конспекты уроков обществознания с применением технологии социального проектирования
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Чернакова Мария Александровна

В данном материале рассматривается применение технологии социального проектирования на уроках обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Семья в современном обществе

Цель: Сформировать коммуникативные компетенции учащихся при использовании элементов социального проектирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование у учащихся стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям.
  2. Формирование готовности к построению семейных отношений на основе социального партнёрства.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к закону и праву.
  2. Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи.

Воспитывающие:

  1. Воспитание уважения к личности, её правам и достоинствам.
  2. Воспитание личности, способной строить внутрисемейные отношения на основе компромисса.
  3. Воспитание гражданской позиции у обучающихся.

Оборудование: таблички с названием групп, результаты социологического опроса, мультимедийный проектор, презентации, карточки с задачами, презентация учителя.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: групповая работа, диспут, работа на компьютере.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 минута. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
  2. Повторение пройденного материала– 10 минут. Презентация учащихся по формам семей.
  3. Практическая работа – 7 минут. Заполнение кластера проблем современных семей п. Светлодольск.
  4. Решение задач – 10 минут. Оценка ситуации с точки зрения традиционной и современной семей.
  5. Поиск вариантов решения проблем – 7 минут. Презентация учащихся “древа решений”.
  6. Заключительный этап урока – 5 минут. Домашнее задание.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Класс делиться на 2 группы

(сторонники традиционной семьи и современной). Учащиеся за неделю до урока проводят социологический опрос среди жителей посёлка по самостоятельно составленным анкетам (возможна консультация учители при составлении анкет).

Пример анкеты:

  1. Ф.И.О. респондента_____________________________________
  2. Дата рождения_________________________________________
  3. Сведения о замужестве__________________________________
  4. Какая семья, на ваш взгляд, является идеальной на сегодняшнее время – традиционная или современная (нужное подчеркнуть). Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Назовите, какие проблемы были в вашей семейной жизни. Какие вы решали самостоятельно, а какие совместно с родителями. Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие организации и учреждения помогают Вам строить крепкую семью? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Как вы считаете, что важнее семья или личная свобода? Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Предложите наиболее продуктивный вариант решения проблем современной молодой семьи? __________________________________________________________________________________________________________

 

Заранее благодарим за ответы!

Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом – является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления реальных возможностей, для социокультурного развития. В последнее время статус семья определяется лишь необходимостью воспроизводства рабочей силы. Хотя семья с момента своего появления должна выполнять довольно широкий спектр обязанностей, поэтому учащиеся предлагают свои точки зрения на форме семей, с указанием положительных и отрицательных сторон.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Учитель: Современная семья существует, чтобы выполнять функции и как социальный институт. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время. Вам предлагается ряд таких функций, вы должны распределить по графам таблицы и обосновать свой выбор.

Детский вариант выполнения задания:

Традиционная семья

Современная семья

1. Репродуктивная

2. Воспроизводство рабочей силы

3. Первичный социальный контроль

4. Социализация молодого поколения

 

5. Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных

 

6. Представление определённого социального статуса

Работа с результатами социологического опроса (“мозговой штурм”)

Семья в настоящее время сталкивается со множеством проблем, которые порою не в силах разрешить самостоятельно без посторонней помощи и тогда она приобретает статус “кризисной”. Вы провели социологический опрос и выявили проблемы семей нашего посёлка. Вместе с вами мы заполним таблицу наиболее часто называемых проблем семей посёлка (см. приложение № 1).

Практическая работа.

Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения. (с использованием теоретического материала).

Пример таблицы:

Вариант решения с точки зрения традиционной семьи

Вариант решения с точки зрения современной семьи

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Возможен вариант составление ситуаций самими учащимися.

Жизненные ситуации:

  1. Несовершеннолетний сын пришёл с улицы за полночь в нетрезвом состоянии.
  2. Ссора родителей по вопросу дальнейшего обучения дочери в школе (дочь закончила 9 классов)
  3. Мама заставляет помогать по дому отца и сына (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.)
  4. Из-за отсутствия в семье “лишних” денег родители не могут купить сыну новую модель телефона.
  5. Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.
  6. Родители заставляют хорошо учиться в школе, при отсутствии способностей у ребёнка.

После решения простых по содержанию проблем возвращаемся к поиску решения семейных проблем п. Светлодольск, при заполнении “древа решений”.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517995/img1.gif

 

“ДРЕВО РЕШЕНИЙ”

Учитель: Выполняя подобную работу, вы развиваете умения и навыки для работы над социальным проектом. Ваши результаты и выводы будут использованы при разработке совместного проекта “Надежда”.

