Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов"
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Яковлева Виктория Викторовна

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов". Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.rab_.6_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся

для 6 класса

На 2013-14 учебный год

34 учебных часа
(по 1 часу в неделю)

Разработчик программы: Яковлева В.В.

учитель высшей квалификационной категории

Москва

                                                                        2013


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов рассчитана  на детей шестых классов, имеющих неплохие математические способности, проявляющих интерес к математике и призван а заинтересовать учеников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, выработать у них навыки рациональных вычислений, развить начала математического и логического мышления, расширить кругозор и, главное, пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук.

Решение задач на смекалку, задач- ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе.

        Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,  классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

        

        Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

        Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений   учащихся;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
  • доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определённых изменений с учётом конкретных педагогических задач, запросов детей.

        Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приёмы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных учёных-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач.

II. Учебно-тематический план

(1 часа в неделю, всего 34 часа)

Тема занятия

Общее кол-во часов

Среднее арифметическое и разные задачи

2

Чётные и нечётные числа

1

Признаки делимости. Остатки

2

Простые числа

1

От натуральных к дробным числам

1

Периодические дроби

1

Приёмы устного счёта

2

Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними

2

Задачи с дробями и процентами

2

Задачи на движение с дробями и процентами

2

Пропорции

2

Пропорциональное деление чисел и величин

2

Задачи на совместную работу

2

Число π. Длина окружности, площадь круга

1

Возникновение отрицательных чисел

1

Решение линейных уравнений, содержащих модули

2

Решение задач с помощью уравнений

2

Параллельные и перпендикулярные прямые

1

Осевая и центральная симметрии

1

Координатная плоскость

2

Графики и диаграммы

1

Итоговое занятие

1

Итого:

34

Ш-2. Содержание занятий

 Программа индивидуальной внеурочной работы рассчитана на один год обучения и содержит следующие темы:

  1. Среднее арифметическое и разные задачи. Решение задач на нахождение среднего арифметического и на смешение первого рода. Нахождение среднего взвешенного Задачи на смеси и сплавы.
  1. Чётные и нечётные числа. Свойства чётных и нечётных чисел. Решение задач с использованием свойств чётных и нечётных чисел.
  1. Признаки делимости. Остатки. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 18, 25. Решение задач с использованием признаков делимости.
  1. Простые числа. Понятие простого числа. Удобный способ отыскания простых чисел ( «решето Эратосфена»), Евклид о простых числах. Простые числа Мерсенна. Числа-близнецы.
  1. От натуральных к дробным числам. Что такое ломаное число? Древнекитайская задача с дробями. Староиндийская задача с цветами и пчёлами. Задачи с дробями у древних армян. Древнеегипетская задача с дробями.
  1. Периодические дроби. Бесконечная десятичная дробь. Возникновение бесконечных десятичных дробей при измерении. Представление бесконечной периодической десятичной дроби виде обыкновенной.
  1. Приёмы устного счёта. Умножение двухзначных чисел на 11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трёхзначных чисел, оканчивающихся на 25. Умножение на 155 и 175. Деление на 5 и 25. Умножение на 9, 99, 999. Умножение на 111.
  1. Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними. Различные способы решения задач на движение.
  1. Задачи с дробями и процентами. Задачи на действия с дробями и процентами. Три основные задачи на дроби и проценты. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, сумме и отношению с использованием дробей и процентов.
  1. Задачи на движение с дробями и процентами. Движение тел по течению и против течения реки. Одновременное и разновременное начало противоположно направленных движений и движений в одном направлении.
  1. Пропорции. Прямо пропорциональная зависимость величин. Решение задач на проценты с помощью пропорции. Разные задачи на пропорции. Обратная пропорциональная зависимость величин.
  1. Пропорциональное деление чисел и величин. Решение задач на пропорциональное деление. Деление числа на части, обратно пропорциональные данному ряду чисел. Задачи на пропорциональное деление из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого.
  1. Задачи на совместную работу. Решение задач на совместную работу. Разные задачи.
  1. Число π. Длина окружности, площадь круга. История открытия числа π. Приближённое вычисление числа π . Задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Измерение земного меридиана Эратосфеном.
  1. Возникновение отрицательных чисел. История возникновения отрицательных чисел. От Диафанта до Бхаскары. Путь к признанию отрицательных чисел.
  1. Решение линейных уравнений, содержащих модули. Определение модуля числа. Различные способы решения линейных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.
  1. Решение задач с помощью уравнений. Задачи на движение. Задачи на движение по воде. Задачи на совместную работу. Облегчённый способ решения некоторых задач повышенной сложности.
  1. Параллельные и перпендикулярные прямые. Различные способы построения параллельных и перпендикулярных прямых. Основное свойство параллельных прямых.
  1. Осевая и центральная симметрии. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Построение фигур, симметричных данным. Симметрия в природе.
  1. Координатная плоскость. Прямоугольная система координат на плоскости. Р. Декарт. Рисуем по координатам.
  1. Графики и диаграммы. Графики. Чтение графиков. Диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы.
  1. Итоговое занятие. Подведение итогов. Поощрение успешно занимавшихся учащихся. Математический КВН.

IV. Методическое обеспечение

Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:

  1. Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
  2. Самостоятельное решение задач по теме занятия, причём в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит её разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
  3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
  4. Подведение итогов занятия, ответы на  вопросы учащихся, домашнее задание

В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.

