4.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через открытые уроки.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учитель: Попова Галина Павловна

12 класс.

Обобщающий урок по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»                               (Подготовка к ЕГЭ: выполнение задания 12).

Цели урока:

1. Обобщить знания по теме.

2. Подготовить выпускников к успешному выполнению задания 12 ч.-А ЕГЭ. 3.Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, навыки правописания.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.

I. Определение темы и целей урок:

 На экране: 

Задание:

  1. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их написание.
  2. Объяснить слитное и раздельное написание Не со словами.

Согласно требовани к заполнению бланков ответов по русскому языку:

 - (не) льзя использовать  прописные буквы;

- (не) обходимо писать буквы, цифры и другие символы строго по образцу, приведе…ому на бланках, (не) выходя при этом за границы полей.

-не допускаются «грязь», размазывания или помарки (они могут быть распознаны как символы);

- перед сдачей экзамена (не) помешает потренироваться в написании печатных букв по образцу, чтобы во время ЕГЭ (не) тратить лишнего времени на тщательное копирование символов.

- если  (не)чая…о испортили бланк – (не)медле…о сообщите об этом организаторам экзаменов. Если это произошло до начала ЕГЭ – вам могут выдать новый комплект; если же во время выполнения заданий - уже (ни) чем (не ) помочь, скорее всего, вы будете пере…давать экзамен в резервный день. 

                                                     («Требования к заполнению бланков ЕГЭ»)

Выпускники определяют тему урока на основании представленных предложений: «Не с частями речи».

Учитель:

-Что я зачитала?

Ответ:

-Инструкцию.

  Учитель сообщает, что сегодня на уроке будут  составлять инструкции, в которых будут прописаны мыслительные действия для правильного выполнения  задания 12 ч.- А. 

II.Коллективная работа (для того, чтобы было всем понятно, как работать далее).

НЕ с глаголами и деепричастиями.

  1. Что выпускник должны знать?

- Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно кроме тех, которые без НЕ не употребляются (ненавидеть-ненавидя, невзлюбить - невзлюбив, негодовать - негодуя, нездоровится).

             Схема.

                                        Употребляется ли слово без НЕ?

                           нет                                         да

                       слитно                                  раздельно

  1. Индивидуальная работа. Самоинструкция.

Каждый выпускник  повторяет правописание НЕ с одной из частей

 и, анализируя примеры, составляет небольшую инструкцию-схему, то есть,  он должен определить, что нужно сделать (этапы), какие вопросы задать себе, чтобы определить, как пишется НЕ со словом.

Материалы для работы.

1.НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О-Е:

- несчастье, невзрачный,  нелепо, недоросль;

- не друг, а враг; не легкий, а трудный; не высоко, а низко;

- ничуть не интересная книга, отнюдь не весело;

-неправда (ложь), невежливый (грубый), невесело (грустно);

- сапоги недорогие, но практичные.

2.НЕ с причастиями:

- ненавидящий;

- не увядшие, а свежие цветы;

- ничуть не замерзающее озеро;

- непрекращающийся дождь;

- совсем необдуманное решение;

- не отправленное мною письмо;

- книга не прочитана, квартира не убрана.

3.НЕ с неопределенными и отрицательными местоимениями, местоименными наречиями:

 - некто постучал в дверь, нечем защититься от врага, нечему радоваться, негде взять, некому позвонить, нечто прошумело под окном;

 - не у кого спросить, не о чем говорить, не с чем прийти, не о чем думать, не о ком грустить, не с чего начать.

4.Запомни:

- не рад, не должен, не обязан, не готов, не способен, не нужен, не  нужно, не жаль,  не надо.

5.С местоимениями:

- не мне грустить, не нам спешить, не они виноваты,  не я ответил, не               ему убегать, не себе покупать, упало не оно.

6.Запомни:

-недоспать, недосмотрел, недовез, недовыполнить, недоедать.

7.С именами числительными:

- сейчас не двенадцать часов, осталась не одна пятая яблока, не одиннадцать страниц книги.

III. Учащиеся представляют результаты работы, составляют общую схему-алгоритм для всех частей речи и рассказывают, как ее пользоваться.

Не с именами существительными, прилагательными, наречиями на о – е

                                                                                                                  

                                    Употребляется ли без НЕ?

