Выступление на заседании ШМО классных руководителей "Новые воспитательные технологии. Технология социального проектирования"
учебно-методический материал по теме

Елена Александровна Ватутина

Материал содержит теоретическую и практическую основы технологии социального пректирования как новой воспитательной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx8.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО классных руководителей руководителя МО Самареновой Е.А.

Новые воспитательные технологии

 Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. 

К.Д. Ушинский 


Уважаемые коллеги!

Став классным руководителем, я ощутила огромную ответственность за детей, которых мне доверили, ведь теперь и я помогаю им расти и развиваться.  Все чаще передо мной, как и перед всеми моими коллегами, встают вопросы:

- Как формируется человеческая личность, и кто ответственен перед государством за то, каким будет человек - школьник, когда вырастет и станет полноправным гражданином России?

- Каким образом оказывают влияние на ребенка родители, учителя, социум, средства массовой информации? Почему сегодня против любви, взаимопонимания, терпения и согласия, всё чаще вступают в борьбу жестокость, эгоизм, леность, потребительское отношение друг к другу?

- Как научить детей с добром относиться к людям, с удовольствием общаться, уметь находить правильный выход из сложных ситуаций?

- Какие средства, методы, формы, технологии использовать при воспитании нового поколения школьников?

Трудно на эти вопросы найти однозначные ответы. Ведь и мы, и наша жизнь сегодня непрерывно изменяются, порою виртуальный мир воздействует на ребёнка сильнее и ярче, чем семья и школа.

Ещё Александр Васильевич Суворов несколько столетий назад говорил, что самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.  

Мне кажется, что одним из путей достижения совершенства в воспитании сегодня является освоение актуальных педагогических технологий и использование их в работе.

Герман Константинович Селевко наряду с другими педагогическими технологиями выделил воспитательные технологии.

Авторы научных исследователей в области педагогических технологий

О.С. Анисимов, Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Л.В. Куклина, М.М. Левина, З.А. Малькова, В.И.Новикова, Ю.О. Овакимян,  Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, В.А. Сухомлинский, П.Г. Щедровицкий, Н.Е. Щуркова и др. 

…«По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время различают:

-- обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии….» (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005, С. 56)

Наиболее часто в педагогической литературе встречается несколько определений понятия воспитательная технология, но мне ближе и понятнее всего определение Л. В. Куклиной:

Воспитательная технология -  это   модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения.

В своей работе я часто применяю такие традиционные и хорошо известные технологии как коллективно-творческая деятельность, групповое воспитание Н. Е. Щурковой, игровые технологии, гуманное коллективное воспитани В.А.Сухомлинского, технологию педагогической поддержки  и помощи учащемуся в решении его жизненных проблем.

Но сегодня мне бы хотелось поделиться опытом использования в работе классного руководителя элементов технологии проектирования, в частности, социального проектирования.

Думаю, что это актуально для нас, так как метод проектов красной нитью  проходит через содержание образовательной деятельности, предусмотренной новым ФГОС, а также социальное проектирование помогает развивать социальную компетентность, что является личностным результатом развития школьника.

Вообще структура технологии содержит ряд компонентов:

Диагностирование 
Целеполагание 
Проектирование 
Конструирование 
Организационно-деятельностный

Контрольно – управленческий

и Содержательный компоненты

 Содержание воспитательных технологий включает в себя:

•    Научно обоснованные социализированные требования 

•    Передачу социального опыта 

•    Постановку цели и анализ сложившейся ситуации 

•    Социализированную оценку ученика 

•    Организацию творческого дела 

•    Создание ситуации успеха 

   

Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания

        Социальное проектирование может быть рассмотрена как продуктивная воспитательная технология, так как конечным результатом её является предметный продукт с одной стороны, и, с другой стороны,  изменение состояния коллектива и развитие личности каждого ребёнка.

Кратко технологические компоненты для конкретного социального проекта «Создание малого зимнего сада в классе» для учащихся 5 класса могут выглядеть так:

1 – диагностирование: состояние детского коллектива на начальном этапе адаптации при переходе в 5 класс

2 – целеполагание: постановка целей по сплочению коллектива и созданию психологического комфорта

3 –проектирование   создание образа малого зимнего сада в классной комнате и состояния детского коллектива по завершении работы  

4 – конструирование: детальная проработка замысла проекта

5 –  Организационно – деятельностный компонент: организация субъектов деятельности (родителей, детей, педагогов для реализации идеи) 

6 –  Контрольно – управленческий компонент включает в себя деятельность по управлению проектом со стороны классного руководителя, родительского комитета и органов самоуправления класса.

Мы будем знакомиться с технологией социального проектирования, используя другую  технологию – кейс-технологию.

Итак, тема нашего проекта «Создание малого зимнего сада в классе» для учащихся 5 класса.  

Цели проекта:

-способствовать адаптации детей в 5 классе;

- сплотить детский коллектив  в совместной деятельности;

- освоение нового пространства;

-создание комфортной обстановки в классе.

 Сейчас я попрошу вас, уважаемые коллеги, попробовать   совместно сформировать педагогический инструментарий к нашему проекту и через несколько минут собрать технологическую цепочку действий. Она представляет собой несколько этапов:

•    Подготовительный этап   (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов) 
•   
Этап создания необходимого психологического настроя  (линейка, костёр, поход в КГУ, приветствие, вступительное слово, стихи, плакаты, девизы, лозунги, торжественное обещание)  формы и методы проведения старта проекта
•   
Этап Содержательной (предметной) деятельности (закупить материалы, определить, кто за что отвечает, непосредственно сажать растения, и т.д.)
•   
Завершающий (результативный этап) (например: праздник открытия зимнего сада…) 

•    Проекция на будущее (ухаживать за садом дальше, распространить свой опыт для других классов, пойти с шефской помощью к начальной школе)

Прошу вас разделиться на 2 группы.

1 гр. -   Вас попрошу поработать с этапами создания необходимого психологического настроя и  с этапом завершения;

2 гр. - Вас попрошу поработать с этапом содержательной деятельности и этапом проекции  на будущее.

А я поработаю с подготовительным этапом. В помощь вам я даю кейсы, где находятся материалы, которые помогут вам в работе. (2-3 минуты музыка, работа педагогов)

Т.К. подготовительный этап у меня – я начну.

 Для начала я обращусь к родителям с просьбой, чтобы они поспрашивали детей о том,  есть ли у них в классе цветы, какие, чтобы им хотелось сделать в классе, для того, чтобы дети заинтересовались и задумались. Затем поговорю с классом, стараясь вызвать у них интерес к проекту.

Затем слово педагогам.

    -   Таким образом,  благодаря этой технологии, реализуемой через конкретный проект, целесообразный для данного возраста и данного этапа монго взаимодействия с коллективом. Я достигла поставленной цели. Трудный период адаптации детей в 5 класе стал чуть легче ( они увлеклись, они играли, жили этим проектом) Я лучше узнала детей и родителей, коллектив стал сплоченнее, классная комната стала уютнее и любимее, да и я стала понятнее и интереснее для детей.

Спасибо технологии социального проектирования и вам, уважаемые коллеги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО классных руководителей "ненасильственные методы воспитания"

Материал содержит рекомендации,  когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию : 1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...

Выступление на заседании ШМО на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ» Учитель технологии Жанков В.И.

В выступление говорится о том , что деятельностный подход в обучении технологии позволяет обучающемуся занимать активную позицию,формирует культуру мышления,развивает воображения и фантазии,улучшает п...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...