Конспект урока по архитектуре первой половины 19 века в России
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Сорокина Галина Липатовна

Конспект урока по архитектуре в 8 классе "Архитектура России первой половины 19 века. Архитектор Андрей Воронихин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка

Методическая разработка урока для 8 класса с углубленным изучением изобразительного искусства

Архитектура России первой половины 19 века.

Архитектор Андрей Воронихин

Педагог Сорокина Галина Липатовна

Тема урока: «Архитектура России первой половины XIX века.

Архитектор Андрей Воронихин»

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с архитектурой России в начале 19 века.
  2. Закрепить знания об архитектурных ансамблях.
  3. Познакомиться с творчеством архитекторов начала 19 века.
  4. Приобрести навыки при выполнении практических заданий на компьютере.
  5. Сформировать навыки построения глубинно-пространственной композиции.

   Оборудование и материалы: проектор, экран и компьютеры для учащихся (урок проводится в компьютерном классе), рабочие тетради учащихся, материалы для выполнения практической работы (бумага формата А-3, цветная бумага, клей, ножниц, линейка и карандаш).

План урока

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Знакомство с творчеством архитектора А. Воронихиным.
  3. Тест на закрепление и проверку нового материала.
  4. Выводы по творчеству А. Воронихина.
  5. Практическое выполнение задания.
  6. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока.

   Учитель. Сегодня мы продолжаем тему прошлого урока: «Архитектура России первой половины 19 века». Мы познакомились с архитектурным направлением того времени, с новыми градостроительными задачами и с творчеством архитектора Андрея Воронихина. Прежде чем приступить к новой теме, повторим материал прошлого урока.

На экране слайд «Повторение пройденного материала»

   Учитель. Ответьте на вопросы:

  • Назовите господствующий стиль в России в начале ХIХ века.

Ученик. В начале 19 века господствующим стилем стал ампир – поздняя стадия неоклассицизма.

  • Какие задачи в архитектуре были основными?

Ученик. Основными были градостроительные задачи.

  • Чему подчинялось здание?

Ученик. Здание подчинялось городскому ансамблю – улице, площади или набережной.

  • Что использовали архитекторы в оформлении фасадов?

Ученик. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру.

  • Покажите на плане г. Петербурга архитектурные ансамбли.

(План города на экране)

Ученик (показывает). Градостроительный ансамбль на площади у стрелки Васильевского острова со зданием Биржи. Ансамбли на Дворцовой и Сенатской площади, и ансамбль на набережной реки Невы со зданием Адмиралтейства.

Учитель. Продолжим повторение пройденного материала.

На экране сайд «Анализ Адмиралтейства»

Учитель. Ответьте на вопросы.

1.Кто автор Адмиралтейства?

Ученик. Перестройкой здания Адмиралтейства занимался русский архитектор Андреян Захаров.

2.Назовите годы реконструкции.

Ученик. Реконструкция здания проходила с 1806 по 1823 год.

3.Назовите архитектурный стиль.

Ученик. Архитектурный стиль здания – ампир.

4.Какова длина главного фасада?

Ученик. Длина главного фасада здания 400 метров.

5.Кто изображен на данной скульптуре?

Ученик. На данной скульптуре изображены морские нимфы, несущие небесную сферу. Они были установлены с двух сторон арки главного входа здания. Автором композиций является скульптор Феодосий Щедрин.

6.Как называется рельеф на верхнем ярусе?

Ученик. Первый ярус башни украшает обширный рельеф «Заведение флота в России». Бог морей вручает Петру I свой трезубец, признавая его владыкой Балтики, тритоны строят корабли на фоне панорамы Петербурга.

7.Сколько скульптур размещается над колоннадой?

Ученик. Колоннаду второго яруса венчают 28 скульптур, продолжающих вертикальный рисунок колонн. Каждый скульптурный образ повторен дважды.

8.Назначение Адмиралтейства?

Ученик. В Адмиралтействе находится всё необходимое для строительства кораблей (верфи, мастерские, склады и др.).

9.Чем является Адмиралтейство для города?

Ученик. Адмиралтейство является градостроительным центром Петербурга.

Учитель. Повторение пройденного материала завершено, и мы переходим к новой теме. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.

