Применение технологий социального проектировония в процессе формирования школьного сетевого сообщества с элементами самоуправления.
статья (8, 9 класс) по теме

Фрегин Ирина Николаевна

В данной статье автор знакомит читателя с алгоритмом проектной деятельности,, сущностью проекта, классификацией проектов, основными компонентами проектной деятельности, различными современными технологиями, применяемыми на каждом этапе проектной деятельности, а так же делится опытом применения современных технологий на примере конкретных  школьных проектов прошедших апробацию в  образовательном учреждении и выводами по результативности с применением методики М.И.Рожкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_shk.sayta_.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

             Применение технологий социального проектирования

         в процессе формирования школьного сетевого сообщества

                                  с элементами самоуправления

Последнее время, когда наше образование находится в стадии реформирования, а новых подходов к его результатам  вместе с диаметрально противоположными оценками оных, появляется  великое множество как  и статей моих коллег на данную тему многие уверены , что браться за написание еще одной -  дело  ничтожное и неблагодарное. Однако, вопреки столь распространенному  мнению, прежде всего среди педагогического сообщества, осмелюсь  поделиться наработками, прошедшими апробирование в стенах  обычного среднего учебного заведения в течение последних двух лет.

   Новизна ФГОС заключается в Универсальных учебных действиях (УУД) и в разработке алгоритмов к каждому из УУД.  Мы берем за основу требования к экзаменам в 9-Х классах, где в отличии от текущих требований образовательного стандарта  предполагается четыре обязательных экзамена( с 2016 г), один из которых, возможно, будет проходить в форме защиты проекта по выбранному  экзаменационному предмету.

    Сущность любого проекта заключается в РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ, оформленном в виде конечного ПРОДУКТА.  Все проекты делятся на УЧЕБНЫЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ. Основными компонентами проекта являются:

  1. Проблема, сформулированная следующим образом - основной вопрос-название-гипотеза-основные вопросы.
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация себя
  6. Портфолио

Что касается классификации проектов, можно выделить следующие:

- исследовательский

- творческий

-информационный

- ролевой

-практико-ориентированный

-монопредметный

-межпредметный *

    Позвольте познакомить Вас с простейшими технологиями социального проектирования, которые наш педагогический коллектив использовал в процессе формирования школьного сетевого сообщества с элементами самоуправления, а Вы, возможно, сумеете применить их на практике в любом социальном либо учебном проекте, вне зависимости от того, будет ли он связан с сетевыми сообществами или нет.

Под сетевым проектом, подразумевается  социальный проект, созданный на основе сетевого взаимодействия. То, что предлагает  данная статья, является алгоритмом разработки социального проекта, а так же попыткой продемонстрировать некоторые методики организации сетевого взаимодействия.

Планирование социального проекта включает следующие стадии:

  1. Организация группы в социальных сетях
  2. Определение темы и поиск социальных партнеров путем сетевого взаимодействия
  3. Определение примерной структуры проекта
  4. Формулировка проектных заданий
  5. Разработка критериев оценивания.

В 2013 г. В рамках проекта «Неделя правовых знаний» был создан школьный правовой сайт «100 вопросов взрослому».  Первоначально в это сетевое сообщество вошли учащиеся 8А класса, их родители, классный руководитель, завуч по ВР и несколько старшеклассников, выступивших в роли создателя сайта и системного администратора. Поиск социальных партнеров осуществлялся через свободную регистрацию на сайте и созданию на нем различных групп «по интересам».

   Первоначально ставилось целью:

- сплотить класс;

- создать творческие группы с элементом самоуправления;

- «сломать» границы класса и привлечь новых партнеров;

При помощи методики  М.И. Рожкова, оценивающей уровень социализации как отдельных участников, так и коллектива были сделаны выводы по результативности:

  1. Четко обозначился актив класса, скрытые лидеры смогли проявить себя в рамках проекта в различных отраслевых подразделениях:

-аналитики;

-корреспонденты;

-группа технической поддержки;

- волонтеры;

-сценаристы;

-режиссеры;

-переговорщики

2. В сетевое сообщество удалось привлечь новых партнеров: учащихся 8-11 классов и их родителей.

Но любой проект помимо оценки должен иметь конкретный результат, видимый и понятный всем участникам. Начиная тогда, мы надеялись, что оценку  своей деятельности дадут сами участники, что же касается результата, то здесь теплилась робкая надежда, что хотя бы несколько из наиболее продвинутых участников , может быть ,сумеют его  сформулировать.