Урок подошёл к концу и в завершении следует привести слова российского социолога И. Бестужева–Лада, который считает, что не так трудно создать семью, как трудно её сохранить. Сегодня на неё обрушилось действие

“четырёх джинов”, свирепствовавших и до этого, но державшихся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с родителями, несправедливость в распределении обязанностей и бытовое хамство. Используя высказывание социолога, выполните следующее домашнее задание:

– Согласны ли вы с социологом в оценках причин распада семей?

– Что, на ваш взгляд, может обуздать “джинов”?

Результативность: В процессе изучения данной темы учащиеся получают чёткое представление о семейных отношениях, правах и обязанностях родителей и детей. Урок представляет собой звено многогранной работы, осуществляемой родителями и школой по воспитанию уважительного отношения к семье и её духовным ценностям. Развивает умения участвовать в дискуссии, обосновывать свою точку зрения, отстаивать гражданскую позицию, самостоятельно анализировать и находить пути решения семейных проблем, используя только компромисс, не как простой обыватель, а как человек деятельный и самостоятельный.

Используемая литература:

  1. Журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”, 2007 г. № 6,7,9,10.
  2. Пахомов В.П. “Социально– образовательный проект “Гражданин”, Самара, 2006 год.
  3. Корнева Т.А. “Уроки учительского мастерства”, Волгоград, 2006 год.
  4. Сластёнины В.А., Л.С.: Педагога. Инновационная деятельность. М. Издательство Мастер 1997 год.

Приложение № 1.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517995/img2.gif



Предварительный просмотр:

План-конспект урока обществознания «Защита Отечества»

7 класс

Предмет: обществознание.
Класс: 7
Тема урока: «Защита Отечества», (теория и практика)
Тип урока: формирования новых знаний

Форма урока: применения знаний в проектной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: групповое занятие

Оборудование:компьютер;экран;мультимедийный проектор.

Цели урока:

а) получить обществоведческие знания; научиться анализировать, делать выводы; развивать мышление; научиться создавать проект; способствовать воспитанию чувства патриотизма, развитию коммуникативных качеств; снизить школьную тревожность.

б) вооружить учащихся обществоведческими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; формировать умение активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные; создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом.

в): укрепление взаимодействия между педагогом и учащимися с целью получения качественных обществоведческих знаний; использовать приобретенные знания в практической деятельности; развитие логического мышления и творческих способностей.

Ход урока

Этапы  урока:

1.                Организационная часть

Структура организационного этапа:

  • Приветствие.
  • Объявление темы, целей, формы урока – создание проектов

2.                Изучение материала

            Структура этапа изучения материала:

·        Учитель объясняет последовательность создания проектов:

ü  Определение объекта, исходя из темы;

ü  Придумать интересное название для проекта ;

ü  Изложение проделанных действий при решении этой проблемы;

ü  Продукт: схема, таблица, буклет, презентация или рисунок;

ü  Рефлексия деятельности: актуальность, что узнал, в чем была сложность?

·        Учитель делит класс на 3 группы и раздает названия проблем для создания проектов:

ü  «Действительно ли защита Отечества является нашим долгом и обязанностью?»

ü  «Регулярная армия – хорошо или плохо?»

ü  «Военная служба – это добровольное дело?»

 

3.                Подведение итога занятия:

 

Структура этапа подведения итогов:

 

ü      Узнать поняли ребята, как нужно создавать проект, объяснить непонятные моменты.

 

4.                Домашнее задание:

 

Структура этапа домашнего задания:

 

ü  изучить материал из учебника, Интернета или из других источников на тему «Защита Отечества»;

ü  создать проект в виде схемы, таблицы, презентации, буклета или рисунка;

ü  в тетрадях провести рефлексию деятельности;

ü подготовиться к защите.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Выступление на заседании ШМО классных руководителей "Новые воспитательные технологии. Технология социального проектирования"

Материал содержит теоретическую и практическую основы технологии социального пректирования как новой воспитательной технологии....

Конспект урока обществознания 8 класс тема Социальная стратификация

Конспект урока обществознания 8 класс тема Социальная стратификация...

конспект урока с использованием технологии социального проектирования "Учимся создавать свой бизнес"

конспект урока, где на примере защиты проектов учащихся можно проследить тенденцию успешного внедрения технологии социального проектирования в 7 классе на уроках обществознания....

Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе....

Конспект урока обществознания с использованием технологии бриколаж. Тема. Билет в моё успешное будущее.

Особенности технологии, используемой на уроке. Бриколаж от фр. смекалка,  в образовательной деятельности - это использование для учёбы всего, кроме специально созданных инструментов: учебников, д...