                                       ↓                                     ↓

                                    Нет                                   Да

                                      ↓                                     ↓

                              Слитно                        Раздельно

                                    ↓                                     ↓

               

1.Очень не, совсем не, совершенно не, весьма не, абсолютно  не…

2.Противопоставление с НО

3.Слово не употребляется без НЕ

4.Можно заменить  синонимом без НЕ

1.Далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не…

2.Противопоставление с А

Не с причастиями.

                                                                                                             

                                    Употребляется ли без НЕ?

                                      ↓                                     ↓

                                  Нет                                   Да

                                  ↓                                        ↓

                              Слитно                        Раздельно

                                 ↓                                        ↓

1. Нет зависимого слова

2. Очень не, совсем не, совершенно не, весьма не, абсолютно  не…

3.Противопоставление с НО

4..Слово не употребляется без НЕ

1. Есть зависимое от причастия слово

2.Далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не…

3.Противопоставление с А

4. Краткие причастия

                                   

Не с неопределенными и отрицательными местоимениями.

                                                                                                             

                                    Употребляется ли без НЕ?

                                      ↓                                     ↓

                                  Нет                                   Да

                                  ↓                                        ↓

                              Слитно                        Раздельно  

                                  ↓                                        ↓

                       1.Ударение на НЕ

1.Предлог отделил Не от местоимения

Не с именами числительными, личными, указательными, притяжательными, возвратным местоимениями.

                                    Употребляется ли без НЕ?

                                                        ↓

                                                      Да

                                                        ↓

                                                  Раздельно  

Учитель:

-Все ли трудные случаи нашли отражение в схемах?

Ответы учеников:

- Не с краткими прилагательными пишутся также, как и с полными.

- Слова с приставкой НЕДО всегда пишутся слитно.
- Не рад, не должен, не готов, не обязан – раздельно.

IV. Практическая работа. Руководствуясь  алгоритмом, учащиеся выполняют задание по изученной теме.

 (Не)истовство (душевная возбужденность); (не)избежно; (не)правда, а ложь; (не)дорогое, но хорошее платье; совсем (не)понятно; ничуть (не)сложно; никак (не)возможно; почти (не)правда; (не)должно; (не)далеко; подошел (не)слышно; (не)торопясь; (не)по-русски; (не)каменный дом; (не)сразу; (не)всегда; (не)довыполнить; ваза (не)хрустальная; (не)растворимый порошок; (не)обозримые просторы; глубоко (не)изученный вопрос; (не)досолить суп; поступок (не)разумен; (не)с кем поговорить; (не)зависимая экспертная комиссия; (не)замечаемые мной (не)дочеты; сливы (не)крупные, но сладкие; (не)доумевающий взгляд; идти (не)спеша; (не)мог сделать; (не)смотря на условности; (не)защищен; (не)старше; (не)этот; (не)восемь книг; работа (не)закончена; (не)ярко-красный; (не)достал книгу.

V. Индивидуальная проверка.

 По результатам проверки учитель предлагает справившимся с работой выпускникам индивидуально выполнить задания 12 «Пособия по подготовки к ЕГЭ» под редакцией Цыбулько, не справившимся с заданием назначает индивидуальные консультации с точечной отработкой каждого алгоритма.

VI. Итоги урока. Оценки.



Предварительный просмотр:

Учитель: Попова Галина Павловна

Дата: 26.09.2015 г.

Класс: 9        

                                  Открытый урок.

Тема: Словосочетание (Подготовка к ОГЭ).

Тип урока: урок - практикум.

Цели:

- образовательная: повторить и обобщить теоретические сведения о словосочетании;

-развивающая: развивать умение определять тип словосочетания, уметь заменять его синонимичным словосочетанием;

-воспитательная: воспитывать самостоятельность, внимательность и аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: 

- учебник «Русский язык» 9 класс С.Г. Бархударова;

-опорные схемы;

-пособие по подготовке к ОГЭ под редакцией Васильевых И. П.

                                 

                                             Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: упражнения 37, 40.

III. Изучение темы урока.

Учитель:

1.Сегодня мы закрепим тему «Словосочетание»:

на примерах  будем определять типы словосочетаний,

 заменять их синонимичным словосочетаниями.

