Этнокультурное обучение и воспитание через уроки-погружения в рамках педагогического проекта «Ломоносовские дни»
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Лоскутова Майя Васильевна

Этнокультурное обучение и воспитание в школах традиционно реализуется через уроки истории, ИЗО, МХК, технологии, физкультуры, внеурочные курсы, проектную деятельность. Я задумалось над тем, какие еще возможности в нашей школе можно задействовать  для решения задач этнокультурного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viii_mezhdunarodnyy_molodyozhnyy.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурное обучение и воспитание через уроки-погружения в рамках педагогического проекта «Ломоносовские дни»

Лоскутова М.В.

учитель ИЗО

МБОУ «Белоярская СОШ №1»

Верхнекетского района

Томской области

«Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютный объём гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа».

В.В.Путин

В условиях глобализации, происходящей в современном мире, когда изменяется политическая, экономическая, этническая  и культурная картина мира, что   характеризуется, в первую очередь,  неоднозначным отношением членов разных социальных, этнических и культурных групп друг к другу, ростом агрессии, пренебрежительного отношения к представителям других национальностей, снижением у современной молодёжи интереса к традициям, истории и культуре своего народа, этнокультурное образование в школах приобрело особое значение. 

Актуальность проблемы подчеркивается тем, что ещё в 2010 г. Министерством образования и науки РФ была подготовлена «Концепция развития поликультурного образования» с целью обеспечения  гражданского мира, создания благоприятных условий для социализации новых поколений, что особенно важно на этапе общероссийской модернизации в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу с 1.09.13 года, поставил акцент на  изучении основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации (Глава 11. «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся»). А так как образование в Российской Федерации перешло на ФГОС ООО встала необходимость решения задач этнокультурного образования.

Этнокультурное образование в нашей школе успешно реализуется с 2013 учебного года в рамках центра этнокультурного образования «Солнцеворот». Фестиваль детского творчества «Этнокультурный калейдоскоп Сибири» стал площадкой для предъявления результатов ежегодной работы в этом направлении не только нашей школы, но и школ нашего региона.  Этнокультурное обучение и воспитание в школах традиционно реализуется через уроки истории, ИЗО, МХК, технологии, физкультуры, внеурочные курсы, проектную деятельность. Я задумалось над тем, какие еще возможности в нашей школе можно задействовать  для решения задач этнокультурного образования.

В нашей школе реализуется педагогический проект «Ломоносовские дни». Он приурочен ко дню рождения М.В. Ломоносова  19 ноября. Меня заинтересовали уроки-погружения в рамках этого проекта, как возможность для работы в направлении этнокультурного образования. Это полноценный учебный день: 4 академических урока, плюс уроки мастер-классы и завершающий урок – предъявление результатов проделанной работы. Для проведения урока погружения учителя, преподающие разные предметы объединяются в одну команду. Это дает возможность изучить выбранную тему разносторонне, приобщить большую группу обучающихся к знакомству и изучению народных традиций, фольклора, декоративно прикладного искусства. Обучающиеся заранее выбирают урок – формируются  разновозрастные группы, объединенные одним интересом к предложенной теме.

На методическом объединении  учителей ИЗО, технологии, ОБЖ, музыки, МХК и физкультуры я предложила использовать уроки погружения как площадку для решения  задач этнокультурного образования. Коллеги меня поддержали и за пять лет получился цикл уроков погружений с этнокультурной тематикой, в разработке и реализации которых приняли участие не только учителя нашего методического объединения, но и педагоги истории, литературы, географии и иностранного языка.  

Самым первым уроком-погружением стал урок по теме: «Русские художественные промыслы и народные игры».

Целью урока стало знакомство обучающихся с бытом, играми и традициями, в которых рос и воспитывался М.В. Ломоносов, с народным декоративно-прикладным искусством, с его истоками.

В разработке и реализации урока приняли участие педагоги ИЗО, технологии и физкультуры. На урок записалось около 50 обучающихся.

На первом этапе прошло погружение в тему для всей группы обучающихся в форме театрализованное представления «Деревенские посиделки», целью которых стало  погружение детей в атмосферу детства Михайло Ломоносова, прошедшего в атмосфере народных традициях художественных промыслов и игр того времени.

Для второго этапа обучающиеся разделились на 4 группы  по выбранным темам:

  1. Изготовление подставки под горячее (технология деревообработки).
  2. Роспись подставки  под горячее в стиле северо-двинских мастеров.
  3. Вышивка атласными лентами.
  4. Народные спортивные игры

На третьем этапе  состоялось представление проделанной работы в форме выставки готовых изделий и презентации изученных народных игр.

Урок погружение «Этнографический музей» разработали и провели учителя ИЗО, истории и технологии. Группа обучающихся, выбравших наше погружение составила 25 человек.

Целью стало знакомство с демографической ситуацией в Сибири после освоения нашего региона Ермаком Тимофеевичем, погружение в традиции, быт русского народа и коренных народов Сибири через фольклор, и декоративно - прикладное искусство. Погружение было реализовано через мастер-классы: «Изготовление трещоток», «Русский кокошник», «Украшение из бисера» и  «Фольклор народов Сибири». Результатом погружения стал музыкальный номер-микс с использованием русских частушек, национального  эвенкийского танца и музыкального сопровождения на шумовых музыкальных инструментах собственного изготовления. Изготовленные на мастер-классах кокошники и нагрудные украшения из бисера стали элементами костюма для выступления.

