьер, который мы создаем | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования помещения. Задание:выполнение практической работы по теме «Проект организации многофункционального пространства ивещной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный). | Пониматьи объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел. | Познавательные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результат деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознаютвозникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осваивают новые приемы работы в процессе макетирования; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
30-31 | Пугало в огороде, или …под шепот фонтанных струй. | Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Задания: выполнение практических работ по темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икебаны» (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции). | Узнаватьо различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны. | Познавательные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результат деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осваивают новые приемы работы в процессе макетирования; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
32 | Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды | Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста; создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба). | Приобретатьобщее представление о технологии создания одежды. Понимать,как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использоватьэти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. | Познавательные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результат деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осваивают новые приемы работы в процессе макетирования; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
33 | Встречают по одежке. Дизайн современной одежды | Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст имода.Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч. Задания:выполнение коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма, создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма в натуральную величину). | Использовать графические навыки и технологиивыполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. | Познавательные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результат деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Осваивают представление о моде как о демократическом, интернациональном, общедоступном и унифицированном процессе социального конструирования; изучают особенности дизайна современной моды; развивают фантазию, воображение, чувство композиции, индивидуальность; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
34 | Автопортрет на каждый день. Грим и прическа в практике дизайна. | Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерскогостилизма. Боди-арт и татуаж как мода. Задания: выполнение практических работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов причёски и гримадля создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа). | Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом.Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое. Вырабатывать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. Создавать практические творческие работы в материале. | Познавательные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результат деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Осваивают представление о моде как о демократическом, интернациональном, общедоступном и унифицированном процессе социального конструирования; изучают особенности дизайна современной моды; развивают фантазию, воображение, чувство композиции, индивидуальность; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | ||
35 | Моделируя себя моделируешь мир | Человек — мера вещного мира. Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра. Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его социокультурный облик. | Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года. | Познавательные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результат деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: проявляют активность для решениякоммуникативныхи познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Развивают творческую активность, работая в коллективе; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; чувство гармонии и практичности; умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...