Предположения тьюторов  оправдались с точностью да наоборот: что касается  мониторинга личностных изменений, то чаще всего оценка наших основных участников- подростков была либо заниженной, либо завышенной. Это обуславливается, прежде всего, особенностями психологии подросткового периода, а не способностью или неспособностью к адекватной самооценке.

А вот оценка результата основными участниками сетевого сообщества превзошла все наши ожидания: подростки сами предложили тему нового проекта и попытались разработать критерии его проведения, здесь уже понадобилась активная помощь тьюторов.  Так весной 2014 года появился новый проект «Помни имя свое…», который стал  еще одним поводом вернуться к сетевому сообществу.

На этом этапе работы мы можем отметить, что группы, в которые ребята объединились, складывались уже без участия тьюторов, а лидеры этих групп самостоятельно осуществляли поиск и привлечение новых партнеров, договаривались о замене выбывших участников и т.п. Это дало возможность каждому участнику сообщества реализовать свои замыслы, проверить свои способности, научиться взаимодействию с другими участниками. Некоторые сознательно отказывались от работы в « привычной»  группе, мотивируя тем, что хотят попробовать свои силы на новом поприще. Аналитики становились корреспондентами, волонтеры – режиссерами. Другие же, наоборот, не желали покидать свою группу, так как именно благодаря ей они почувствовали себя востребованными, значимыми и хотели продолжить ту деятельность, которая подарила им ощущение полной социальной адаптации в сообществе. Обычно, это были подростки с заниженной самооценкой, либо те, кто в коллективе был малозначим, избегал любых общественных поручений, держался в стороне от внеурочных мероприятий.

Именно тогда мы впервые получили оценку личностных изменений от родителей. Выдержка из разговора с родителями:

        « Раньше я с трудом поднимала своего сына по утрам, постоянно его поторапливала с  умыванием, одеванием, завтраком, опасалась, что он опять, как всегда, опоздает в школу, либо пойдет медленно, чтоб прийти к концу урока. Как только вы задействовали его в проекте, он встает раньше нас, постоянно поторапливает меня с завтраком, и требует выглаженный костюм каждый день. Он  загорелся участием в проекте, постоянно что-то придумывает, даже начал с нами делится своими мыслями, хвастает, что обращается с аппаратурой лучше всех в школе и поэтому незаменим - это признают даже его одноклассники. Спасибо Вам большое, за то, что дали ему шанс поверить в себя, в свои силы».

                                                                                                                                Любовь Ивановна Божко

   С этого момента  изначально заявленному правовому сообществу стало « тесно» в рамках определенных ранее. Участники сетевого сообщества предлагали новые темы и направления проектной деятельности. Одна из активных участников выступила с инициативой откликнуться на предложение МО «Звездное» и принять участие во всероссийской акции «Бессмертный полк», а так же обосновала социальную значимость его проведения, т.е сформулировала проблему. Новый проект сетевого сообщества посвящался 70-летию Победы в Великой отечественной войне, а методикой его реализации стала исследовательская деятельность, в которую включились новые партнеры: прежде всего родители и ближайшие родственники (бабушки ,дедушки, прабабушки), которые раньше, за редким исключением, выступали в роли сторонних наблюдателей. Сейчас они стали активными помощниками своим детям, вместе с детьми искали информацию о своих родственниках военного поколения, вынимали из забвения старые фотоальбомы, разыскивали уцелевшие  военные документы, письма. Некоторые обращались  за помощью в военные архивы, иногда выясняя что-то новое о своих родственниках, подчас восстанавливая не только судьбу погибших, но даже годы их жизни, даты рождения, награды, о которых не знали. Иногда удавалось узнать место гибели и даже место захоронения погибших.

 Проект «Бессмертный полк 519» зажил своей жизнью, привлекались новые его участники: ветераны, выпускники нашей школы, муниципалы, учащиеся младших классов. Он вступал во взаимодействие с другими сетевыми сообществами  , участники  сетевого сообщества  могли отходить от нашего сообщества и вступать в другие. Так девятиклассница  приняла участие в районном фестивале, организованном ДД(Ю)Т Московского района, «В поисках Великого Времени»  и подготовила мультимедийную презентацию о сотрудниках ленинградского зоопарка в годы Блокады (конкурс мультимедийных презентаций «Высокое звание»).  Ученица 11 класса  вступила в сетевое сообщество Горцентризбиркома и приняла участие в городской online викторине «Избирательный процесс». Активисты  сетевого сообщества приняли участие в награждении ветеранов.