Результатом должны стать  выполненные вами самостоятельно задания из «Пособия по подготовке к ОГЭ».

 2. Дома вы должны были повторить теоретические знания по теме и подготовить вопросы.

Вызванному к доске ученику товарищи предлагают вопросы:

-Что такое словосочетание?

-Из каких слов оно состоит?

-Назови три типа подчинительной связи в словосочетании.

-Дай определение согласования, примыкания, управления.

                                     3. Закрепление знаний.

  1. Работа с отрывком из текста.

Где –то далеко прогремел л..нивый гром. Потом крупный дождь припустил и начал часто –часто сыпаться с неба мелкими каплями. Деревья вес…ло зашумели, листва покрылась мокрым блеском, а от сп…ны мерина пов…лил пар. Ст…щили с сена на т…леги грубое п…л…сатое рядно и накрылись им, как п…латкой. Дождь усиливался. Песок промок, пот…мнел. (Кое) где в к…леях уже нал…лись лужицы, и капли, ударяя по ним, ост…вляли пузырьки.

                                                               ( По К. Паустовскому)

                     1).Словарная работа:

Мерин – конь.    

Рядно – одеяло.

         2).Объяснить орфограммы.

                  3). Из текста выписать все словосочетания, указать главное и зависимое слова, пользуясь опорным конспектом, определить тип  связи.

  1. Типы связи слов в словосочетании.
  2. Опорный конспект.

Виды связи

Вопросы

Чем выражено зависимое слово

Согласование

(Высокое дерево)

Какой (каков)?

Чей?

Который?

Имя прилагательное.

Причастие.

Местоимение.

Числительное.

 

Управление

(Думать о будущем)

Вопросы косвенных падежей

Имя существительное.

Примыкание

(Бежать быстро)

Неизменяемые части речи:

- глагол в неопределенной форме;

- наречие;

-деепричастие.

  1. Самостоятельная работа учащихся с индивидуальной проверкой.

  1. 1.Определить тип связи в словосочетаниях:

трудно разглядеть, рассказал подробно,  дом из кирпича,

в печной трубе,  стеклянным колпаком, атласы по географии,

бревенчатый сарай, деревянная скамейка, серебряное колечко,

увлечённо читал, тополиная ветка, выразить словами, берег моря, осторожно выбрался.

2.Заполнить таблицу, вставляя слова в соответствующий столбик:

хотел рассказать, мыть окно, кольцо из золота, заселившиеся жители, получил пятерку, думать о прошлом, жить с родителями, поступила в ВУЗ, свежее молоко, счастливо жить, мирный договор, соглашение о сотрудничестве, рассказывал улыбаясь.

Согласование

Управление

Примыкание

3.Пользуясь опорной схемой, заменять данные словосочетания  синонимичными словосочетаниями.  Проверка индивидуальная.

                                           Пух      тополя

                                   

                                   Тополиный             пух

Управление

Согласование

Сюрпризом осени

С сожалением скрылись

В зарослях тополей

С завистью посмотрел

Друг человека

Команда тренера

Ствол березы

Печать из сургуча

Искусство театра

                            Бензиновый           запах

                                  Запах             бензина

Согласование

Управление

На привокзальной площади

Жестяную кружку

Кружевной платок

Детская поликлиника

Горных ущелий

Отечественной истории

Болотная вода

Холщевая сумка

Хореографический кружок

Деревянный мостик

                                     Подает беззвучно

                                        Падает без    звука

Примыкание

Управление

Падает беззвучно

Испуганно отдернул

Безжалостно вырвали

Изумленно разглядывали

Небрежно забросил

Задумчиво посмотрел

                                       Летел без страха

                                      Летел     бесстрашно

                           

Управление

Примыкание

Ухватился с радостью

Жил с надеждой

Относился с честью

Вздыхал с горестью

Отдал без возврата

Любил без ответа


V. Итоги урока. Оценки.

 VI. Домашнее задание: отработать задания 7 Пособия по подготовке к ОГЭ под ред. Васильевых И.П..


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...

3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня)

3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения третьего открытого ...

3.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытог...

3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения пятого открытого ур...

Совершенствование методов обучения и воспитания через открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня

Совершенствование методов обучения и воспитания через открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21182578","attributes":{"alt":"","class":"me...