ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по изобразительному искусству (изо)

Сидорова Наталья Евгеньевна

Данная статья посвящена ознакомлению с арт-терапевтическими технологиями в дополнительном образовании как одним из эффективных методов социального воспитания. Методы, используемые арт-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широкого круга воспитательных задач. Принцип вариативности, заявленный в российском образовании, даёт огромную творческую возможность для педагогов выбирать и моделировать образовательный процесс в любом ракурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья29.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Наталья Евгеньевна Сидорова,

учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования,

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №4»

города Железногорска Курской области

THE USE OF ART THERAPY AS A TECHNOLOGY OF SOCIAL EDUCATION IN FURTHER EDUCATION

Natalia Evgenevna Sidorova,

teacher of fine arts, teacher of additional education,

Municipal educational institution

 "Secondary school №4»

city of Zheleznogorsk, Kursk region

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена ознакомлению с арт-терапевтическими технологиями в дополнительном образовании как одним из эффективных методов социального воспитания. Методы, используемые арт-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широкого круга воспитательных задач. Принцип вариативности, заявленный в российском образовании, даёт огромную творческую возможность для педагогов выбирать и моделировать образовательный процесс в любом ракурсе.

ANNOTATION

This article is devoted to acquaintance with art therapeutic technologies in additional education as one of the effective methods of social education. The methods, used by art technology are universal and can be used to solve a wide range of educational problems. The principle of variability, declared in Russian education, gives a great creative opportunity for teachers to choose and model the educational process from any angle.

Ключевые слова: социальное воспитание, воспитательные технологии, социализации личности школьника, воспитательный процесс, создания процесса взаимодействия педагога и ребенка.

 Key words: social education, educational technology, socialization of the student, the educational process, the creation of the process of interaction between the teacher and the child.

В направлении формирования социального воспитания современной молодежи работают различные службы социальной поддержки – это социальные работники, психологи, педагоги, учителя, которые профессионально обеспечивают целесообразную деятельность этой всей системы единого воспитательного пространства. Всё педагогическое сообщество находится в постоянном поиске различных прогрессивных путей движения в этом направлении. В силу ФЗ РФ «Об образовании» учреждения дополнительного образования, являются «вариативной частью общего образования», что обязывает их к «Минимальным объемом социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования». Отсюда следует, что дополнительное образование должно обеспечивать воспитательный процесс, воспитание человека в социуме и для социума, в становлении самостоятельно действующей, социально компетентной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, за творческую реализацию своих способностей.

Как улучшить воспитательный процесс в системе дополнительного образования и более мотивировать детей к занятиям? Как правильно направить социальное воспитание в интересах самого ребенка и прав его личности? Как правильно подобрать в своей деятельности развивающие формы работы и при этом научить ребенка с позиции творческой самоорганизации?   Что нужно для содействия личностных возможностей учеников? Как способствовать их самоорганизации собственной жизни, при этом улучшить их нравственный потенциал? Сложившихся данных вопросов много, наша задача найти правильные ответы, при этом важно учитывать, что запросы у всех детей разные, так же, как и они сами.

 Процесс моей работы в дополнительном образовании, большей частью можно обрисовать как творческий подход, основанный на интуитивном опыте с использованием воспитательных технологий, направленных большей частью своей на социальное и культурное самоопределение. Одной из моих задач в работе с детьми, ставлю создание условий для увеличения личностно и социально значимой деятельности через познание исторических и культурных наследий, приобщение к народным традициям, промыслам. Вот уже на протяжении нескольких лет с целью усовершенствования образовательного процесса в системе дополнительного образования, всячески стараюсь подбирать и разнообразить новые инновационные формы технологий направленных на создание условий для социализации личности школьника. И в этом качестве хорошо способствуют примеры таких инновационных форм воспитательных технологий, как арт-технологии, или по-другому их еще называют арт-терапевтическими технологиями. Разнообразие данной инновационной формы помогает в моей работе, как педагога дополнительного образования, лучше понять ребенка: его эмоционально-чувственный мир, кругозор, интересы. Чем больше мы познаем о воспитаннике, с которым занимаемся, тем это дает нам больше возможности с ним наладить сотрудничество, направить его в нужное русло, самопознания и открытия своего Я. Ведь, кроме стремлений к чему-то хорошему, у ребенка может быть пора тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиск себя, жизненной позиции, правды жизни. Особенно «тревожен» в этом плане переходный возраст, период стремлений, достижений, становления нравственности и обретение социальной позиции. Вот именно в применении арт-технологии много можно найти как для поддержки, так и для создания благоприятной ситуации, для создания процесса взаимодействия педагога и ребенка, то есть реальное включение обучающихся в различные социально значимые дела, проекты.

