Создание буквенного знака-символа «Букво-образ» для учащихся возраста 11-13 лет.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Горностаева Ольга Владимировна

Предлагаемая разработка фокусирует внимание на создание необычных, образных решений используемых в графическом дизайне. Наряду с базовыми темами по колористике, композиции, моделированию, это задание активирует творческий процесс и позволяет достаточно широко охватить палитру эмоционального переживания вечных тем культуры и искусства.

Задание для выявления и поддержки детей школьного возраста с уникальными способностями к дизайн - проектированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gornostaeva_o_v_bukvo-obrazy_.docx124.49 КБ

Предварительный просмотр:

Создание буквенного знака-символа «Букво-образ»
 для учащихся возраста 11-13 лет.

Методическая разработка

         Автор - составитель: Горностаева Ольга Владимировна,

педагог дополнительного  образования МАУ ДО «ДДЮТ» г. Братск 2019 г.

По направленности: художественная; по видам деятельности: ИЗО деятельность, по специализации  графический дизайн; по уровню содержания: ознакомительная; по форме реализации: групповая; по целевой установке – развивающая художественную одаренность.

Предлагаемая разработка фокусирует внимание на создание необычных, образных решений используемых в графическом дизайне. Наряду с базовыми темами по колористике, композиции, моделированию это задание активизирует творческий процесс и позволяет достаточно широко охватить палитру эмоционального переживания вечных тем культуры и искусства.

Актуальность:

Сложность выявления и поддержки детей школьного возраста с уникальными способностями к дизайн - проектированию.

Педагогическая целесообразность

Накапливание зрительных впечатлений и образов формирует представление о прекрасном во времени, способствует приобретению своих приёмов, манеры и стиля. Процесс анализа и сравнения необходимы учащимся для создания и исследования своих работ, - замыслов и  неожиданных открытий - графических импровизаций изо - практики, в общем процессе формирования психического, интеллектуального и духовного развития потенциала  ребёнка.

Разработка занятия формирует «зону ближайшего развития» личности ребенка, его свободного выбора, эстетических и культурологических направленностей, сопряжённую с желаниями и потребностями детей,  обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса и построение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка в образовательном пространстве.                                                        

Занятия  разработаны для развития у учащихся творческого воображения, аналитических способностей, логического и абстрактного мышления с использованием приёмов комбинаторики.

Занятие «Букво-образ» для учащихся возраста 11-13 лет.

Тема: пластические и формальные свойства графики. символическая

Цель: графическая  композиция на основе первой заглавной буквы слова, сразу раскрывающей значение всего слова.

Задачи:

- Развитие ассоциативных связей, знакомство с методами фантазирования (перенос значений, объединение - дробление), комбинаторные приёмы моделирования формы знака;

- Последовательность поисковая и формальная, графические приёмы.

- Выразительность линии, пятна, силуэта. Законченность. Целостность.

         Условие формообразования буквы: формальная трансформация элементов буквы должна сохранять читабельность знака.(3 слайд)

План:

1 Буква как конструкция.

Разбираемся: форма буква - это конструкция. Делаем анализ жёсткости или пластичности возможного написания конструкции буквы с сохранением её целостности и пропорциональности.

Разбираем букву «М» к слову «Молния» и разные формы буквы «М» отслеживая читабельность или нечитабельность знака.

2  Буква как образ.

         «Мозговой штурм»: одновременно ведём поиск-подбор слова – предмета, слова – явления, слова - события  которые можно было бы использовать в формальной композиции и графически пытаемся выразить, «обыграть» линиями или пятнами, какой-либо существенный формальный признак предмета.

Ищем визуальные аналогии. Рассматриваем иллюстративный ряд : фотографии молний и объектов архитектуры ( внимание к упорядоченным и произвольным ритмам в изображениях)

Например, определяем характер линий буквы «М» слова «молния». Конструкция буквы «М» состоит из 4 ломаных линий, а разряды молнии во время грозы тоже часто «рисуются» на фоне неба, неровными, зигзагообразными, ломаными линиями. Пробуем написание буквы «М» ломаными линиями, отделяя подходящие от неподходящих вариантов. Ищем оптимальный баланс между читабельностью и выразительностью. Детям делать эскиз лучше сразу достаточно крупно или в нужном формате. Все «изломы» линий должны быть достаточно «энергичны», углы наклонных элементов к горизонтали различаются, не повторяются, а длины полученных отрезков также должны быть различными, чтобы изломанная линия не напоминала «лесенки» и т.п.

3 Итоговая часть задания:

Процесс «шлифовки» выразительности найденных пропорциональных отношений чередующихся и сопряжённых элементов буквы. На этом этапе у линий знака появляется толщина написания. Важно не потерять выразительную «экспрессию изломов». Естественные технологические перемещения точек схода отрезков, образующих из-за увеличения толщины новые, «парные углы», также должны поддерживать «энергичный» силуэт «буквы-образа» «МОЛНИЯ». Пропорции и начертательные элементы буквы «М» в этой комбинаторной схеме должны сохранять «нервный» характер линий.

В разработке различных композиций буквенных знаков необходимо делать акцент на принципиально важном моменте процесса его появления - выразительности изобразительной силуэтной формы. Например, у буквы «САПОГ» может быть в данном варианте только тонкий каблук, у «буквы»

«ЧЕРВЯК» -  4 изгиба, у «буквы» «ДРОЖЬ» - синусоиды не редкие и нерезкие, а мелкие, частые,  плавные, одной толщины, несколько рядов, так чтобы возникало ощущение монотонности, а резкость линий тоже непостоянная, меняющаяся. 

Выполнение задания развивает у учащихся творческое воображение, аналитические способности, логическое и абстрактное мышление. Развивает ассоциативный способ познания окружающего мира и мира искусства. Позволяет взглянуть по-новому на изобразительные возможности графики. Формирует представление о художественных и смысловых законах изобразительного искусства. Развивает эстетические и эмоциональные аспекты формирующейся личности.

Формирует ключевые образовательные компетенции

  1. Учебно-познавательные:
  2. Коммуникативные:
  3. Компетенции личного самосовершенствования:
  4. Информационные:
  5. Ценностно-смысловая:

Наглядность к методической разработке

«Создание буквенного знака-символа: «Букво-образ»

1 Образцы графического дизайна : шрифтовые композиции

f9e5336b24e8cfc33bd6d400cdf204a1      7c451e1d0276d11877dc672eede69114       4459940c6f3d603e6475d8ead7ba6933       образец для презентации Триз

   3pivot1-m        fashion-man-design--3115424      rahz1Nljhco

2 Выразительные пластические  и читабельные свойства

выбранной буквы «М»

буква М 1  буква М 5  буква М 3буква М 2    буква М 4

3 Ассоциативно - иллюстративный ряд к буквенной композиции «Молния»

1562728740_pervoru-33558  LightningStorm2015Italy  priroda-molniya--groza-tuchi-dozhd-molni-1130490

             

4 Полученный знак- «буквообраз» к слову «Молния»

2019-02-09 14-16-31

5 Созданные учащимися буквообразы - буквенные знаки-символы

      2019-02-09 14-18-17   2019-02-09 14-23-55   2019-02-09 14-25-05    2019-02-09 14-17-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися

Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....

Создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного возраста.

в работе раскрыто создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного ваозраста...

«Создание предметно – развивающей среды для детей младшего школьного возраста».

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой ко...

Создание электронного банка данных психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе: Инструкция по созданию и методические рекомендации

Представленная в брошюре инструкция и методические материалы по созданию в школе электронного варианта психолого-педагогической характеристики учащихся, позволит создать в школе единую электронную баз...