На экране слайд «Архитектор Андрей Никифорович Воронихин»

Учитель. Андрей Никифорович Воронихин – выдающийся архитектор, живописец и рисовальщик, мастер многоколонных гражданских сооружений и монументальных купольных форм.

Учитель. О биографии Воронихина нам расскажут ребята, которые самостоятельно подготовили дополнительный материал.

Первый ученик. Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814) родился на Урале в селе Новое Усолье, Пермского округа. Он был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств, известного мецената, коллекционера и богатейшего человека своего времени. Воронихин рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Петербург: граф приставил его к своему сыну Павлу в качестве слуги и компаньона. Будущий архитектор получил образование, традиционное, для дворянских детей, а в 1786 г. – вольную. Вместе с Павлом Строгановым он совершил путешествие по Германии, Швейцарии, некоторое время жил во Франции, где изучал архитектуру.

Второй ученик. Вернувшись в Россию, Воронихин работал в доме своего бывшего хозяина, теперь ставшего покровителем.  Первой его работой была в 1793 г. внутренняя отделка пострадавшего от пожара дворца Строганова (арх. Растрелли). В 1795 – 1796 гг. Воронихиным сооружен загородный дом Строганова на Черной речке, за картину с изображением этого дома ему в 1797 г. присвоили звание академика перспективной живописи. Звание архитектора Воронихин получил в 1800 г. за проект колоннад в Петергофе. С 1802 г. он – профессор Академии художеств.

Третий ученик. Воронихин участвовал в перестройке Павловского дворца, построил колоннады Большого Каскада в Петергофе, Розовый Павильон в Павловске, усадьбу Городня близ Калуги и, возможно, Братцево под Москвой.

Наиболее выдающиеся сооружения Воронихина – Казанский собор и Горный институт в Петербурге.

Учитель. Познакомимся подробнее с архитектурными особенностями Казанского собора.

На экране слайд «Казанский собор»

Учитель. В 1799 г. по приказу Павла I был проведен конкурс на проект нового храма на Невском проспекте в Петербурге вместо старой церкви Рождества Богородицы (ХVIII в.). Императору хотелось видеть здесь храм, напоминающий римский собор Святого Петра. В конкурсе приняло участие немало видных архитекторов. Проект Воронихина превосходил их проекты, прежде всего по своему градостроительному  значению.

На экране слайд «Градостроительная идея проекта Казанского собора»

Учитель. Воронихин положил в основу проекта идею создания на Невском проспекте площади как нового звена в общей системе застройки главной магистрали города.

   Казанский собор строился с1801 по 1811 год. Собор вытянут параллельно Невскому проспекту, и образует в плане латинский крест. Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив её колоннадами.

   При выходе из собора через западные врата взору открывается ещё одна, маленькая, полукруглая площадь, обрамленная чугунной оградой.

На экране слайд «Особенности проекта Казанского собора»

Учитель. Четырёхрядная колоннада коринфского ордера состоит из 92 колонн.

    Монументальные колонны из известняка стоят перед входом в собор, выполненным в виде 6-колонного портика с огромным фронтоном. Над портиком возвышается грандиозный купол. В конструкциях купольного перекрытия Воронихин впервые в России использовал чугун и железо.

   В отделке интерьера применены скульптура, лепная орнаментика, бронза, мраморные и мозаичные полы.

  Огромное светлое подкупольное пространство в сочетании с протяженными колоннадами нефов, впечатляет богатством перспективных картин, как бы связывая интерьер здания и наружные колонны в единое композиционное целое.

                                       

Учитель. Воронихин является автором  проекта перестройки Горного кадетского корпуса.

На экране слайд «Горный институт»

Учитель. В 1806 г. А. Н. Воронихин приступает к перестройке Горного кадетского корпуса, размещавшегося на юго-западной оконечности Васильевского острова. Зодчий мастерски объединил шесть старых двухэтажных построек, принадлежавших Горному институту в одно большое, удобное здание с общим фасадом. Вход оформлен грандиозным 12 - колонным портиком греко-дорического ордера. К нему ведут широкие ступени лестницы, сложенной из каменных плит. Здание украшает серия скульптурных работ на античные сюжеты, говорящие о назначении этого учреждения.

    Горный институт выполняет важную градостроительную задачу.

Именно здесь, в устье Невы, путешественники, приплывающие на кораблях в Петербург, получали первое впечатление о столице России.

Учитель. Мы познакомились с творчеством русского архитектора первой половины 19 века Воронихиным Андреем Никифоровичем.

   Для закрепления и проверки полученных знаний на уроки вам необходимо ответить на вопросы теста. Одна группа учащихся будет отвечать на тест в рабочих тетрадях, используя записи конспекта урока, а другая группа за компьютерами, используя презентацию данного урока.

На экране слайд «Тест на закрепление и проверку нового материала»

Учитель. В тесте всего семь вопросов. К каждому вопросу имеется три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.

1.Кем не был А. Воронихин?

                                  а) живописец;          б) скульптор;             в) архитектор

2. Казанский собор находится на…  а) набережной Невы;

                                                              б) Сенатской площади;

                                                              в) Невском проспекте

3. Какой архитектурный стиль применяет Воронихин в своих проектах?

                                         а) неоклассицизм;     б) древнерусский;     в) барокко

4. Сколько колонн включает в себя колоннада Казанского собора?

                                                  а) 59;        б) 92;          в) 102

5. Что было использовано при строительстве купола Казанского собора?

                                                  а) чугун и железо;

                                                  б) дерево;

                                                  в) железобетон

6. Колонны, какого ордера используются в портике Горного института?

                                           а) ионический;   б) композитный;     в) дорический

7. Какую проектную задачу выполняют здания А. Н. Воронихина?

                                                   а) увеселительную;

                                                   б) образовательную;

                                                   в) градостроительную.

 Учитель сразу оценивает правильность выполнения теста у учащихся, которые работали за компьютерами. А остальные работы учащихся, выполненные в тетрадях, проверит после проведения урока.

Учитель. Подведем итог. Какой мы сделаем вывод по творчеству архитектора Андрея Воронихина?

На экране слайд «Выводы»

Первый ученик. Градостроительные приемы, которые используются Андреем Воронихиным в проектировании зданий явились новым этапом развития застройки Петербурга начала ХIХ века.

Второй ученик. Здания Казанского собора и Горного института сыграли крупную роль в сложении ансамбля города.

Учитель. Дальнейшее знакомство с творчеством архитекторов первой половины XIX века мы продолжим на следующих уроках.

   А сейчас перейдём к выполнению практической работы.

 

На экране слайд «Практическая работа»

Учитель. На одном из уроков вы работали над проектом развития города.

Работы выполнялись схематично из цветной бумаги в виде плоскостной композиции.

  Следующим этапом в учебном проектировании городов, является практическая работа по созданию глубинно – пространственной композиции «Планировка центра города».

На экране слайд «Задание»

Учитель. Данное задание выполняется в три этапа:

  1. Планировочное решение центра города (чертеж на листе формата А-3).
  2. Планировочное и  цветовое решение центра города (проект выполнен в цвете).
  3. Глубинно - пространственная композиция центра города (проект выполнен в объёме).

Первую часть задания вы выполнили на прошлом уроке. Перед вами готовые чертежи проекта центра города. Сегодня мы будем работать над выполнением второго этапа.

     Класс делится на две группы. Одна группа выполняет задание за компьютерами, используя программу Paint. А другая группа работает традиционным способом, использует цветную бумагу.

    Вам необходимо цветом показать: магистрали, площади, скверы, парки, жилые и общественные здания.                  

Учащиеся выполняют второй этап работы «Планировка центра города».

Учитель помогает советами, затем проводит обсуждение работ.

Учитель. Мы закончили работу на втором этапе проектирования. На следующем уроки этот проект вы представите в объёмном варианте. У вас будет возможность исправить ошибки, которые были допущены сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета...

Презентация к уроку "Русская живопись первой половины 18 века"

История становления русской живописи. Эпоха Петра Первого. От иконописи к парсуне....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

Тема урока: "Московское княжество первой половины XV века"

Урок разработан   к УМК:  «История России» /под ред.  А.В. Торкунова, 2 часть. Москва «Просвещение» 2016.;  с использованием презентации  и  дидак...

Презентация урока "Российская наука первой половины XIX в."

Презентация к уроку истории России. 9 класс....

Конспект урока математики "Числа первого десятка" (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: обобщение знаний учащихся о цифре, числе.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить последовательность натурального ряда чисел от 1 до 10;2. Совершенствовать навыки счета в пределах 10;3. Расш...