Домашние задания заключаются и повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом.

Критерии оценки деятельности учащихся

Оценка в дополнительном образовании по пятибалльной или какой-либо другой системе неуместна, т.к. это не школа, здесь нет ни дневников, ни итоговых оценок. Оценивается деятельность учащегося по следующему принципу: максимум похвалы, минимум порицания. Наряду с оценками ''верно" и "неверно" необходимо давать письменную или устную характеристику знаний учащихся. Даже если ответ в корне неверный, педагог наряду с указаниями на недочеты и ошибки всегда должен найти какие-то слова, которые позволят ребенку поверить в свои силы и не потерять интерес к занятиям. Важно в процессе контроля за знаниями учащегося искать не недостатки, ошибки, просчеты, а чуть заметные ростки успеха и прогресса, иногда специально создавая ситуацию успеха.

При оценивании деятельности учащегося важно учитывать, что оценивается лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал. Также важно помнить основную функцию оценивания: получить объективное представление о том, что знает, умеет учащийся, что у него получается и как с ним работать дальше, чтобы способствовать его уверенному развитию. Оценка - своего рода мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.

Можно вывести некоторые правила оценивания:

  • оцениваются не только решение, выполнение задания,
    ответ, но и достижения учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для практики и для получения новых знаний;
  • оценка должна стимулировать деятельность учащихся.

Лучше всего использовать разные формы оценки деятельности учащихся: творческие работы и рефераты по самостоятельно выбранной теме, тематические игры, тесты. Практика показывает, что при использовании какой-либо одной из этих форм оценки, достаточно трудно получить объективные сведения о знаниях и умениях учащихся.

 

V. Литература

1. Балк М.Б., Балк Г.Д., Математика после уроков: Пос. для учителя. — М.: Просвещение, 1971.

2. Гаднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки.—М.: Наука, 1977.

3. Галай Т.Я., Гришевич Гд. Учням про видатних матеМатiкiв. — Львив:

Радяньска школа, 1976.

4. Глейзер Г.И. История  математики в школе. — М.: Просвещение, 1981

5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. —М.: Наука, 1978.

6. Козлова Е.Г Сказки и подсказки: задачи для математического кружка. —

М.: МИРОС, 1995.

7. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Математические головоломки и задачи для любознательных: Кн. для учащихся. — М.:

Просвещение, 1986.

8. Кордемекий Б.А. Математическая смекалка. — М.: Гостехиздат, 1957.

9. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4—5 кл. — М.: Просвещение, 1986.

10. Левитин К.Е. Геометрическая рапсодия. — М.: Знание, 1984.

11. Лемап И. Увлекательная математика / Пер. с нем. — М.: Знание, 1985.

12. Лойд С. Математическая мозаика / Пер. с англ. / Сост. М. Гарднер. — М.: Мир, 1984.

13. Математика: Школьная энциклопедия / Под ред. С.М. Никольского. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 1996.

14. Мочалов Л.П. 400 игр, головоломок и фокусов. — М.: НТЦ 15. «Университетский», 2000.

15. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. — М.: УНЦ ДО МГУ, 1996.

16. Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учеб. пособие. — СП6.: Союз. 1999.

17. Перельман Я.И. Живая математика. — М.; изд.Русанова,1994

18. Перельман Я.И. Весёлые задачи. – М., АСТ Астрель, 2005

19. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. — М.: Гостехиздат, 1955.

20. Поисковые задачи по математике (4—5 кл.): Пос. для учителя / АЯ. Крысин, 21. В.Н. Руденко, ВИ. Садкова, А.В. Соколова, А.С. Шепетов, Ю.М. Колягин —М.: Просвещение, 1979.

22. Руденко В. Н., Бахурин Г.А, Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.

23. Произволов В.В. Задачи на вырост: Учеб. пособие для внеклассных занятий по математике. — М.: МИРОС, 1995.

24. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.

25. Спивак А.В. Математический кружок. 6—7 классы. М.: Посев, 2003.

26. Совайленко В.К., Лебедева О.В. Сборник развивающих задач с решениями для учащихся 5-6 классов. – Ростов-на-Дону: Легион, 2005.

27. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. – М.: Арис-пресс, 2006

28. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы. М.:  «Издательство НЦ ЭНАС», 2004  

29. Шарыгин И.Ф., ЕрганжиеваЛ.Н. Наглядная геометрия. 5—6 кл.: Пос. для общеобр. уч. завед. — М.: Дрофа, 1998.

30. Шейника О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003..

31. Ященко И.В. Приглашение на математический праздник. — М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998.

32. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Под ред. О. Г. Хини. — М.: АСТ—ЛТД, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся

Внеклассная работа в развитии творческих способностей детей....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся

Опыт работы учителя русского языка и литературыГрига Ирины Иннокентьевныпо теме «Развитие  творческих способностейна уроках русского языка и литературы»...

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

Доклад "Формы работы по развитию творческих способностей учащихся"

Данная работа - это небольшое собрание методов и технологих, применяемых на моих уроках. Здесь вы можете познакомиться как с методами, так и их примерами из моего педагогического опыта....

Развитие творческих способностей учащихся 5 – 6 классов

Презентация "Развитие творческих способностей учащихся 5 – 6 классов", созданная с целью показать на конкретном примере возможности развития детей 5 - 6 классов....

Планирование и ситема работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и летературы

На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческие способности учащихся. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифиц...