Конспект урока "Путешествие в страну пирамид"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Сорокина Галина Липатовна

План-конспект урока "Путешествие в страну пирамид" для 4 класса с углубленным изучением ИЗО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка

Конспект урока по архитектуре в 4 классе

Тема урока: «Путешествие в страну пирамид»

Педагог дополнительного образования

Сорокина Галина Липатовна

МАОУ гимназия №69 им. С. Есенина

Тема урока: «Путешествие в страну пирамид» (слайд)

Обобщающий урок по темам: «Архитектура Древнего Египта».

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.  

Виды занятий: беседа на повторение знаний пройденного материала, просмотр слайдов, объёмная аппликация.

Цели и задачи:

  1. Повторить и закрепить знания по архитектуре Древнего Египта, полученные на  прошлых уроках.
  2. Проследить взаимосвязь всех видов изобразительного искусства.
  3. Воспитать у детей любовь и бережное отношение к культурному наследию прошлого.
  4. Научиться работать индивидуально и в группах.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Дать общее представление о древнеегипетских храмах.

Получить  знания и навыки при выполнении практической коллективной работы.  (слайд)

Оборудование урока: большой лит бумаги для коллективной работы на доске, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: проектор и экран, презентация урока, детские работы прошлых уроков.

Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты.

Ход урока

  1. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовность к уроку. Проверка знаний технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

  1. Повторение пройденного материала (слайд)

Учитель. Мы совершим сегодня путешествие в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдалённую от нас несколькими тысячелетиями.

Египет - страна совершенно особая: мы знаем, что Египет существует, знаем, что он существовал прежде, но мы не можем точно сказать, как он появился и откуда. Кажется, что Египет стар, как сам мир, как ветер, как камни, как вся природа.

   Если мы будем вращать глобус, то увидим на нём разные континенты: Америку, Австралию и конечно Африку. Здесь на карте хорошо видна синяя полоса – это река Нил, а рядом земли, на которых процветал Древний Египет.

   Слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная земля» (слайд).

   Начиная наше путешествие, хочется прочитать стихотворение русского поэта Николая Гумилёва:

«Как картинка из книжки старинной

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера…

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода».                   (Слайд)

   Медленно передвигаясь по водам Нила или бредя по песчаному берегу, мы будем вспоминать и повторять, что узнали о Древнем Египте на уроках по архитектуре (слайд).

    Начнём наше повторение с фараонов  (слайд).

Древнеегипетский поэт писал:

«Он - знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он – солнце, видящее лучами своими,

Он освящает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путем».

   На скульптурных изображениях мы видим статуи фараонов: Хефрена, Микерина и царицы Тия.

   Познакомимся лучше с некоторыми из них.

Фараон Хефрен (слайд).

Ученик 1:

Фараон Хеопс – великий

Захотел себе гробницу,

Выше, краше остальных.

И велел писать писцу:

Ученик 2:

- Я приказываю вам –

Выстроить загробный храм!

Чтобы жить мне после смерти,

Без печали в доме вечном.

Чтобы мумия моя

В пирамиде находилась,

И великая душа

Этой жизнью насладилась!

Ученик 1:

Всех рабов собрали вместе.

Ученик 2:

- Строить здесь! На этом месте!

Ученик 1:

Оторваны от прялки и орала.

Палимы солнца, брошены во тьму.

Рабы царя… Их сотни умирало,

Чтоб возвести могилу одному.

Учитель: Продолжим, дальше знакомится с правителями Древнего Египта.

  Фараон Аменхотеп III  (слайд).

Ученик 3:                                     

Фараон Аменхотеп III.

Был, наверное, свиреп

Фараон Аменхотеп.

Обожал, наверно, он

Фараоновский закон.

Он сидел, небось, на троне.

И приказы возвещал.

А пред взглядом фараоньим

Всё смолкало, трепеща.

Он однажды верной свите

Прорычал:

Ученик 4:                                     

- Приказ даю!

Ну-ка скульпторов зовите

Делать статую мою!

Глыбу черного гранита

Пусть везут издалека,

Чтоб остался знаменитым

Фараон ваш на века!

Пусть потом Аменхотепу

Все завидуют цари!

Ученик 3:                                     

- И добавил он свирепо:

Ученик 4:                                     

- Не забудьте цифру ТРИ!

Учитель.

На слайде вы видите сохранившиеся статуи фараона. И дальше знакомимся с фараоном Тутанхамоном (слайд).

Ученик 5:                                     

Фараон Тутанхамон,

Был правитель тех времён.

Восседал на троне он

С золотым рельефом.

Царствовал не долго,

Но оставил о себе

Тайный склеп в сырой земле,

С маской, мумией и верой –

В то, что в жизни нашей есть

Свято место для чудес.

Учитель. На слайде маска и спинка трона из гробницы, найденная в Долине царей в 1922 году. Продолжим знакомиться с правителями Древнего Египта.

Фараон Эхнатон (слайд).

Ученик 6:       

  Фараон Эхнатон.

Правил властью смело он.

А жена его была

И прелестна и нежна.

Красотой своею яркой

Покорила целый свет.

Знаем мы, прекрасней нет,

Египтянки образ царский.

Вы в музей теперь идите

Посмотреть на Нефертите.

Учитель. Нефертити жена фараона Аменхотепа. Её имя означает «красавица грядёт», значит, её признали великой красавицей при жизни. Её портрет сделал большой мастер, скульптор Тутмес. До сих по многие считают, что в лице Нефертини запечатлены самые верные пропорции женской красоты, что это лицо – эталон благородной красивой женщины. По вашему мнению, это верное? Нефертити красавица? (Учащиеся отвечают).

Учитель. В наше время есть красавицы? (Учащиеся отвечают).

3. Практическое задание №1

Учитель. Вам предлагается выполнить рисунок «Портрет современной красавицы». В работе используете фломастеры.

 Учащиеся выполняют задание. Готовые работы вешаются на доску.

Учитель. Продолжая путешествие по Египту, мы обязательно увидим пирамиды. (Слайд)

Что мы знаем о пирамидах? (Слайд)

1 . В каком веке воздвигнута первая пирамида?  

2. Какие три принципа возведения пирамид?

3. Кто построил пирамиду Хеопса?

4. Назовите все три пирамиды в Гизе.

5. Какова длина стороны основания у пирамиды Хеопса?

6. Назовите высоту пирамиды Микерина.

7. Сколько лет уходило на строительство пирамид?

8. Для чего строили пирамиды?

9. Что вам известно про эту скульптуру?  (Фотография Большого сфинкса)

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. 28 в. до н.э.
  2. Гигантские размеры, пирамидальная форма, камень, как строительный материал.
  3. Хемиун.
  4. Хеопса, Хефрена и Микерина.
  5. 233 метра.
  6. 60 метров.
  7. 20 лет.
  8. Пирамида является гробницей фараона.
  9. Большой сфинкс в Гизе. Длина туловища 57 метров, высота 25 м. Относится к 27 в. до н.э. туловище льва, голова фараона.

Учитель. Рядом с пирамидами фараонов возводили гробницы и для их родных или жрецов. (Слайд)

В честь фараона строили храмы. До наших дней сохранились только некоторые. На слайдах вы видите храмы, воздвигнутые разным фараонам в разные века.

У центральной части фасада возводили статуи этих фараонов. Храмы вырубали в скалах. От некоторых храмов остались одни только статуи с изображением фараонов. Частично сохранились и целые храмовые комплексы, например Карнакский. Правительство современного Египта старается сохранить достояние своего народа. (Слайд)

       Необходимо выполнить задание. Назовите древнеегипетские храмы. (Слайд)

На слайде, под номерами фотографии храмов. Назовите их.

Учащиеся отвечают:

  1. Храм царицы Хатшепсут.
  2. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.
  3. Храм царицы Нефертари.
  4. Храм Амона в Луксоре.

Учитель. В строительстве храмов использовались колонны. Назовите их. (Слайд)

Учащиеся отвечают:

- папирусовидная колонна,

- лотосовидная колонна,

- колонна с капителью в виде головы богини.

Учитель. Расскажите, как украшали интерьер храмов в Древнем Египте. (Слайд)

Учащиеся отвечают: настенные сюжетные рельефы и росписи.

Учитель. Назовите виды изобразительного искусства Древнего Египта, представленные на слайде. (Слайд)

Учащиеся отвечают:

  1. Аллея сфинксов.
  2. Живописная роспись «Охота в нильских зарослях». Гробница в Фивах.
  3. Рельеф из Мемфиса «Плакальщики».
  4. Роспись из гробницы «Удод».
  5. Древнеегипетская письменность - иероглифы.

Учитель. В Фаюмском оазисе фараон Аменемхет III воздвиг колоссальное (72000 кв. м.), окружённое колоннадой здание с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабиринтом  (от Лабира – так греки произносили тронное имя фараона Аменемхета).

    На протяжении веков у многих народов мира это слово стало обозначать обширное здание со множеством сложных ходов, настолько запутанных, что в них легко заблудиться.

    В Лабиринте собирались все жрецы и жрицы для решения важных дел. (Слайд)

Учитель. Представьте себе, что вы попали в такой лабиринт. Выбраться из него можно ели ответите правильно на поставленные вопросы. Работа в группах. На каждую группу выделен кроссворд «Лабиринт в Фаюмском оазисе». Вопросы на экране.

  1. Что считали Древние греки первым чудом света?
  2. Столица Египта во время правления фараона Аменхотепа II.
  3. Имя красавицы царицы.
  4. Основы древнеегипетской письменности.
  5. Имя фараона, для которого была построена первая пирамида.
  6. Плоская скульптура.
  7. Столица Древнего Египта в период Нового царства.

Учащиеся разгадывают кроссворд:

  1. Пирамида.
  2. Ахетатон.
  3. Нефертити.
  4. Иероглифы.
  5. Джосер.
  6. Рельеф.
  7. Фивы.

Правильность разгаданного кроссворда проверяем на экране. (Слайд)

Учитель. Вы разгадали кроссворд и выбрались из лабиринта. Молодцы. А сейчас посмотрим фотографии на слайде «Египет сегодня». (Слайд)

Учитель. Жизнь продолжается. Всё так же возвышаются пирамиды, крестьяне обрабатывают землю, палит беспощадно солнце и весь мир преклоняется перед искусством Древнего Египта. (Слайд)

5. Практическая работа №2.

Учитель. Закрепляя теоретические знания, мы выполним практическую работу «Древнеегипетский храм». Каждый из вас получит задание, составляющее часть коллективной работы. Необходимо выполнить: колонны, капители, базы, перекрытие, пальмы.

Учащиеся выполняют работу.

Составление общей композиции на листе.

Учитель. Работу закончили. Подведём итог урока. Я предлагаю вам сделать выводы по уроку.

Учащиеся подводят итог урока, оценивают коллективную работу.

Учитель выставляет оценки, благодарит за работу на уроке.

Учитель. Мы закончили путешествие в страну пирамид и прощаемся с Египтом.  (Слайд).              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока «Лаплатские страны».

Цель урока - сформировать у учащихся представление об особенностях природы и населении Лаплатских стран. Изложение нового материала основано на ранее полученных знаниях  по теме «Бразилия»....

Конспект урока на тему "Пирамида"

Урок проводится в группе 1 курса СПО , является уроком получения новых знаний....

Конспект занятия «В стране здоровячков»

Урок-здоровья с  особыми детьми...

Конспект занятия «В стране здоровяков»

Занятие по ЗОЖ  "В стране здоровяков"...

Урок истории в 5 классе, тема: «Страна пирамид».

материал для урока истории в 5 классе...

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории "Путешествие в страну пирамид"

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории в 5 классе....

Самоанализ урока Путешествие в страну пирамид

Самоанализ проведен по открытому  уроку для  учителей  школы.Учащиеся 5  класса на  уроке  обобщали, систематизировали  и проводили рефлексию по теме ""Дре...