Урок изобразительного искусства в 5 классе.Тема " Золотая Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Любовь Ивановна Забавина

Конспект урока знакомит с историей и осбенностями хохломской росписи. Учащиеся  в ходе практической работы    отрабатывают способы и приёмы элементов  росписи.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx101.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: Золотая хохлома 

Цель: знакомство учащихся с народным промыслом России -Хохломская роспись.

УУД:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам изобразительного искусства, к школе, ориентация на содержательные мотивы школьной жизни и принятие образа «хорошего ученика»;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

Познавательные:

  • находить необходимую информацию для выполнения для выполнения учебных заданий в учебной, справочной и дополнительной литературе;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование:  листы бумаги формата А 4, карандаш,  гуашь, проектор, компьютер, презентация к уроку. 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к уроку.

II. Изучение новой темы

Сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока сегодня скрыта в загадках. Дав правильный ответ, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1.Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

 Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

 Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома.

 Что же это? …(Хохлома)

2.«Посуда не простая

А точно золотая!

С яркими завиточками

Ягодками и листочками

Называется она?»

Разные ложки и ковши 

3.Ты разгляди-ка, не спеши, 

Там трава вьется и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…(Хохломой)(Слайд №1)

 -С чем сегодня мы должны познакомится на уроке?

-Определите, пожалуйста, цель сегодняшнего урока.

 -Что вы можете узнать сегодня на уроке?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с историей и особенностями хохломской росписи. Вы узнаете приемы, способы и виды этой росписи и, на один урок, превратитесь в мастеров по росписи деревянной посуды. (Слайд №2).

3. Изучение нового материала. ( демонстрируются слайды)

1.Это стихотворение поможет узнать вам, где же зародился хохломской промысел.

В деревне Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою...

И пели там птицы,

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Узор для потех.

Писали узоры

Их руки, души.

Молились в соборах,

Чтоб не было суши.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили Соборы,

Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписаный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома.

-Почему деревянные изделия называли «хохломскими», ведь издавна делали и расписывали посуду в деревеньке Сёменово? Но зовут её не семёновской, а хохломской.

Мы с вами уже привыкли, что промысел обычно носит название того места, где он зародился. Приведите примеры. (Городец ( село Городец), филимоновская игрушка (деревня Филимоново) и др.

 Чтобы ответить на этот вопрос отправимся в небольшое путешествие в историю. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии, куда на торги свозились все деревянные изделия и получил свое название от крупного торгового села Хохлома. (Слайд №3).

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства.

 Стадии производства изделий хохломской росписи.

1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке. (Слайд №4).

2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. (Слайд №5).

3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. (Слайд № 6).

4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое".

В учебнике найдите как происходит верховая роспись стр. 88

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. (Слайд №).

В учебнике найдите как происходит фоновая роспись стр. 89

Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. (Слайд № 15)

Кудрина ещё один вид росписи (стр. 90). Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.(Слайд №)

Где используется “верховая” роспись, а где “фоновое” письмо? (Слайд №20).

- Вы уже посмотрели много работ хохломской росписи, теперь назовите те цвета которые используются в промысле.

Физкультминутка. (Слайд №)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

 Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

 Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

 Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

4. Практическая работа.

Сегодня я вам обещала, что вы побудите на уроке мастерами хохломской росписи. Сейчас мы с вами я на доске, а вы в альбомах нарисуем элементы хохломской росписи.

hello_html_m2c6a4cc0.png

5. Подведение итогов работы.

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Почему хохломские изделия называют золотыми?

- Какой город считают столицей золотой хохломы?

- Назовите виды хохломской росписи.

6. Домашняя работа.

Нарисовать и украсить посуду хохломской росписью, используя знания и навыки, полученные в процессе практической работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома

Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в...

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему"Золотая хохлома" 5 класс

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотая хохлома" 5 класс.Урок составлен с учётом требований ФГОС.Презентация прилагается....

Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома"

Конспект урока изобразительного искусства "Хохлома" составлен в соответствии с ФГОС для обучающихся  5 класса по программе Б.М.Неменского....

Конспект урока изобразительного искусства по теме «Хохлома»

На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной (коллективной) форм работы. В ходе урока учащиеся выполняют задания по таблице, закрепляют навыки работы с учебным те...

Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»

Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...