Рабочая программа по внеурочной работе, предмет ИЗО 5-6 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мамаева Светлана Александровна

Программа «Мастерская изящных искусств» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процесс се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно - нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_rabota_5_-_6_klassy.docx297.77 КБ

Предварительный просмотр:

                

J:\Рабочая программа\3.jpg

  1. Пояснительная записка.         

Программа разработана на основе «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе», утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156.

При составлении программы  учтены рекомендации методик трудового обучения “Основы дизайнобразования”; “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Культура быта»; и «Образовательной программы дополнительного образования детей «Кудесница» С.В. Сидоренко.

Программа относится к художественно-эстетической направленности. Содержание программы построено так, чтобы максимально облегчить и сделать как можно более увлекательным и результативным образовательный процесс, сделать более доступными сложные художественные технологии.

Программа ориентирована на детей, как со средними способностями, так и даёт возможность раскрыть внутренние резервы талантливых учащихся.

        Актуальность программы

  • развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;
  • социализация учащихся обществе;
  • развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;
  • существенное снижение знаний по  народному промыслу и  традициям России;
  • доступность для детей разного уровня развития и возможностей;
  • возможность развивать художественную одаренность детей.

      Отличительные особенности программы. Новизна программы.

  1. Ведущим в обучении является деятельностный подход. Учащиеся участвуют в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
  2. Освоение каждого раздела программы происходит через предметно–практическую деятельность:  выполненное ребенком изделие обязательно является предметом интерьера собственного дома, подарком для близких людей, друзей, детей – инвалидов.  
  3. Программа предоставляет возможность творчески подходить к заданиям, применять свои собственные разработки по дисциплинам, вместе с тем она требует унификации подходов к обучению с тем, чтобы уровень подготовки любого учащегося соответствовал общим требованиям.

  Педагогическая целесообразность

 Программа «Рисовать умеют все» являясь интегрированной, даёт обучающимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Содержание программы составляют отдельные предметы учебного плана по изобразительному искусству: живопись, декоративное рисование.

Программа являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники, но и пробудить творческую деятельность.

                    1.2.     Общая характеристика предмета.

Программа «Мастерская изящных искусств» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процесс се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно - нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые,  холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Программа знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно - композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка, создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.

  1. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

        Учебный курс «Рисовать умеют все» изучается через дополнительную часть учебного плана.

       Общий объём часов – 34 (1 ч. в неделю)

       1.4. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  Создание условий для дальнейшего определения и становления творческой личности, сообразно индивидуальным способностям.    

Задачи:

  • формировать у детей эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
  • формировать у учащихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формировать у детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства и художественного творчества;
  • вырабатывать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения        результата.

1.5. Межпредметные связи.

ИЗО может быть дополнительным средством активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению. При этом знакомство с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке. Которое, как и искусство неотделимо от жизни и является продуктом творчества.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Живопись:

- законы воздушной перспективы,

- понятие  сближенный колорит, нюанс;

- приемы передачи материальности и фактуры предметов;

- передавать плановость натюрморта;

- последовательно вести работу над живописным изображением.

             Рисунок:

- законы линейной и воздушной перспективы;

- способы передачи фактуры;

- иметь представление об основных пропорциях головы человека;

- приемы изображения гипсовых предметов;

- новые приемы работы с материалами (смешанные техники);

- изображать бликующие предметы (стекло, металл);

 - последовательно вести работу над натюрмортом.

 Композиция:

- понятия - станковая композиция, декоративная композиция, стилизация, орнамент;

- понятие смысловой контраст;

- приемы создания образа человека в композиции;

- применять композиционные приемы в создании станковой и декоративной композиции;

- создавать выразительную сюжетную композицию;

- последовательно вести работу над композицией.

       К концу третьего года учащиеся должны знать, уметь:

  • изготавливать шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • использовать инструменты для работы;
  •  изготовлять отдельные детали;
  • соединять детали в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • сушить изделие;
  •  гармонично сочетать цвета;
  •  проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • организовывать рабочее место;
  • определять качество готового изделия.

         Проверка результативности образовательного процесса

осуществляется через отчётные просмотры законченных работ.

        Критерии:

- умение передавать плановость натюрморта;

- знание линейной и воздушной перспективы;

- умение последовательно вести работу над живописным произведением;

- умение создавать сюжетную композицию;

- умение передавать контраст форм.

  1. Содержание учебного предмета.

                  Содержание программы третьего года обучения.

 «Живопись» (14 ч.)

1. Наблюдение за живыми природными формами (1 ч.).

Теория. Повторение  теоретических и практических знаний и навыков, самостоятельно организовать натюрморт.

Практика. Живописное изображение 2-3  небольших постановок из живых растительных форм на  светлом фоне.

  1. Плановость натюрморта. (2 ч.).

 Теория. Передача объема, плановости, богатства цветовых оттенков, цельности букета.  Цветущее растение или букет цветов.

Практика. Этюдное решение постановки. Использование различных живописных техник.

3.  Монохром (2яч.).

Теория. Продолжение изучения возможностей монохромной живописи.  Натюрморт со стеклянным предметом.  

Практика. Выполнение предварительных упражнений. Определение в  шкале тонов локального тона предметов Передача тонального богатства натюрморта. Технические приемы изображения стекла.

  1. Сближенные цветовые и контрастные тональные отношения   (3 ч.).   

Практика.    Организация цветовой и тональной гармонии  натюрморта.

Живописное решение натюрморта из предметов и драпировок двух близких групп цветов (синие -   зеленые) разной тональности. Предметы второго плана - близкие по тону к фону, предметы первого плана - контрастны фону по тону.

5.  Гармония сближенного колорита (3 ч.).

 Практика. Итоговый натюрморт.  Применение технических приемов живописи акварелью.  Живописное решение натюрморта с явно выдержанным колоритом.

  1. Тематическая живопись к праздникам (3 ч.).

                            Рисунок (10 ч.)

1. Линейная перспектива (2 ч.).

    Теория. Понятие о способах конструктивного  построения прямоугольных предметов.  Беседа. Наблюдение за  разнообразными явлениями наглядной перспективы (точки   схода и горизонта, точка  зрения, вертикальное и горизонтальное положение шахматной доски).

Практика. Выполнение упражнений на линейную  перспективу. Простой карандаш.

    2. Драпировка со складками (3 ч.).

        Теория. Знакомство со способами изображения складок на драпировке.

        Практика. Рисунок однотонной или полосатой драпировки с несложными складками, с верхним боковым освещением.  Передача формы средствами светотени. Простой карандаш или мягкие материалы.

3.  Фигура человека в интерьере (1 ч.).

Практика. Совершенствование навыков работы «живой линией». Передача позы, одежды, характера модели, пространства интерьера. Зарисовки фигуры в характерной позе, в одежде, соответствующей образу,  в сочетании с предметами интерьера. Интерьер обозначается линейно.  Простой карандаш или мягкие материалы.

  1. Материальность (1 ч.).

      Практика. Стекло и металл. Передача материальности стеклянных и металлических предметов. Зарисовки отдельных блестящих и прозрачных предметов. Простой карандаш или мягкие материалы на тонированной бумаге

  1. Конструкция и материальность (1ч.).

Закрепление умения и навыков  работы над передачей материальности предметов.  Постановка с гипсовой античной вазой и 1-2 бытовых предметов из стекла или металла. Конструктивное построение формы, пространственное решение, передача материала, освещение.  Простой карандаш.

        6. Тематический натюрморт (2 ч.).

Практика. Совершенствование навыков в передаче освещенности, материальности, пространства в натюрморте.  Темы: «Спортивный», «Атрибуты художника», «Строительный», «Музыкальный». Компоновка предметов, подчиненных общей теме, выявление центра композиции. Анализ формы предметов, передача тональных отношений. Простой карандаш, мягкие материалы или тушь, перо, кисть.

                                  Композиция (10 ч.)

1.  Воздушная перспектива. Тональность (2 ч.).

Теория. Ознакомление с  изменением тона, цвета, размера в перспективе.  

Практика. Темы «Сказочный замок», «Пейзаж».

             2. Композиция абстрактная и сюжетная (2 ч.).

              Практика. Применение цветовых и тональных средств выражения, используемые для передачи воздушной перспективы и настроения в пейзаже.   Композиция в пейзаже. Выбор сюжета, формата. Организация сюжета на плоскости.

            3. Графическая  композиция (3 ч.).

            Практика. Создание выразительной композиции, используя возможности  графики: Сюжетная композиция на тему «Спорт», «Мой город», «Мои друзья».  

 4. Человек в образе (3 ч.).

Практика. Передача характерных черт внешности, единство внешности и костюма, связь с предметной средой.  Изображение человека в образе (костюм, предметная среда). По мотивам литературных произведений.

  1. Учебно – тематическое планирование.

 Содержание программы

Всего часов

Виды   деятельности

1.

Живопись

14

Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия.

Уметь применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности цветов.

Уметь пользоваться разными приемами декорации;  следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

2.

Рисунок

10

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

3.

Композиция

10

Уметь различать многообразие форм предметного мира; конструировать по замыслу; моделировать предметы на плоскости.

Уметь изображать глубину пространства на плоскости; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности предмет ОБЖ для 5 класса.

Предлагаю Вашему вниманию разработку Рабочей программы по внеурочной работе предмет  ОБЖ для 5 класса.Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельност...

Рабочая программа по внеурочной работе "Рукодельница" для 4 класса

Предлагаю рабочую программу по внеурочной работе для 4 класса "Рукодельница" по общекультурному направлению....

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов"

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов". Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 9 класс.

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» рассчитана на учащихся 9 класса. Тематическое планирование учебного...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 11 класс.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» для 11 класса. Тематическое планирование учебного материала при 1 з...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

Рабочая программа по внеурочной работе, предмет ИЗО 7 классы

Программа «Мастерская изящных искусств» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процесс се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творче...