На каждом этапе нашего проекта применялись конкретные  современные технологии:

«Дебаты»- на этапе определения примерной структуры проекта;

«Организация групповой деятельности. Обучение работе в сотрудничестве»  и  технология развития «критического мышления» - на этапе формулирования проектных заданий;

« Проблематизация» и «визуализация» - на этапе привлечения новых социальных партнеров;

Метод «исследовательской работы» - на этапе разработки проектных заданий;

Система инновационной оценки «Портфолио» - на стадии разработки критериев оценки.

При разработке оценивания учитывались следующие показатели:

А) Мониторинг результативности  (по методике  М.И.Рожкова)

- исследовательские работы

- создание «Книги Памяти»

- навыки создания портфолио

- УУД как то, навыки работы с различными источниками ( семейные и государственные архивы, письма, трофеи, семейные реликвии)

Б) Мониторинг личностных изменений

- лидерство и коммуникабельность

-навыки коллективной деятельности

 - изменение  навыка самооценки

-  изменение навыка самоорганизации

Все эти этапы проходили и оценивались через правовой сайт. /http:freginirina.wix.com 100 voprosovzroslomu/

И конечно нельзя не отметить работу тьюторов. Если в начале становления нашего сетевого сообщества тьютор вынужден был брать на себя функцию «двигателя проекта» пусть негласно и незаметно, но основная нагрузка по организации и продвижению проекта ложилась на него, то сейчас его функция сводится лишь к озвучиванию проблемы, если таковая возникает в ходе реализации проекта. В остальном его роль, роль  «первого среди равных». Его мнение ,безусловно, пользуется авторитетом и учитывается другими участниками сообщества, но не является главным, либо обязательным к исполнению.

      Подводя итоги,  хотелось бы отметить еще один немаловажный момент – это  формирование  в результате данного проекта  высших ценностей.

           Материальные блага для нас имеют значение, но не решающее: мы удовлетворяемся скромным достатком. Первейшее- духовность, развитие умения делать добро людям и не допускать зла. Это добротолюбие, замешанное на Разуме, Мышлении, Уме.**

       Изучая образы и дела своих предков, молодое поколение обретает корни, находит образцы ума, души и духа, примеры бескорыстия и созидания. Меняется отношение к своим пращурам, появляется понимание ценности истории своей страны  и, как сказал В.В.Путин в своем ежегодном послании президента, обеспечивается неразрывная связь поколений.***  Восстановление  этой духовной связи есть одно из главнейших условий Возрождения России, Возрождения Великого народа, особенно в современной ситуации, когда участились попытки пересмотреть итоги Второй Мировой войны и переписать историю, лишить наших потомков Великой Победы. СТЕРЕТЬ ДАЖЕ ВОСПОМИНАНИЯ О НЕЙ!  А разве не является все вышеперечисленное важнейшими составляющими в воспитании гражданственности, достоинства личности, национальной самоидентификации, патриотизма?

                                                                                                                        И.Н.Фрегин

* Питюков К.Д. из лекции для петербуржских педагогов октябрь 2014г.

** Гончарова Т.И. из лекции для парижских педагогов  октябрь1987 г.

*** Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014г.

Список используемой литературы:

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения», М. Просвещение 1990г.

Выготский Л.С. «Психология искусства» под ред. Иванова В.В. 3-е изд. М. Искусство 1986г.

В.Ю.Питюков « Основы педагогической технологии» М. «Гном и Д» 2000г.

Гончарова Т.И. «Приоритетная идея русской школы: воспитание ума»  Пособие для создателей Русской школы СПб: ЛОПИ 1995г.

Гончарова Т.И,. «Школа как духовный центр совершенствования  русской нации»  М. Роман-газета 1993г.

Рожков М.И. «Развитие самоуправления в детских коллективах» М. Владос 2004г.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Эвристическое обучение" в процессе обучения математике

Данная статья содержит краткое описание технологии ЭО, а также примеры ее практического применения...

Применение технологии web-квеста в процессе учебной деятельности на уроках информатики и ее направленность на формирование УУД

Технология web-квест:—Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. —В технологии web-кв...

конспекты уроков обществознания с применением технологии социального проектирования

В данном материале рассматривается применение технологии социального проектирования на уроках обществознания...

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....

Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе....

Теоретическое обоснование применения методики миофасциального релиза в процессе формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

Нарушения осанки и деформации позвоночника являются в настоящее время актуальной проблемой. Из анализа данных научно-методической литературы известно, что 96% из всех отклонений от нормальной осанки у...

Презентация "Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей"

Презентация «Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей» была представлена на научно-практическом семинаре «Сопровождение...