Интересным опытом интегрированного урока  ИЗО и английского языка стало погружение «Окно в Европу.  Художественные национальные традиции России и Англии» так как обучающиеся соприкоснулись с европейскими традициями. В разработке и проведении приняли участие учителя английского языка, технологии и ИЗО. Группа обучающихся набралась небольшая, 16 человек.

 Целью урока погружения стало знакомство с традициями английского и русского чаепитий. Обучающиеся выявили отличие и сходство традиций чайных церемоний двух стран, изготовили подставки под чашечку в стиле традиционного английского чайного фарфора, русской гжели и традиционной резьбы по дереву, попрактиковались в ведении беседы во время чаепития на английском языке.

Урок погружение «География народных промыслов России» был построен как командная игра.  В разработке и реализации приняли участие учителя географии, ИЗО и МХК. Целью стало создание подробной карты народных промыслов России. Группа обучающихся, выбравших это погружение составила 30 человек.

 Обучающиеся разделились на пять команд по 6 человек.  В ходе работы каждая команда заполняла информационную карту промыслов, по 4 промысла каждой команде. Информацию можно было черпать из представления  учителя МХК «Народные промыслы», интернета, литературы в кабинете ИЗО, географических атласов.

Краткая информационная карта промыслов.

Название промысла

Краткая характеристика промысла

Ресурсы необходимые для возникновения и  развития промысла.

Языковая семья, группа, народ которым принадлежит промысел.

Местоположение промысла.

Задание: заполнить краткую информационную карту промыслов,  придумать и изобразить условное обозначение своих промыслов для будущей карты, подготовить презентацию своей работы, отметить местоположение изученных промыслов на карте своим условным обозначением.

В итоге обучающиеся узнали, какие народные промыслы существуют на территории Российской Федерации, на каких ресурсах основываются, какой языковой семье, народу принадлежит, где находится каждый из них.

Особенно запомнился урок погружение «Северное сияние». Создание книги сказок коренных народов Севера и Сибири своими руками.

В разработке и реализации этого урока погружения приняли участие учителя ИЗО, технологии, музыки, МХК и литературы. На урок записалось 28 обучающихся.

Целью стало создание условий для формирования знаний о коренных народах Севера и Сибири, их особенностях, быте, культуре.

В ходе урока погружения обучающиеся углубили знания о коренных народах Севера и Сибири, через фольклор, сказки, декоративно-прикладное искусство,  отработали навыки работы в группе в соответствии с поставленной задачей, познакомились  со структурой, элементами книги, этапами создания книги, создали книгу сказок народов Севера и Сибири своими руками. Работали  пятью группами: рекламщики, переплетчики и три группы верстальщиков.  Каждая группа отвечала за свой этап работы по созданию книги. В состав верстальщиков входили:

литератор:  его задача определить главных героев сказки, тема сказки, идея сказки;

иллюстраторы: нарисовать иллюстрацию к сказке, в которой отражена основная идея сказки;

 редактор: отредактировать размещение материала на страницах будущей книги согласно макету

+ все собрать воедино;

переплетчики: изготовить переплет, переплести книгу;

рекламщики: подготовить презентацию книги и представить работу групп на заключительном мероприятии.

Как вы могли убедиться, уроки погружения в рамках Ломоносовских дней в нашей школе стали еще одним инструментом реализации работы в направлении этнокультурного образования. Через разнообразие применяемых форм и методов обучения, видов деятельности, практическую направленность они позволяют охватить большой контингент обучающихся, разного возраста и разных интересов, выступают как пример творческого и эмоционального общения детей друг с другом и с педагогами. Судя по примерно одинаковой численности групп обучающихся, выбирающих наши уроки, интерес к урокам погружениям с этнокультурной тематикой не ослабевает на протяжении уже пяти лет. Опыт проведения таких уроков будет полезен педагогам в других общеобразовательных учреждениях. В перспективе я думаю создать сборник методических разработок наших уроков  с этнокультурной тематикой, добавить описания мастер-классов этнокультурного направления, которые я провожу в рамках Ломоносовских дней.

Список использованной литературы

  1. Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
  3. Шучияма Б. Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства //Там же;
  4. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М., изд-во ФГАУ Федеральный институт развития (ФИРО), 2011. 73с
  5. Лебедева Н. М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления [Электронный ресурс]. URL: http://stav-geo.ucoz.ru/publ/ 
  6. Путин В. В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс]. URL:http://www.premier.gov.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)

№Тема урокаДатаМесто проведения1.Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы07.02.2014 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2.Вредн...

2.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)

2.Вредные привычки и их жертвы10.10.2015 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14185870","attribut...

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования. 3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков

1.Тема открытого урока "В гостинице". Дата проведения 17 октября 2017 года.2.Тема открытого урока "Республика Тыва". Дата проведения 21 марта 2018 года.3.Тема открытого урока "...

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствования методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус» (ГБОУ «РШИ «ТКК»)    Сценар...