Что же главное в методике арт-технологий? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить конечную цель данной технологии. Она заключается в создании условий для решения воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира ребенка, развития его личности. Если разложить понятие «арт-технология» на части, то мы получим – арт (от англ. Art) - визуальное искусство, а технология – сочетание психолого-педагогических установок, раскрывающих специальный комплект и модель, методов, способов и приемов воспитательных возможностей. Отсюда получаем, что арт-технология – это способы логических действий педагога, направленных на решение воспитательных задач, с применением разнообразных видов искусства.

Основной стержень данной технологии - нацеливание на включение обучающихся в ситуацию творческой деятельности. В области социального воспитания мы не можем обойти тот важный слой современной культуры, который формируется искусством: театр, литература, изобразительное искусство, музыка. Арт-технология – это своего рода лечение с помощью средств искусства. В ходе данной терапии ребенку предлагается создать свой продукт – нарисовать, сыграть, собрать и т.д. Методы этой технологии охватывают: личностный подход, развитие коммуникативных навыков, управление эмоциями (страхи, агрессия, стресс и т.д.), развитие творческих возможностей, самовыражение ребенка.

Остановимся на описании некоторых методов арт-технологий, которые можно с успехом использовать в работе с детьми как младших, так и старших школьников - это сказкотерапия, изотерапия, коллажирование.

Сказкотерапия – это духовная направленность работы, развернутая на метафорическом понятии сказки. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости. Мир сказок представлен всегда в интересных сюжетах, вызывая добрые чувства, улыбки, смех.  Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Встреча обучающихся с героями сказок не оставляет их равнодушными, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное, развивает интерес, воображение, образ. Через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций как младших, так и более старших по возрасту детей. В своей работе по данному направлению использую темы занятий: «Я все могу», «Путь к успеху», «Мир полон чудес», «Банка Здоровья».

Изотерапия – основана на методах изобразительного искусства. Методы изотерапии имеют как созерцательную форму – то есть, использование реальных произведений искусства, и более активную – создание личных рисунков. Например, на занятии по теме «Труд на радость себе и людям» можно продемонстрировать фотографии врачей, социальных работников, медсестер, учителей и т.д. Затем дать время на обсуждение, что позволяет понять какими личностными качествами должен обладать каждый работник. Затем можно предложить выполнить рисунок с помощью знаков и символов, соответственно раскрыв суть выбранной профессии, работу с подростками можно проводить как индивидуально, так и в паре, группе. В своей практике использую разные техники: акватипию, акватушь, ниткография, монотипию, рисунок «Образный автопортрет», «Поочередное рисование», «Парное рисование», «Рисование с помощью цифр, рисунок герба, рисунок «Дом», «Рисование на воде», «Рисование на стекле».

Коллажирование – использование сей технологии помогает в борьбе с проявлением страха, вызванному мнимым или настоящим недостатком художественных наклонностей. Коллаж (от французского collage – наклеивание), составление на какой-нибудь основе разной по фактуре и цвету материалов. Коллаж применим прежде всего там, где есть возможность усилить эмоциональную силу от увиденного результата, дает впечатление необычного, интересного от составленной композиции с разными элементов. В моей практике на занятиях с успехом использую следующие темы: «Мечта», «Счастье», «Творец», «Моя яркая, интересная жизнь».

Приведу в пример описание одного занятия. Возраст обучающихся 12-17 лет. Арт-терапевтическое упражнение: «Моя яркая, интересная жизнь».

Тема «Моя яркая, интересная жизнь» выбрана целенаправленно, так как формирование жизнеутверждающего нормативного поведения, профилактика суицидальных настроений, поиск путей самосовершенствования и улучшения качества жизни, взгляд со стороны на свои достижения, ресурсы и перспективы, осознание собственного эмоционального состояния как никогда актуально именно в подростковом возрасте.

Цель: развитие чувственной сферы, поиск собственного жизненного пути.

Продолжительность занятия: 20-25 минут.

Необходимые материалы: ватманы, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, журналы разной тематики.

Содержание занятия:

В начале занятия подросткам предлагается разбиться на группы (их может быть 2-3 группы). А затем в процессе работы предлагается создать собственное произведение в форме коллажа. После озвучивания темы, предлагаю ребятам на минутку закрыть глаза. Представить себе ту жизнь, которой бы они хотели бы жить. Она должна быть в их понимании яркой, интересной, насыщенной событиями. Затем, прошу открыть глаза и взять журналы. Предлагаю им начать листать, выбирать те картинки из страниц журналов, которые отзываются в их душе. Также, говорю, что хорошо отметить созвучные заголовки, слоганы, надписи. Можно вырвать листы с этими образами, или просто загнуть уголок странички. После того, как ребята почувствуют: все, картинок хватит, — пусть начнут их вырезать, можно даже где-то и просто обрывать, если это будет уместно.  Ну, а дальше творческий процесс:

- нужно разложить все картинки на ватмане.

-менять их местами, передвигать до ощущения «вот так здорово!».

-приклеить все вырезанные элементы.

После всей выполненной работы нужно придумать и подписать заголовок.

Самостоятельная работа выполняется под классическую музыку. Заключительный этап - рефлексивный блок.  Предлагаю от каждой команды сделать небольшой обзор проделанной работы. Посмотреть на своё творение и ответить на вопросы:

1.Если бы коллаж мог говорить, чтобы он вам сказал?

2.Что, на ваш взгляд, может помочь сделать нашу жизнь яркой, красочной, интересной?

И в заключении, хотелось бы отметить практическую значимость арт-технологий в дополнительном образовании, их успешное использование на занятиях разной направленности, обеспечивающее повышение интереса обучающихся к занятиям, пробуждению желания понять себя, свою значимость в этом мире, помогают осознанию собственного эмоционального состояния обучающегося. Также это дает школьникам почувствовать радость, самоуверенность и чувство собственного достоинства от выполненной работы, одновременно решая проблему социального развития детей посредством приобщения их к духовно-нравственным ценностям, через искусство.

Литература

  1. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
  2. Использование методов арт-терапии с работе с детьми дошкольного возраста http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2714.html
  3. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. С.Пб, «Питер», 2001.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младжшего возраста на основе изодеятельности. – М.: Изд-во: ТЦ Сфера, 2002.- 192с.
  4. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Применение технологий социального проектировония в процессе формирования школьного сетевого сообщества с элементами самоуправления.

В данной статье автор знакомит читателя с алгоритмом проектной деятельности,, сущностью проекта, классификацией проектов, основными компонентами проектной деятельности, различными современными техноло...

Технология применения соревновательного метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной деятельности студентов

Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, преподавателю физической культуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средст...

"Социальное проектирование, как технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях"

Статья раскрывает особенности социального проектирования в школе на примере уроков обществознания....

конспекты уроков обществознания с применением технологии социального проектирования

В данном материале рассматривается применение технологии социального проектирования на уроках обществознания...

Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе....

Презентация на тему:«Применение коммуникативных танцев-игр в музыкальном воспитании и социально–личностном развитии дошкольников»

Презентация на тему:«Применение коммуникативных  танцев-игр в музыкальном воспитании  и социально–личностном развитии дошкольников»...